kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Цикл консультаций для родителей «Проблемы и пути решения адаптации учащихся класса «Особый ребенок» в условиях С(К)ОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цикл консультаций поможет учителю в проведении родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Цикл консультаций для родителей «Проблемы и пути решения адаптации учащихся класса «Особый ребенок» в условиях С(К)ОУ»»

Тема: Проблемы и пути решения адаптации учащихся класса

«Особый ребенок» в условиях С(К)ОУ.


Дата

Тема консультации

Цель консультации

Сентябрь

Проблемы в адаптации учащихся в школе и рекомендации по их решению.


Профилактика и коррекция дезадаптационных состояний у ребенка.

Октябрь

Кризисный период и его влияние на поведение ребенка.

Помощь ребенку в осознании изменения своей социальной роли – я ученик.

Ноябрь

Роль семьи в успешной адаптации ребенка в школе.

Применение родителями положительных моделей поведения в семье, по отношению к своему ребенку.

Декабрь


Значение режима дня в жизни школьника


Обучение родителей составлению режима дня школьника с целью предотвращения переутомления и стрессовых ситуации.

Февраль

Как научить ребенка быть самостоятельным?


Содействие выработке потребности у родителей постепенно приучать ребенка к самостоятельности.


Март


Выстраиваем взаимоотношения со сверстниками.


Профилактика конфликтов в среде школьников – основа комфортного обучения ребенка в школе.


Апрель


Диагностика по итогам адаптации. Индивидуальные беседы с родителями.


Выявить проблемы и успехи в адаптации детей.







Консультация для родителей

Тема: Проблемы в адаптации учащихся в школе и рекомендации по их решению.

Цель: Профилактика и коррекция дезадаптационных состояний у ребенка.


Период адаптации к школе занимает от 1 до 3 месяцев (до полугода). Весь уклад жизни ребенка меняется.

Основные проблемы:

– смена режима сна и питания (детей, которые не ходят в сад, желательно готовить к школьному режиму заранее, уже летом);

– смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение длительного периода;

– увеличение времени, проводимого без двигательной активности, сидя за столом, непривычно высокий уровень шума, толчея на перемене;

– смена стиля общения со взрослым: учитель не ориентирован на опеку, заботу и защиту, ребенок может почувствовать себя одиноким;

– необходимость полного самообслуживания в столовой, гардеробе, туалете;

– необходимость самостоятельно организовать свое рабочее место, достать учебники из портфеля и разложить их;

– необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и перемену; подчиняться правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательные, речевые и эмоциональные реакции;

– необходимость установления контактов с незнакомыми сверстниками;

– увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Социально-психологическая адаптация – процесс активного приспособления.

Существует 3 уровня адаптации (вы можете проверить, как проходит адаптация вашего ребенка):

1. Высокий уровень адаптации.

Ребенок положительно относится к школе, предъявление требований воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам); общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе; ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебной программы, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным (готовится к урокам и делает домашнее задание почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины, объясняемый учебный материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематическое напоминание и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет без особого желания, пассивен, близких друзей не имеет, знает по имени и фамилии лишь часть одноклассников.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с характером семейного воспитания. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он и в новую социальную общность – школу – входит с трудом. Бессознательное стремление к отчуждение, неприятие норм и правил любой общности во имя сохранения неизменного «я» лежит в основе школьной дезадаптации детей, воспитанных в семьях с несформированным чувством «мы» или в семьях, где родителей от детей отделяет стена отвержения, безразличия.

Ребенок, которого не принимают родители или один из них, наиболее значимый, плохо адаптируется в школе, боится отметок и с трудом садится за уроки. Он принимает себя, если с раннего детства живет в атмосфере принятия его взрослыми.

        Семилетки проходят этап психологической адаптации к школе легче, чем шестилетки. Статус ученика требует от ребенка осознания и его специфической роли и позиции учителя, определенной дистанции в отношениях, понимания условности этих отношений. Многим шестилеткам это трудно понять. Это связано с возрастным кризисом 7 лет. Ребенок попадает в сложную ситуацию: для него еще не потеряла своей актуальности игровая деятельность, в то же время социум уже предъявляет к нему новые требования, ставит перед необходимость присвоения соответствующих младшему школьному возрасту форм жизнедеятельности, где ведущей деятельностью выступает учебная. А ребенок еще не доиграл. Бесполезно наказывать его, требовать. От родителей требуется много терпения, доброжелательность. Можно серьезно, «по-взрослому», объяснить правила поведения, можно посетовать на огорчение, которое ребенок доставляет плохим поведением (выразить свои чувства), можно поставить в пример товарищей, но обязательно делать это наедине.


ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе. Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

2.Узнайте у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько  «зрел» или «незрел» ребенок, или же проведите самостоятельно  ориентировочный тест школьной зрелости ребенку дома. Если  ребенок зрел, то всё равно психологически готовьте его к школе,  ко всем трудностям, которые там ждут. Если малыш условно  зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо попытаться  как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые» критерии, используя  рекомендации психолога и педиатра. Если ребенок ваш  недостаточно готов, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его  по вашей просьбе записали в школу. Если ребёнок готов, вам надо выбрать только школу, необходимую ему, которую вам посоветуют на медико-психологической комиссии.

3. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он  встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

4. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.

5. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

6. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

7. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его по хвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

9. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

10. Ученье - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно  лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника  должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

     

                 Будьте терпеливы и внимательны к своему ребенку!



Консультация для родителей

Тема: Кризисный период и его влияние на поведение ребенка.

Цель: Помощь ребенку в осознании изменения своей социальной роли – я ученик.

Подготовка ребенка к обучению в школе совпадает с кризисным периодом в развитии дошкольника. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Данный возраст называют возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. В первую очередь, наблюдается утрата наивности и непосредственности в поведении и в отношениях с окружающими. Эта тенденция связана с началом дифференциации внутренней и внешней стороны личности. В поступки ребенка привносится интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, изменяя структуру поведения. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Ребенок в возрасте 7 лет способен более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений.

Таким образом, смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения, так как ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как «внутренне», хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

В период кризиса 7 лет ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции - позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Как считает Л. И. Божович, кризис 7 лет - это период рождения социального «Я» ребенка. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Все, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки, оказывается ценным, то, что связано с игрой, - менее важным.

В кризисный период происходят глубокие изменения в плане переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. Переживания не только осознаются, но и приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы, благодаря которым у ребенка возникают новые отношения к себе. По мнению Л. С. Выготского к кризису 7 лет впервые возникает обобщение переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в общении, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности и исключительности. В дальнейшем эти аффективные образования могут меняться или исчезать по мере накопления опыта другого характера. Некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка. В то же время, это не отражение внешней его жизни. Внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, но они своеобразно преломляются в сознании склонность к капризам, аффективным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст. К типичным формам трудновоспитуемости в период кризиса 7 лет относят конфликты, противоречивые переживания, неразрешимые противоречия внутреннего мира ребенка. Такие новообразования, как себялюбие, самооценка остаются, а симптомы кризиса постепенно угасают. К концу кризиса 7 лет дошкольные переживания изменяются на школьные, возникает новое отношение к среде и к самому себе, что способствует дальнейшему развитию ребенка в период младшего школьного возраста.



Консультация для родителей

Тема: Роль семьи в успешной адаптации ребенка.

Цель: Применение родителями положительных моделей поведения в семье, по отношению к своему ребенку.

Приоритетная ценность и социальная функция семьи для ребенка, поступающего в школу - быть источником безопасности, надежности, выступать эмоциональным тылом, обеспечивать безусловное принятие.

Ключевые сообщения ребенку от его близких людей можно сформулировать так:

• «Мы твоя семья навечно, независимо от твоих школьных отметок»;

• «Ты не один, мы с тобой. Мы тебя любим»;

• «Мы поддержим тебя в любых неудачах»;

• «Мы готовы относиться внимательно к тому, что тебе может даваться трудно на новом жизненном этапе»;

• «У тебя все получится, мы верим в тебя».

Давайте попробуем вместе создать образ ребенка-первоклассника.

Игровое упражнение «Мой образ ребенка-первоклассника»

Родителям предлагается выбрать одного персонажа из набора сюжетно-ролевых игрушек: Чипполино, Буратино, кукла, Карлсон, разные домашние и дикие животные, т. п. В объяснении своего выбора выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей предложить всем поставить игрушку на одну из трех цветных полосок - дорожек, ведущих к школе. Черная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребенка; синяя дорожка - умеренное; красная - нет особого беспокойства.

Как могут взрослые влиять на адаптацию ребенка к школе?

/Высказывания аудитории. /

Явления дезадаптации (школьные страхи, неврозы) могут быть вызваны, на первый взгляд, безобидными стереотипами родительского поведения. Давайте поразмышляем над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

- Вот пойдешь в школу, там тебе…

- Ты, наверное, будешь двоечником?

- Знаешь, как мы будем тебя любить, если станешь отличником!

/Мнения родителей. /

Да, они могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.

Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.

- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!

/Мнения родителей. /

Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.

- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

/Мнения родителей. /

Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

- Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!

/Мнения родителей. /

У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

Взрослые могут помочь ребенку осваивать новую социальную роль школьника. Для этого важна разумная мера участия родителя в школьных делах ребенка, который выбирает роль наставника, а не постоянного котроллера.

Игровое упражнение «Привлекательный образ наставника и Я как наставник ребенка»

Представьте, что вы устраиваетесь на новое место работы, где предстоит освоить новую профессию. Каким образом должно строиться ваше обучение? Выберите вариант, который обеспечит наилучший результат.

1. Сразу приступить к работе, а в процессе самостоятельно во всем разобраться, возможно методом проб и ошибок. Всю ответственность за ошибки несете вы.

2. Самостоятельно осваивать новую специальность, но с наставником, к которому можно в крайнем случае обратиться за помощью.

3. Наставник в течение определенного времени будет сопровождать вас. Ваше обучение входит в его должностные обязанности. По истечении срока обучения вы должны будете справляться самостоятельно.

4. В обязанности наставника входит не только ваше обучение, но и сопровождении в течение года. После завершения обучения у вас остается право в затруднительных ситуациях обратиться за помощью.

5. Наставник прикрепляется к вам навсегда. В его должностные обязанности входит постоянный контроль.

Теперь попробуйте поразмышлять над следующими вопросами:

Если бы вам предложили самостоятельно осваивать новую профессию и одновременно требовали бы безупречной работы, какие чувства вы бы испытывали в процессе обучения?

Каким образом происходит постепенная передача ответственности ученику-первокласснику? Какой из предложенных вариантов лучше всего подходит для этого? Почему?

Как вам кажется, сколько времени потребуется вашему ребенку, чтобы научиться самостоятельно справляться с учебой? /Мнения родителей. /

Итак, мы надеемся, что теперь вы сможете разумно подойти к подготовке ребенка к обучению в школе, к тем высказываниям, требования, которые вы предъявляете будущему первокласснику.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Потапенко Ольга Николаевна

Дата: 03.08.2017

Номер свидетельства: 424827

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства