"Воспитание дисциплинированности и ответственности у суворовцев младших курсов"
"Воспитание дисциплинированности и ответственности у суворовцев младших курсов"
Методический материал показывает систему работы воспитателя с суворовцами младших курсов по выработке у них таких качеств, как ответственность, дисциплинированность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Воспитание дисциплинированности и ответственности у суворовцев младших курсов"»
Московское суворовское военное училище
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме:
«Воспитание дисциплинированности и ответственности у суворовцев младших классов »
Исполнил:
воспитатель 3 роты
Белов Лев Николаевич
телефон 89164040792
Дата защиты: 11.12.2016 г.
План.
Вступление. Воинское воспитание суворовцев . Значение , цели , задачи, основные нормативные документы по воспитанию дисциплинированности и ответственности.
Основная часть. Дисциплинированность и ответственность, воспитание этих качеств у суворовцев младших классов.
Заключение . Роль воспитателя по формированию дисциплинированности и ответственности у суворовцев младших классов.
Введение . Воинское воспитание суворовцев . Значение , цели , задачи, основные нормативные документы по воспитанию дисциплинированности и ответственности.
Воинское воспитание суворовцев – это процесс систематического и целенаправленного педагогического воздействия на духовное, нравственное и физическое развитие суворовцев в целях формирования у них высоких моральных, нравственных и духовных качеств, необходимых для обучения в училище и дальнейшего осознанного выбора профессии, посвященной делу защиты Отечества.
Главной целью воинского воспитания соворовцев является развитие качеств личности , отвечающих государственным интересам, формированию моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, ответственности и гордости за принадлежность к Вооруженным силам РФ.
Среди основных задач воинского воспитания суворовцев воспитатель ставит следущее:
-осознание суворовцами необходимости крепкой воинской дисциплины в училище , а потом и в армии;
- воспитание уважения к законам, уставным нормам жизни в воинских коллективах;
-воспитание ответственного отношения к поручениям и делам в коллективе суворовцев.
С самого начала обучения в училище восптатель знакомит младших суворовцев с Уставом МСВУ. В разделе VII. Участники образовательного процесса сказано:
П.81 Обучающиеся обязаны: быть дисциплинированными, честными и правдивыми, знать и соблюдать нормы поведения в обществе; быть законопослушными гражданами; выполнять требования правил внутреннего распорядка, правил проживания и поведения, установленные в Учреждении; уважать руководителей, воспитателей, педагогов и старших, точно и в срок выполнять их поручения и распоряжения в пределах их полномочий, касающиеся учебной, воспитательной и иных видов повседневной деятельности; быть всегда опрятно и по форме одетыми; не допускать самим и удерживать товарищей от недостойных поступков, быть нетерпимыми к нарушениям дисциплины; строго выполнять правила личной гигиены.
П. 83 Обучающимся запрещается рукоприкладство, оскорбление товарищей, сквернословие, неуважительное отношение к старшим, нарушение правил ношения формы одежды.
П.84 За неисполнение или нарушение Устава Учреждения, правил внутреннего распорядка, правил проживания к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление из Училища. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.
П.85 Основаниями для отчисления обучающегося, независимо от срока пребывания в Учреждении, являются совершенные грубые нарушения дисциплины .
Также суворовцы уже в младших классах знакомятся со статьями Дисциплинарного устава ВС РФ.
Важной составляющей воспитания дисциплинированности и ответственности является Торжественное обещание суворовца.
Основная часть. Дисциплинированности и ответственности, воспитание этих качеств у суворовцев младших классов.
Что же такое дисциплинированность и ответственность ?
1.В Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ сказано, что « дисциплинированность это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы.
В повседневной жизни суворовца воспитатель требует от каждого суворовца личной сознательной дисциплинированности.
Это относится к :
- строгому и точному выполнению распорядка дня;
- соблюдению правил ношения формы одежды;
- неукоснительному соблюдению правил внутреннего порядка училища;
Дисциплинированность не является сознательной, если диктуется страхомнаказания, соображениями выгоды или чем-то другим.
В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность. Если поведение суворовца обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина. Правильное поведение суворовца, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров - это исполнительность.
Жизнь в училище подчинена строгому распорядку дня. С самого начала пребывания в училище воспитатель взвода учит и требует от каждого суворовца выполнения этих правил и норм ( подъем, зарядка, заправка кроватей, построение и т.д.) Это ежедневный и кропотливый процесс воспитания. В силу разных психологических особенностей и качеств личности одни суворовцы быстро привыкают и соблюлают предъявляемые требования, другим понадобятся месяцы и годы на выработку необходимых навыков.
Например, в 1 взводе 3 уч. курса есть суворовцы , которые исполнительны и самодисциплинированы. Эти суворовца являются вице-сержантами, ЗКВ, командирами отделений, лидерами в учебе и повседневной жизни. Во взводе нет таких суворовцев, которые отказываются подчиняться и соблюдать уставной порядок . Но есть такие ребята, которые не всегда вовремя заправляют кровать , не хотят идти на зарядку, позволяют шалости во время уроков , в строю, во время отбоя, опаздывают из увольнения. Воспитатель использует различные меры педагогического воздействия: беседа, вызов родителей, вызов на ротный педсовет, лишение увольнения, выговор. Так, суворовец Г. был отчислен из училища по причинам недисциплинированности и невозможности нахождения в коллективе суворовцев.
Воинская дисциплина призвана регулировать порядок, взаимоотношения между суворовцами, отношения во взводе и роте с целью обеспечения высокой организованности . Она создает в коллективе суворовцев здоровый морально-психологический климат.
Мы внушаем младшим суворовцам, что без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил. С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.
Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина. И самые первые навыки суворовцы получают в стенах МСВУ.
2.Ответственность - это сложное морально-психологическое качество, выражающее глубокое осознание воином необходимости выполнения своего воинского долга, обязанностей, стремление осуществить все это в соответствии с требованиями законов, уставов, приказов командиров и начальников.
Чтобы сформировать у суворовцев чувство ответственности за хорошую учебу, поведение, поручение , воспитатель должен знать методы воспитания, их сущность, структуру и особенности применения в условиях МСВУ.
К основным методам воспитанияответственности относятся: убеждение, упражнение, поощрение, принуждение, пример, метод соревнования, критика и самокритика. Ни один из этих методов воспитания не является универсальным и не решает всех воспитательных задач. Они используются в тесном взаимодействии друг с другом как единая система средств, приемов, способов педагогического воздействия на подчиненных.
Так, метод убеждения обеспечивает в первую очередь формирование у суворовцев сознательности, убежденности. Метод примера ( личного или из литературы) оказывает огромное воздействие на поведение подростков, на формирование их морального облика. Метод упражнения способствует выработке разнообразных полезных поведенческих норм, развитию и совершенствованию волевых качеств . Метод поощрения способствует развитию у суворовцев усердия в учебе и повседневной жизни.
Принуждение как система дисциплинарно-педагогических воздействий на суворовцев, халатно относящихся к выполнению обязанностей, может выражаться в форме приказа, категорического требования, предупреждения о привлечении к дисциплинарной ответственности, осуждения на собрании личного состава взвода. Назначение взыскания необходимо для того, чтобы побудить будущего воина, нарушившего дисциплину, глубоко прочувствовать свою вину, и вызвать у него стремление исправиться. Наложение взыскания на одного суворовца предупреждает проступки со стороны других .
Важным методом воспитания является соревнование. Если оно правильно организовано, то способствует формированию у суворовцев сознательного и ответственного отношения к выполнению своих обязанностей ( учеба,дисциплина,внутренний порядок) . Кроме того, соревнование выступает в качестве мощного стимулятора сплочения коллектива. Это могут быть соревнования во взводе между отделениями, в роте – между взводами.
Хочу отметить, что для формирования ответственного поведения своих воспитанников воспитателю взвода необходимо :
1. Сочетать в деятельности подчиненных выполнение ими различных ролей исполнителя, организатора, руководителя.
Роль исполнителя - начальный этап в организации ответственной деятельности солдата и одновременно самый распространенный способ приобщения к ответственности. Ответственность за выполнение приказания, поручения, обязанностей на дежурстве, наряде способствует формированию нравственных привычек, требует исполнительности и инициативы.
Позиция организатора связана с необходимостью приобретения новых знаний, формирования навыков распределения обязанностей, контроля за ходом их выполнения, учета вклада каждого члена коллектива в общее дело, оказания товарищеской взаимопомощи. Опыт ответственного поведения обогащается за счет приобретения умений дать оценку поступкам и действиям товарищей, проявить принципиальность и требовательность.
Позиция руководителя формирует высший вид ответственности, связанный с необходимостью отвечать не только за себя, но и за работу подчиненных, за целые участки и направления коллективной деятельности. Она позволяет овладеть навыками планирования деятельности коллектива для достижения общественно значимых целей, координации работы его органов и отдельных лиц.
- задание должно быть строго регламентированным по объему и времени исполнения;
- суворовцу необходимо осознавать большую значимость поручения для коллектива и воспринимать его как личную потребность;
- задание должно учитывать индивидуальные особенности ребенка;
- надо строго учитывать поручения, контролировать их ход и результаты;
- качество выполнения обязанностей, заданий и поручений должно получать оценку воспитателей и коллектива.
3. Учитывать необходимость индивидуального подхода.
4. Доверяя подчиненным, заботясь о проявлении ими самостоятельности, нельзя проходить мимо нарушений, проявлений разболтанности, неисполнительности. Чтобы воспитать у воспитанников исполнительность, приучить их к дисциплинированным действиям, создавать в коллективе атмосферу взаимной ответственности, необходимо руководствоваться правилом: доверяй, но проверяй. Только при соблюдении этих условий, как показывает практика, контроль и проверка исполнения воспитывают ответственность.
В воспитании ответственности несомненна решающая роль воинского коллектива. Не случайно А.С. Макаренко считал «живой трудовой коллектив главным инструментом воспитания ответственности». Коллективный характер жизни м деятельности суворовцев, отношения ответственной зависимости, складывающиеся в коллективе взвода - важнейшие факторы воспитания ответственности у подчиненных .
Одним из направлений воспитания сознательной дисциплины суворовцев является кропотливая индивидуальная работа с суворовцами , систематически нарушающими дисциплину в училище. Успешное преодоление их недисциплинированности возможно лишь тогда, когда эти подростки включены в деятельность детского коллектива и раскрывают свои лучшие качества.
Заключение. Роль воспитателя по формированию у суворовцев дисциплины и ответственности.
Для получения сведений о внутренних процессах во взводе мною предложена четкая система еженедельного и ежемесячного подведения итогов.
Итоги подводятся каждую субботу. Им предшествует ежедневная кропотливая работа воспитателей взвода. Ежедневно мы оцениваем суворовца по трем основным показателям: учеба, дисциплина, внутренний порядок.
Итоги внутреннего порядка наглядно отображаются в ведомости, которая вывешивается в расположении (оценивается заправка кровати, порядок в прикроватной тумбочке, в шкафчике для одежды и обуви, в шкафчике для учебников и тетрадей). По итогам недели оценивается место отделения и место каждого суворовца во взводе.
Итоги дисциплины суворовцев оцениваются согласно экрана дисциплины за неделю, в котором ежедневно фиксируются все положительные и отрицательные моменты поведения.
Учеба суворовцев оценивается согласно результатов, взятых из LMS- школы за неделю. Согласно этой ведомости по среднему баллу мы определяем места отделений в учебе.
После этого заносим результаты в сводную ведомость и определяем места отделений по трем основным показателям.
Также по отдельной ведомости мы определяем место каждого суворовца во взводе.По итогам четверти мы также подводим итоги, отслеживая динамику основные усилия воспитательной работы.
Таким образом, можно сделать вывод, что работу по воспитанию дисциплинированности и ответственности с суворовцами младших курсов необходимо проводить с учетом возрастных особенностей, используя различные приемы и методы воспитания, применяя состязательность и элементы игры.
Воспитание дисциплины в коллективе не может рассматриваться изолированно от организации и воспитания дисциплины в училище в целом и неизбежно выходит за рамки одного взвода и роты. Успех работы во многом зависит от сложившегося стиля жизни коллектива, его традиций, общественной направленности и многих других факторов. Очень важным в воспитании дисциплинированности и ответственности являются еженедельные построения всего училища с участием начальника училища, его заместителей и т.д. Он определяется тем, насколько слаженно и четко действует педагогический коллектив ( преподаватели, воспитатели, психологи ) , коллектив суворовцев и родители.