kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Викторина ко Дню Защитника Отечества "Славится Русь богатырями"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Беседа о богатырях древней Руси с элементами викторины

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Викторина ко Дню Защитника Отечества "Славится Русь богатырями"»

Цель: вспомнить герое в разную эпоху времени,

развивать мышление, память детей,

воспитывать чувство патриотизма.

Ведущая: Среди множества традиционных и вновь обретенных праздников есть один особый – 23 февраля, День Защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Солдат Отечества, воин России…Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.

Непростую пору переживает сейчас молодая российская армия, но звание защитника Отчизны не потускнеет, не сотрется в благородной памяти народа.

Все может родная земля! Может накормить тебя теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Уже древние летописцы отмечали, что наши предки – русы, хлебопашцы и земледельцы, очень любили свою землю. Как только на их территорию вступал враг, на борьбу с ним поднимался и стар, и млад. Мужество и отвага русских воинов наводили на противника страх. В такие суровые годы и дети взрослели раньше. С раннего детства их приучали к работе. Спозаранку они уходили рубить лес, корчевать пни, носить сено, ставить сети на реку или на озеро.

Но не только пахать или знать ремесло должен был мальчик, но и уметь защищать себя и своих сородичей от иноземных захватчиков. А потому на Руси был обычай сажать на коня трех-четырехлетнего мальчика и посвящать его в воины.

В 946 году дружина киевского князя Святослава Игоревича выступила против племени древлян. Войска встали друг против друга. Святославу было всего четыре года. Юный князь первым бросил копье. Оно пролетело между ушей его коня и упало у передних ног. «Князь начал!» - крикнул воевода. Рати сошлись. Древляне были разбиты и покорены.

Юный князь Святослав рос мужественным воином – как и мечтала его мать, княгиня Ольга. Славный ратник Асмунду учил мальчика владеть оружием, скакать на коне, управлять ладьей, охотиться, ловить рыбу, бегать и плавать, не снимая кольчуги, легко переносить голод и стужу. А искусству полководца его обучал знаменитый воевода Свенельд, командир киевской дружины, не знавший поражений. От него княжич узнал, как выбирать путь в походах, вести разведку, готовить к битве, штурмовать и защищать крепости.

Когда мальчик подрос и возмущал, он собрал к себе в дружину храбрецов, которые, как и князь, ели конину или говядину, зажаренную на углях, спали под открытым небом, положив голову на седло.

Восемь лет было княжичу Владимиру, сыну великого князя Святослава. Бегал Владимир по узким улочкам Вышгорода, бил рыбу острогой, метал камни из пращи в диких уток, бился с мальчишками на кулачках. Но так продолжалось недолго. Избрали новгородцы синеглазого отрока своим князем, и отправился Владимир в далекие новгородские края. Собрали дружину, сели в ладьи…Началась тяжелая жизненная школа: учился он прятать слезы, вести себя соответственно званию, не шуметь и не галдеть со своими друзьями-сорванцами. Наблюдал, как молодые дружинники бились на мечах, стреляли из луков, плавали под водой, дыша сквозь тростинку. Старался не суетиться под ногами у старших, отвечал степенно и здраво, прислушивался к советам наставников: главная забота княжеская – мир крепить, народ свой привечать.

Учился юный князь Владимир быть рачительным хозяином, который правдою облачен, крепостью подпоясан, в истину обут, милосердием украшен.

А вот как складывалась судьба Званки, который жил в то же время, что и князь Святослав. Ему еще не было десяти. Он спешил первым встретить солнце. С малых лет любил родную землю и знал, что совсем недалеко кочуют племена печенегов, нападающие на ладьи, что плывут из Киева по Днепру.

Знал и про хазар с кривыми саблями, которые набегают на славянские земли и принуждают платить дань.

Званка внимательно наблюдал за природой: различал голоса птиц, знал, как квакают лягушки в разное время дня, слушал жужжание неутомимых пчел. Окрестные звуки мальчик узнавал без ошибки, а любой чуждый звук звучал для него как сигнал опасности.

Из рассказов отца Званка знал о больших пограничных крепостях с дозорными вышками, о сигнальных огнях неприятельского войска, о княжеских дружинах.

И, возможно, стал бы Званка в будущем пахарем и рачительным хозяином, как его отец, но неожиданно привычная жизнь была нарушена набегом врагов-печенегов. Погибли родители. Верный конь спас мальчику жизнь. Несколько дней скакал он и вынес Званку к Киеву, где попал мальчик в дружину князя Олега.

Званка стал жить совсем другой жизнью, нежели в родном доме. Шли годы. За упорство, выносливость и терпение получил он из рук князя полное снаряжение ратника. Только вместо тяжелого меча носил он легкий топорик. И с тех пор стал Званка верным помощником князя.

Мальчик Андрейка жил в XIV веке. Военному делу его начал обучать дядя, старый ратник Иван. А происходило это за 10 лет до того, как войска великого князя московского Димитрия разбили татар в 1368 году.

Неспокойное это было время. Давным-давно напала на Русь золотая Орда, полонила нашу родину. Поэтому надо было мальчику обучаться всему, что пригодится потом в военной жизни. И дядя Иван говорил Андрейке, что рано или поздно будет большая сеча, скинет Русь татарское иго.

Брат Андрейки, Игорь, был одним из дружинников князя. Он часто советовал мальчику: «Учись, брат, военному ремеслу, будем с тобой плечом к плечу в дружине землю русскую защищать».

Брат и дядя рассказывали Андрейке о дружине, о том, что состоит она из опытных, закаленных воинов. Узнал мальчик, как делаются кольчуга, копья, рогатины, что меч – чисто русское оружие; как использовать в бою топор, чтобы оглушить и столкнуть с коня противника.

Понимал Андрейка, что ему надо очень многое узнать, чтобы стать дружинником. «Сможешь, сможешь – смеялись дядя и брат. – Только учись!»

«Чтобы молодцы призадумались…»

(викторина)

1. Сильные и могучие богатыри были на славной Руси! Илья Муромец, Добрыня Никитич…А каких былинных богатырей вы знаете? (Микула Селянинович, Вольга Всеславьевич, Святогор-богатырь, Алеша Попович, Самсон Самойлович, Дунай Иванович, Василиса Микулишна, Садко, Данило Игнатьевич, Михайло Данилович, князь Роман, Василий Буслаев, василий Казимирович, Бермята Васильевич, Сухман Одихмантьевич, Данило Денисьевич, Чурило Пленкович, Дюк Степанович)

2. Кого напутствовали странники: «Богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да чудищами, защищай вдов, сирот, малых деточек?» (Илью Муромца в былине «Как Илья из Мурома богатырем стал»).

3. Какого богатыря через силу земля носила? (Святогора-богатыря из былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»).

4. Кого из богатырей «любит мать сыра-земля»? (Микулу Селяниновича из былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»).

5. Кто из богатырей не силой возьмет, так хитростью? (Вольга Всеславьевич из былины «Как Илья из Мурома богатырем стал»)

6. Какому богатырю Василиса Микулишна приходится дочерью? (Микуле Селяниновичу в былине «Про Прекрасную Василису Микулишну»).

7. Про кого эти слова:

Он и хитр и умен, да нравом сварлив.

Он не так силен, как напуском смел?

(Про Алешу Поповича из былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»).

8. Как Илья Муромец богатырем стал? («Налил странник воды в ковшичек, выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую»)

9. «…Подъезжает Илья к трем дороженькам, на перекрестке камень лежит». Что написано на нем? («Кто вправо поедет – тому убитым быть, а кто прямо поедет – тому женатым быть».)

10. Кто «обернулся малой мошкой, всех молодец обернул мурашками, и полезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами»? (Вольга Всеславьевич).

11. Кто это: «…у него пальцы, что белые лебеди, спускаются на струны золоченые, у него голос как ручей бежит. Ходит по домам на веселые пиры, на гуслях играет, песни поет, гостей потешает». (Садко).

12. Сколько человек «облепили» со всех сторон сошку Микулы Селяниновича, «понатужились, по колено в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули?» (Тридцать человек).

13. Сколько лет исполнилось молодому Вольге, когда он собрал свою могучую дружину в двадцать девять человек и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь? (Пятнадцать лет).

14. Про кого сказано: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав спокойный, ласковый, никому грубого слова не скажет, никогда зря не обидит. Недаром прозвали его «тихий»? (Добрыня Никитич из былины «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».)

15. Сколько лет ждала Настасья Микулишна Добрыню, пока тот в чужих краях с черным вороном бился, дань собирал? (двенадцать лет)

16. Какому русскому князю служили богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович? (Киевскому князю Владимиру Красное Солнышко).

17. Сколько лет сидел Соловей-разбойник на прямой дороге из Чернигова, не пропускал ни конного, ни пешего? (тридцать лет).

18. Бросил Калин-царь Илью Муромца на сырой песок, сел ему на грудь, вынул острый нож: «Распорю я тебе грудь могучую, посмотрю твое сердце русское». От чего перешла к Илье сила, укрепила его руки богатырские? (от русской земли).

19. В каком городе жил-поживал молодой Садко? (в Великом Новгороде)

20. Какие напутственные слова сказал Иван Тимофеевич своему сыну, Илье Муромцу? («Я на доброе дело благославляю тебя, а на худые дела моего благословения нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей, а не забывай, что ты роду черного, крестьянского».)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Викторина ко Дню Защитника Отечества "Славится Русь богатырями"

Автор: Безрук Светлана Александровна

Дата: 25.02.2020

Номер свидетельства: 541071


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства