"Трудный подросток.Основные стадии разрушения личности ученика"
"Трудный подросток.Основные стадии разрушения личности ученика"
Стадии разрушения личности ребенка
1 стадия – «Скрытый период».
Ученику не дается учеба, не складываются отношения со сверстниками, учителями. Он не может понять, почему у всех получается, а у него нет, почему других хвалят, им же учитель недоволен, родители ругают. Он отчаянно не хочет быть хуже других, нервничает, не хочет идти в школу. Это трудность в ребенке и для ребенка.
Что делать, как помочь ребенку? Он нуждается в педагогической поддержке, ему можно и нужно помочь, подтолкнуть, не дать потерять веру в себя. Сам себе ребенок помочь не может: он бы рад, но у него не получается. Ситуация характерна для учащихся начальной школы.
2 стадия – «Явление трудного ребенка народу».
Ребенок начинает протестовать. Уже понял, что не хочет мириться с тем, что он хуже других. Но делает это неконструктивно: спорит с учителями, родителям доказывает, что учитель не прав, психует, впадает в истерику. Постепенно озлобляется. На выговоры упрямо молчит. Многое делает на зло. Начинает уходить с уроков, конфликтует с родителями. Постепенно сближается себе подобными «изгоями» школы. Здесь он как все, за счет кулаков может попасть в лидеры (а он так нуждается в признании, уважении).
Что делать, как помочь ребенку? Как и на первой стадии – нужна помощь извне. Но сейчас положение уже более тяжелое: потеряна вера в себя, накопились обиды на окружающих. Полезный ход в данном случае – искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной. Главное – войти в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения. Чем раньше мы начнем искать ребенку «запасные аэродромы» социализации, тем лучше.
3 стадия – «На перепутье».
«Известная личность» в школе: грубиян, драчун и двоечник. Его бояться дети, предпочитают не связываться учителя. Попал в поле зрения полиции, стоит на учете. Уроков пропускает больше, чем посещает. Сдружился с себе подобными. Внешне стал спокойнее, но жестче и злее. В жизни появилась какая-то, пусть криминальная романтика и смысл: возможность настоящей драки, соблазн сделать что-то запретное, проверить и проявить себя. И тогда появляется радость, уважение к себе, чувство незнакомого ранее наслаждения от жизни. Чувствует себя сильным, взрослым, избавляется от вечного комплекса униженности, ущербности.
Что делать, как помочь ребенку? Требуется перевоспитание – задача крайне трудная. Подросток вкусил радость запретного, асоциального. Не нашел себя в общественно полезной сфере бытия. Изменить подобное отношение может лишь личность органически добрая, великодушная, широкая, но, самое главное, умеющая что-то делать мастерски. Нужен герой! Только он может увлечь, заразить, научить, показать, что существует другой мир: умный, добрый, интересный. Как часто умелый тренер, фанатичный руководитель кружка, которые вытаскивают ребенка с самого дна.
4 стадия – «По ком тюрьма плачет».
Подросток может еще числится в школе, но уже давно не ученик. Многочисленные приводы в милицию. Шалит по мелочам, на крупном пока не попался. Пожалуй, нет страха перед тюрьмой, есть даже любопытство (проверить себя). Может пойти «на дело» за компанию. Все сожаления задавлены, мосты сожжены. Ко всем людям спокойная, тихая ненависть и недоверие.
Что делать, как помочь ребенку? Перевоспитание затруднительно, хотя, наверное, возможно. Нужна встряска, «взрыв» (по Макаренко): любовь, смерть близкого, встреча с замечательным человеком, который бы «перевернул мир», разрушил ложные ценности, водрузил свои. Такие люди в жизни есть, их нужно искать.
Хотелось бы закончить свой доклад такими словами:
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Сердце его — обнаженная рана.
Мысли и чувства — сложнейший клубок.
Кто же его искалечил так рано?
На беззащитность набросил замок?
Чтобы смогло это сердце забиться,
Чтобы добра уголёк не погас,
Нам, как сапёрам, нельзя ошибиться,
Жизнь эта будет зависеть от нас.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Трудный подросток.Основные стадии разрушения личности ученика"»
Стадии разрушения личности ребенка
1 стадия – «Скрытый период».
Ученику не дается учеба, не складываются отношения со сверстниками, учителями. Он не может понять, почему у всех получается, а у него нет, почему других хвалят, им же учитель недоволен, родители ругают. Он отчаянно не хочет быть хуже других, нервничает, не хочет идти в школу. Это трудность в ребенке и для ребенка.
Что делать, как помочь ребенку? Он нуждается в педагогической поддержке, ему можно и нужно помочь, подтолкнуть, не дать потерять веру в себя. Сам себе ребенок помочь не может: он бы рад, но у него не получается. Ситуация характерна для учащихся начальной школы.
2 стадия – «Явление трудного ребенка народу».
Ребенок начинает протестовать. Уже понял, что не хочет мириться с тем, что он хуже других. Но делает это неконструктивно: спорит с учителями, родителям доказывает, что учитель не прав, психует, впадает в истерику. Постепенно озлобляется. На выговоры упрямо молчит. Многое делает на зло. Начинает уходить с уроков, конфликтует с родителями. Постепенно сближается себе подобными «изгоями» школы. Здесь он как все, за счет кулаков может попасть в лидеры (а он так нуждается в признании, уважении).
Что делать, как помочь ребенку? Как и на первой стадии – нужна помощь извне. Но сейчас положение уже более тяжелое: потеряна вера в себя, накопились обиды на окружающих. Полезный ход в данном случае – искать возможность самоутверждения ребенка в деятельности внеклассной или внешкольной. Главное – войти в мир, в общественные отношения через полезную деятельность, через социально приемлемые формы самоутверждения. Чем раньше мы начнем искать ребенку «запасные аэродромы» социализации, тем лучше.
3 стадия – «На перепутье».
«Известная личность» в школе: грубиян, драчун и двоечник. Его бояться дети, предпочитают не связываться учителя. Попал в поле зрения полиции, стоит на учете. Уроков пропускает больше, чем посещает. Сдружился с себе подобными. Внешне стал спокойнее, но жестче и злее. В жизни появилась какая-то, пусть криминальная романтика и смысл: возможность настоящей драки, соблазн сделать что-то запретное, проверить и проявить себя. И тогда появляется радость, уважение к себе, чувство незнакомого ранее наслаждения от жизни. Чувствует себя сильным, взрослым, избавляется от вечного комплекса униженности, ущербности.
Что делать, как помочь ребенку? Требуется перевоспитание – задача крайне трудная. Подросток вкусил радость запретного, асоциального. Не нашел себя в общественно полезной сфере бытия. Изменить подобное отношение может лишь личность органически добрая, великодушная, широкая, но, самое главное, умеющая что-то делать мастерски. Нужен герой! Только он может увлечь, заразить, научить, показать, что существует другой мир: умный, добрый, интересный. Как часто умелый тренер, фанатичный руководитель кружка, которые вытаскивают ребенка с самого дна.
4 стадия – «По ком тюрьма плачет».
Подростокможет еще числится в школе, но уже давно не ученик. Многочисленные приводы в милицию. Шалит по мелочам, на крупном пока не попался. Пожалуй, нет страха перед тюрьмой, есть даже любопытство (проверить себя). Может пойти «на дело» за компанию. Все сожаления задавлены, мосты сожжены. Ко всем людям спокойная, тихая ненависть и недоверие.
Что делать, как помочь ребенку? Перевоспитание затруднительно, хотя, наверное, возможно. Нужна встряска, «взрыв» (по Макаренко): любовь, смерть близкого, встреча с замечательным человеком, который бы «перевернул мир», разрушил ложные ценности, водрузил свои. Такие люди в жизни есть, их нужно искать.