kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание нетерпимости к жестокости как функция классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта РФ выпускник основной школы должен принимать ценности межличностного общения, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, нести ответственность перед самим собой и другими людьми за результаты и последствия своих действий.

Согласно анализу воспитательной работы и результатам диагностирования степени удовлетворенности своим коллективом, характера межличностного общения, отношения учащихся к проявлению жестокости в коллективе 8в класса были выделены следующие проблемы:

  • нет единого представления о понятии «жестокость» (следовательно, многие жестокие поступки таковыми не считают);
  • терпимое отношение учащихся к проявлению жестокости в конфликтных ситуациях;
  • подростки не владеют эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Для решения данных проблем была составлена программа воспитательной деятельности на тему: «Эффективные способы разрешения конфликтов в классном коллективе». Данная тема является актуальной, так как освещает важные вопросы, стоящие перед современным обществом: как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, управлять ими.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание нетерпимости к жестокости как функция классного руководителя »

Воспитание нетерпимости к жестокости как функция классного руководителя

Программа воспитательной деятельности


Составитель: Паначева Алла Ивановна, классный руководитель МБОУ СОШ №20 г. Серова








2013-2014 учебный год







Пояснительная записка

Человек – существо социальное. Ребенок рождается и сразу попадает в общество людей. Взаимодействие с себе подобными необходимо человеку для нормального самочувствия, психологического комфорта, ощущения счастья.

Согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта РФ выпускник основной школы должен принимать ценности межличностного общения, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, нести ответственность перед самим собой и другими людьми за результаты и последствия своих действий.

Как бы хорошо не был воспитан и обучен ребенок, к какому бы социальному статусу не принадлежал, ему не удастся избежать конфликтов в жизни. Но этому можно и нужно научить.

Для полноценной жизни подростка нужна не только личная сила, нужно нормальное общение, друзья и многое другое. Почему грубость, неуважение, жестокость, неспособность найти общий язык с взрослыми и сверстниками так распространены в подростковой среде? Подросток в процессе своего развития все глубже осознает многогранность этого мира и начинает испытывать страх перед трудностями. Ему, как и любому другому человеку, хочется чувствовать стабильность, поэтому подросток и начинает придумывать свои законы, по которым старается жить. Нередко этим законом становится культ силы. Он привлекает подростков своей простотой: если сильней – значит прав, если с нами – значит друг, против нас – значит враг. Зачастую подростки даже не знают, что можно по-другому.

Эти явления не обошли стороной и коллектив 8в класса МОУ СОШ №20.

Наш класс состоит из 20 учащихся: из них - 14 мальчиков и 6 девочек; возраст ребят (13-14 лет) – сложный переходный возраст от детства к взрослости, отличающийся противоречивостью в поведении. Физиологическое развитие подростков влечет за собой тревогу, неуверенность в себе. У многих ребят наблюдается пассивная позиция в отношении учебной деятельности, снижение мотивации, эгоцентризм, проявление конфликтности, грубости друг к другу, к родителям и учителям.

Согласно анализу воспитательной работы и результатам диагностирования степени удовлетворенности своим коллективом, характера межличностного общения, отношения учащихся к проявлению жестокости в коллективе 8в класса были выделены следующие проблемы:

  • нет единого представления о понятии «жестокость» (следовательно, многие жестокие поступки таковыми не считают);

  • терпимое отношение учащихся к проявлению жестокости в конфликтных ситуациях;

  • подростки не владеют эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций.

Для решения данных проблем была составлена программа воспитательной деятельности на тему: «Эффективные способы разрешения конфликтов в классном коллективе». Данная тема является актуальной, так как освещает важные вопросы, стоящие перед современным обществом: как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, управлять ими.

Цель данной программы заключается в обучении учащихся основам конструктивного общения и поиска оптимальных путей разрешения конфликтных ситуаций.

Эта цель реализуется при выполнении следующих задач:

  1. изучить отношение учащихся к проявлению жестокости в конфликтных ситуациях;

  2. организовать исследование для уточнения понятия «жестокость»;

  3. познакомить с понятием «конфликт», причинами его возникновения и эффективными способами разрешения;

  4. помочь проанализировать собственное типичное поведение в конфликтных ситуациях;

  5. научить видеть механизм возникновения агрессии, развития конфликта;

  6. создать атмосферу сотрудничества, уважительного отношения к себе и другим;

  7. активизировать процесс самопознания и самопринятия учащихся;

  8. заручиться поддержкой родителей в реализации программы, выработать общие принципы разрешения конфликтов.

Программа содержит диагностические методики, направленные на изучение личности учащихся, их умения общаться и выбирать правильную тактику поведения в конфликте; практическую часть, в ходе которой учащимися отрабатываются навыки бесконфликтного общения, умения контролировать свое эмоциональное состояние. Кроме этого, в программу включены работа с родителями, учителями, работающими в 8в классе, привлечение специалистов.

Результатом работы по данной теме можно считать сформированность у учащихся таких качеств личности как:

  • умение решать проблемы, выбирая конструктивные способы их решения;

  • овладение алгоритмом разрешения конфликтных ситуаций на начальном этапе возникновения;

  • уверенность в своих силах, уважительное отношение к многообразию жизни;

  • желание помочь другим в разрешении конфликтов.









Содержание программы воспитательной деятельности по теме: «Эффективные способы разрешения конфликтов в классном коллективе»

В реализации поставленных цели и задач можно выделить следующие этапы:

Подготовительный этап

Сентябрь 2013-2014 уч. год. На этом этапе проводится диагностическое исследование с целью изучения личностного отношения учащихся к проблеме жестокости в современном обществе, степени удовлетворенности своим коллективом, характера взаимоотношений учащихся, определения наиболее предпочитаемых форм поведения подростков в конфликтной ситуации. Для этого было проведено анкетирование (с анкетами можно познакомиться в приложении 1), тестирование (Тест Т. Томаса «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» в приложении 2), наблюдение.

Результаты этого исследования представлены в виде диаграмм:




Подавляющее большинство учащихся испытывает негативное отношение к проявлению жестокости, однако в 8в классе нет четкого представления о понятии «жестокость», следовательно, многие жестокие поступки таковыми не считаются.




Подавляющее большинство учащихся становились свидетелями проявления жестокости, при этом многие испытывали чувство жалости и, что самое страшное, чувство радости.



Многие подростки проявляли жестокость по отношению к сверстникам, родителям, учителям, не всегда испытывая при этом чувство стыда и сожаления.



Подавляющее большинство учащихся терпимо относится к проявлению жестокого обращения в случае, если оно является средством самообороны. Также жестокость оправдывается собственной правотой.



Первичная диагностика позволила выявить ряд проблем, которые подробно представлены в пояснительной записке, для их разрешения была составлена данная программа.


Мотивационный этап

Октябрь 2013-2014уч. год. Работа по данному этапу велась с целью получения согласия ребят на участие в проекте, их стремления изменить психологический климат в классе, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Для этого были проведены следующие мероприятия:

  1. Игра «Ассоциации» (Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «жестокость», «конфликт»?) В ходе игры ребята пришли к выводу, что с одним и тем же понятием у всех возникают разные ассоциации. Чтобы расширить круг, проводим исследование.

  2. Исследовательская работа учащихся. Ребятам предлагается узнать, какие ассоциации к этим словам появляются у других людей. Работа организуется в группах. 1 группа – среди учителей, сотрудников школы; 2 группа среди друзей, сверстников; 3 группа – поиск информации в справочной литературе, сети Интернет; 4 группа – опрос прохожих на улице. Кроме этого, все учащиеся проводят опрос среди членов своей семьи.

  3. Круглый стол по итогам исследования, на котором формулируется единое понятие жестокости.

Практический этап

Ноябрь – Май 2013-2014 уч. год. Данный период комплексного применения программы воспитательной работы уместно представить в форме таблицы.































Название мероприятия, форма

Дата

Содержание

Участники

Планируемый результат

Реальный результат

1

«Как мы все похожи» (игра с элементами тренинга)

ноябрь

Рассматривание двойных картинок, игра «Несуществующее животное» (подробно в приложении 3), игры в круге «Комплимент», «Как мы все похожи», рефлексия

Кл. рук., ученики

Осознание учащимися существования различных взглядов на одну и ту же проблему, воспитание терпимости друг к другу.

Пришли к выводу, что в некоторых ситуациях нет ни правых, ни виноватых. Договорились обращаться друг к другу только по имени.

2

«Конфликты и мы» (лекция с элементами беседы)

ноябрь

Вступительная беседа о происхождении конфликтов. Лекция, в ходе которой дается определение понятия «конфликт», происходит знакомство с его элементами. Выступление инспектора ОДН на тему «Жестокость в конфликтных ситуациях и их последствия». Рефлексия.

Кл. рук., инспектор ОДН, ученики

Знакомство с понятием «конфликт» и его структурными элементами, прийти к выводу, что конфликт – неэффективное общение.

Учащиеся пришли к выводу, что проявление жестокости в конфликтной ситуации не способствует ее разрешению – необходимы другие способы.

3

«Общение как взаимодействие»

(урок-тренинг)

декабрь

Вступительное слово классного руководителя о роли общения в жизни человека. Работа в группах (Моделирование ситуаций процесса восприятия одного человека другим в процессе общения). Анализ этой работы. Выполнение упражнений «Взаимодействие», «Понял – не понял» (подробно в приложении 3). Рефлексия.

Кл. рук., ученики

Формирование навыка внимательного отношения к собеседнику

Ребята сделали вывод, что понять собеседника возможно только при внимательном отношении к нему

4

«Как научить ребенка избегать конфликтов» (родительское собрание)

декабрь

Лекция с элементами беседы на тему «Конфликт, причины возникновения», анализ речевых ситуаций, знакомство родителей с анализом механизма конфликтов с помощью рисуночного метода. Рефлексия.

Кл. рук., родители учащихся

Заручиться поддержкой родителей в реализации данной программы


5

«Помощники и враги общения» (беседа с элементами тренинга)

январь

Вступительное слово учителя. Беседа по вопросам: - что влияет на понимание сообщения, поступающего от вас к собеседнику?

- что мешает вам в общении? Анализ речевых ситуаций. Выполнение упражнения «Техника интонирования» (подробно в приложении 3). Рефлексия.

Кл. рук., ученики

Знакомство учащихся с правилами преодоления барьеров, мешающих конструктивному общению.


6

«Эмоции в жизни человека» (урок-тренинг)

февраль

Вступительное слово учителя. Игра «Знатоки чувств», выполнение упражнений «Две стороны эмоции», «Обида» (подробно в приложении 3). Рефлексия.

Кл. рук., ученики

Дать представление о богатстве эмоциональных проявлений человека, разрушительной силе эмоций, приемах саморегуляции негативных эмоций


7-8

«Законы бесконфликтного общения» (урок-тренинг)

март

Анализ механизма возникновения конфликтных ситуаций (ситуации подготовлены заранее учащимися) с помощью рисуночного метода. Предложение подросткам продолжать анализировать конфликты и фиксировать выводы в специально заведенных дневниках. Рефлексия.

Кл. рук., ученики

Научиться видеть механизм возникновения конфликта


9

«Как предупредить возникновение конфликта?» (урок - тренинг)

апрель

Подведение промежуточных результатов, работа в круге (ребятам предлагается поделиться своими впечатлениями по проделанной работе). Анализ конфликтных ситуаций, определение условий, действий, способствующих предотвращению развития конфликта. Рефлексия.

Кл. рук., ученики

Научиться предупреждать конфликт на начальной стадии.


10-11

«Секреты общения» (круглый стол)

апрель

Совместно с родителями вырабатываются правила поведения в конфликтной ситуации, запреты в ситуации общения, общие правила бесконфликтного поведения, памятка «как остановить ссору». Данная работа проводится в группах, затем презентуется. Обсуждение, рефлексия.

Сценка «Праздничный пирог» (приложение 3), подготовленная ребятами.

Кл. рук., родители, учащиеся. В качестве экспертов приглашаются учителя-предметники

Реализация личного опыта через конструирование и проигрывание ситуаций. Понимание и принятие мнений и позиций, противоположных собственным.



Последняя колонка страницы заполняется по ходу реализации программы. В процессе работы планируется коррекция плана деятельности.

Кроме этого, данная программа включает системную индивидуальную работу, которая заключается в детальном анализе конфликтных ситуаций, возникших у учащихся в классе, школе, семье. Результаты этой работы фиксируются в картах наблюдений (фрагмент подобной работы представлен в приложении 4).


Итоговая диагностика

Май 2013-2014 уч. год. На этом этапе проводится повторная диагностика. Классный руководитель и учащиеся сопоставляют получившийся результат с начальным. Тем, у кого результат стал выше, присваивается звание «Мастер общения (среди одноклассников)».




























Заключение

«Никто на свете не ведет себя с нами более жестоко, чем мы сами» (М. Руис).

Толерантность должна быть одной из главных черт современного человека. От умения не конфликтовать или выйти из конфликта, пойти на компромисс, принять конструктивное решение зависит не только реализация жизненных целей, но и здоровье человека.

Анализ результатов диагностического исследования в 8в классе МОУ СОШ №20 выявил необходимость в создании программы, направленной на обучение ребят разрешать конфликтные ситуации на начальном этапе их возникновения, отказаться от проявления жестокости по отношению к другим людям, принимать существование различных мнений, обладать адекватной самооценкой.

Данная программа не исчерпывает рассматриваемые проблемы. В рамках одного учебного года весьма сложно раскрыть все аспекты, в полной мере добиться планируемых результатов. Необходимо, чтобы подобная работа велась системно из года в год.

В рамках спланированной программы воспитательной деятельности классный руководитель отчасти берет на себя полномочия психолога. Это вызвано отсутствием данного специалиста в штате МОУ СОШ №20.

Реализация программы постепенно осуществляется. Промежуточным результатом работы можно считать осознание учащимися того, что некоторые поступки, считавшиеся безобидными, на самом деле жестоки. Хочется надеяться, что школьники отзовутся и поймут, что являются членами общечеловеческого корабля. «Мы все заодно, уносимые одной и той же планетой, мы команда одного корабля» (Антуан де Сент-Экзюпери).


















Список используемой литературы

1. Землянушкина О. О. Конфликты между детьми и их решение. Занятия для подростков. // Школьный психолог, №43, 2001.

2. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

3. Федоренко Л. Г. Секреты общения. Методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2003.

4. Осипова М. Часы профилактики конфликтов в подростковом возрасте. // Школьный психолог №14, 2005.














































Приложение 1

«Конфликт – это……» Заполнение таблицы

Мои понятия

Мои мысли

Мои чувства

Мои действия



















































Приложение №2

Игра «Несуществующее животное»

Придумать и нарисовать несуществующее животное. После чего обращается внимание на рога, когти, острые зубы, яркие линии, сильную штриховку, длинные передние конечности – показатели агрессивности, присущие данному человеку.



Упражнение «Взаимодействие»

Все учащиеся сидят в кругу. Ведущий передает кому-нибудь предмет и называет какой-нибудь одушевленный или неодушевленный предмет. Этот участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом и т. д.



Упражнение «Понял – не понял»

Упражнение выполняется в парах. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен продолжить действие с того же движения.



Упражнение «Техника интонирования»

Ведущий дает различные фразы и ставит задачу произнести их с различными оттенками в зависимости от ситуации. Затем учащиеся по-разному должны прочитать часть любого текста. Необходимо найти не только нужные интонации, но и пластику, правильное положение тела и т. д.



Игра «Знатоки чувств»

Учащиеся делятся на две команды. Команды располагаются по кругу. Задача такова: поочередно называть эмоции или чувства, которые может переживать человек. В случае неспособности кого-то в течение 10 секунд назвать слово, ход передается другой команде (результаты фиксируются на доску).









Упражнение «Две стороны эмоции»

Отметьте на таблице положительные и отрицательные стороны эмоции

Эмоции

+

-

Радость



Страх



Разочарование



Стыд



Печаль



Обида



Любопытство



Вина







Упражнение «Обида»

Представьте себе, что к вам подходит знакомый человек и говорит:

-Тебе не идет эта прическа.

-У тебя неумное выражение лица.

- Ты ужасный зануда.

- А ты безвкусно одета.

- У тебя неуклюжая походка.

- По отношению к вам я была не справедлива, и мои слова для вас были обидны.

Рисование обиды. Исправление рисунка по кругу, при этом каждый дорисовывает его по-своему. Движение по кругу продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину.

































Приложение №3



Анализ механизма возникновения конфликтной ситуации. Карта наблюдения.

Обострилась проблема, связанная с затяжным конфликтом учащегося 8в с учителем.

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Шаг 5

Шаг 6

Описание конфликтной ситуации

Причины столкновения

Анализ причин

Поиск вариантов решения

Оценка эффективности выбранной стратегии

Определение момента, когда конфликт можно предупредить



Подобная таблица дополняется рисунком, на котором изображаются участники конфликта, их действия.



Фиксирование случаев проявления жестокости



Кто проявил жестокость?

По отношению к кому?

Что я делал в это время?

Что при этом чувствовал?




















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитание нетерпимости к жестокости как функция классного руководителя

Автор: Паначева Алла Ивановна

Дата: 17.02.2015

Номер свидетельства: 174648


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства