Письма военных лет. Пусть говорят солдатские письма...
(внеклассное мероприятие)
Цель:
Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами; воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны.
Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск с презентацией «Письма военных лет. Пусть говорят солдатские письма...» (собственная разработка), магнитофон, кассета с записью песни: «День Победы»,
видеоклип «Журавли. 9 мая»
Предварительная подготовка:
создание выставка рисунков, посвященных Дню Победы, выставка творческих работ воспитанников «Письмо солдату на фронт», подбор материалов и разработка проекта «Письма военных лет. Пусть говорят солдатские письма...» (презентации и сценарий). Создание видеоклип «Журавли. 9 мая». Участники: учитель и 4 воспитанника.
Перед началом звучит песня: «День Победы».
Сидят приглашенные гости, учащиеся.
Учитель: (Слайды 1, 2.)
63 года назад 9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Как ждали писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно, когда переставали приходит с фронта письма, значит человек пропал без вести или убит.
Письма военных лет они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - жизнь!
Ученик 1. (Слайд 3.)
Давно уже закончилась война, отгремели ее последние выстрелы, все меньше остается ветеранов, которые могут рассказать о пройденных фронтовых дорогах, и тем дороже для нас становятся те реликвии, что хранятся в семьях бывших солдат Великой Отечественной: документы, фотографии, заметки.
Письма с фронта — это особая часть наследия. Их писали в перерыве между боями, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Написанные порой на оберточной бумаге или казенном бланке накладной, они трудно и долго добирались до адресата. Простота, искренность и краткость содержания этих посланий вызваны войной.
Ученик 2.
(Слайд 4., ученик читает письмо с фронта Абрамова Ивана матери в с. Спасское – тест слайда 4.)
Ученик 3.
(Слайд 5., ученик читает письмо с фронта Быстрицкого Михаила Яковлевича своей жене и детям– тест слайда 5.)
Ученик 4. (Слайд 6.)
«Здравствуйте дорогие и многоуважаемые родная мамаша и сестра Паша! В первых строках своего письма сообщаю, что я жив, здоров, нахожусь на одном из важных участков фронта…» — такими словами начинаются почти все письма с передовой солдата Владимира Трофименко своим родным в город Глухов, Сумской области. Призванный в 1943 году. 18-летний пареньком он в составе 1-го Белорусского фронта дошел до Берлина. Но, как и многие его одногодки, вернулся домой не в мае 1945 года, а лишь через несколько лет после окончания войны.
Ученик 1.
Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Серые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда других не ждут.
Позабыв вчера.
(К.Симонов)
Ученик 2.
Военные «треугольники» датированы 1943-45 годами. Как вспоминают родные Владимира Андреевича, он не любил вспоминать про войну, и на все расспросы уходил от ответа под всяческими предлогами. Если уж очень донимали просьбами, то он говорил: «Это боль, кровь, грязь, которые я хочу забыть». Прочувствовали это и мы. В своих письмах вчерашний школьник всячески старался оградить маму Ксению Михайловну и старшую сестру Пашу от волнений, тревог, даже находясь за тысячи километров от них. Как будто не на войне был, а на загородной прогулке.
Рано, очень рано повзрослевший мальчишка, если и писал о боевых действиях, то старался максимально смягчить эти моменты. Больше описывал природу, города и деревни, через которые пролегал путь солдата. А еще — сам верил в победу и своих родных настраивал на то, что война обязательно закончится, и заживут все спокойной жизнью.
Учитель:
(Слайды 7,8., текст писем с фронта Валентина Разуваева своей жене – текст слайдов 7,8.)
Ученик 1. (Слайд 9.)
«Опять пишу с задержкой, не было случая передать письмо по почте. Вы не беспокойтесь, после двухмесячного отдыха мы снова вступили в бой. Если со мной что случится, часть сообщит. Ну а если вообще нет писем, то это не значит, что меня нету — а я занят и не могу писать…» (июнь 1944-го года).
Александр Васильевич Полозов с фронта он прислал 21 письмо. Его сын Виктор рассказывал: когда отец ушел на войну, ему еще не было и шести лет, но он помнит, с какой радостью мама читала и перечитывала эти письма, как волновалась, когда от мужа долго не приходило весточки. Мама читала, Витя вслушивался, потом даже самостоятельно выучил азбуку, чтобы писать отцу печатными буквами.
— Мама украдкой плакала. Я это видел и старался хоть чем-то ее в такие моменты утешить, — вспоминает Виктор Александрович. — Очень гордился тем, что мой отец воюет с фрицами и даже рисовал ему картинки. Я тогда еще был маленьким и до конца не понимал, чем война может обернуться для семьи, что отец может не вернуться...
Ученик 3.
По датам, проставленным на конвертах, можно проследить весь путь части, в которой служил Владимир Трофименко. То он находится «в непрерывных боях, которые пока имеют местное значение северо-восточнее Варшавы», то «в 4-х километрах от германской границы», а то немного отдыхают «после 40 дней, проведенных в наступлении». При этом ведет он свой собственный отсчет времени — со дня призыва в армию: «уже год и два месяца как из дома…
Ученик 1.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть,
Скажет: Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать,
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(К.Симонов)
Учитель: (Слайд 10.)
Особенный трепет испытали, когда дошли до писем, написанных в канун победного, 1945-го года. Чем жили, что чувствовали старшины, сержанты, рядовые в то время?
И вот они уже совсем близки такие долгожданные победные залпы!! «Еще не так давно стояли на Висле, а сейчас на Одере. Тогда были под Варшавой, а сейчас в 100 километрах от Берлина…» Даже сейчас, через 62 года после Победы испытываешь гордость за тех юнцов, так рано повзрослевших, и ценой совей жизни, здоровья отстоявших мир. Что же должны были испытывать те, кто дошел до Берлина, и те, кто ждал их дома, живя от письма к письму?
Ученик 2.
По воспоминаниям, Трофименко Владимир Андреевич никогда не считал себя героем войны, хотя он награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и ряд других. В мирное время как-то даже стеснялся носить боевые награды, а заменял их «колодками». Но 9 Мая был и остается в семье самым любимым праздником. За столом, поднимая бокал, Владимир Андреевич всегда говаривал: «Чтобы забывали плохое, и помнили хорошее!».
Ученик3.
«7-05-1945 Привет с Германии!!! Здравствуйте дорогие родные мама и сестра Паша!!! Прежде всего, спешу сообщить, что после 14 месяцев, проведенных в окопах на передовой в беспрерывных боях, все время находясь в двух шагах от смерти, испытав на себе силу ужаса, начиная от пули и кончая самолетом-снарядом, я остался жив и сейчас шлю привет с Эльбы. Где мы находимся рядом с союзниками. Много новостей, но не знаю с чего начинать. Побежденная Германия! Цветут вишни и яблони по бокам шоссейных дорог, ласково греет весеннее солнце, в городах приветствуют освобожденные земляки, союзники и люди разных национальностей. Пришлось дожить и увидеть май 45 года! Значит судьба за нас!».
Ученик 4.
(Слайд 11., ученик читает письмо с фронта неизвестного солдата маме – тест слайда 11.)
Ученик 1.
И вдогонку: «9-05-1945 Привет с Германии!!! Здравствуйте мама и Паша! Поздравляю вас с окончанием Великой Отечественной войны и полной победой. Много горя и тяжелый путь пришлось перенести за четыре года. Сейчас это отошло, и мы начинаем жить новой жизнью. Слава тем, кто пал, когда мы шли, кто отдал свою молодую жизнь за свободу!»
Учитель. (Слайд 12.)
Письма о войне... Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из-под бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык - не до того было им тогда.
Мы гордимся тем, что в семейных архивах сохранились письма с фронта. Эти письма являются частью истории нашего народа и нашей страны.
(Слайд 13,14,15.)
День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. И чтобы Память жила вечно, каждый гражданин нашей страны должен знать историю своей семьи, биографии своих родственников, защитников нашего Отечества, хранить письма военных лет.
Слава и павшим, и живым! (Минута Памяти)
(Просмотр видеоклипа «Журавли. 9 мая»)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------