kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий классного часа "Как улучшить свою память"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка классного часа содержит интересную информацию о видах памяти, задания для самооценки отдельных видов памяти, советы о том, как тренировать свою память. К сценарию прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классный час память - кладовая ума»


КЛАССНЫЙ ЧАС

«Как улучшить свою память»


Цель:

  • сформировать у учащихся представления о памяти, видах памяти, определить причины, влияющие на продуктивность памяти.

Задачи:

  • изучить некоторые особенности памяти школьника, показать возможности ее развития;

  • познакомиться с приемами рационального запоминания.

Форма проведения: беседа с элементами лекции, тренинга


Оборудование: мультимедиа, листы бумаги, карандаши, ручки


Ход занятия:

1. Классный руководитель:

Слайд 1.


Память для нас - загадка! Почему, казалось бы пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое, бесспорно важное, испаряется из памяти? Почему мы одно помним, другое забываем? Почему задача, которую никак не удается решить, запоминается, а успешно решенная сразу же забывается. За этим почему сразу же следует «как».

Слайд 2.

Как улучшить свою память, какие способы запоминания наиболее эффективны, как надо изучать и повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове. Может быть, наш классный час ответит на эти ПОЧЕМУ и в копилку ваших знаний о СЕБЕ САМОМ войдут новые полезные сведения, которые не только помогут вам лучше учиться, но и хорошо подготовят к экзаменам в 9 классе.

Случается слышать от иных людей: «У меня плохая память», или даже «Знаете, у меня вовсе нет никакой памяти». Конечно, это преувеличение. Представьте, что было бы с человеком, если бы он и в самом деле совсем утратил память. По ТВ нам иногда показывают людей, частично потерявших память. А совсем! Это значит не помнить не только кто ты, где живешь, кто и где твои родные, но и язык, и куда идешь, и как пользоваться ложкой, для чего какая одежда нужна и так далее. Такой человек не мог бы совсем жить в современном мире. Это уже, конечно, крайность. А вам в учебе, в дальнейшем освоении профессии, в будущей работе надо будет осваивать и запоминать много нового.

Вот несколько интересных исторических фактов: Слайд 3.

Послушайте небольшой рассказ и постарайтесь его запомнить.

Восьмого апреля около города Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 вагонах была солярка, а в 15 – вино. Две цистерны  солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина  и дизельного топлива вылилась на автостраду, из – за чего упал на бок 10 – тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.

А теперь дайте ответы на вопросы:

  1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).

  2. Каких вагонов было больше – с вином или с соляркой? (С вином.)

  3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны.)

  4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Вина.)

  5. Сколько было всего вагонов? (27.)

  6. В какое время суток произошло крушение? (Вечером.)


Память – уникальное свойство, которое не поддается описанию или объяснению. Ее можно только изучать и развивать. Ведь память человека настолько могущественна, что представить ее рамки невозможно. Она феноменальна. Предлагаю вашему вниманию самые интересные факты о памяти человека, о которых вы даже не слышали!

Память развивается у человека до 25 лет. Пик ее возможностей припадает на 19-20 лет. Не удивительно: в этот период мы получаем образование. А вот угасать память начинает с 50 лет.

  • Если сравнить мозг человека с компьютером, он бы мог сохранять до 7 миллионов мегабайт информации.

  • Ким Пик, прототип главного героя «Человека дождя» имел уникальную память. Он действительно запоминал 98% всей прочитанной информации. Кроме того, он мог одновременно правым глазом читать правую страницу, а левым – левую в развороте книги.

  • Римский философ Сенека мог повторить 2 тысячи абсолютно бессвязных слов по очереди.

  • Как утверждают историки, Александр Македонский знал в лицо и по имени каждого из 30 тысяч своих солдат.

  • Кардинал Меццофанти знал около 100 языков. Ему достаточно было один раз услышать иностранное слово, как он запоминал его на всю жизнь.

  • Фемистокл - афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец знал каждого жителя Афин по имени. А их было около 20 тысяч!

  • Наполеон читал со скоростью 2 тысячи слов в минуту. Для сравнения: большинство образованных современных жителей планеты – лишь 180-220. При этом уровень запоминания и понимания текста при быстром чтении выше.

Слайд 4.


подсчитано, что ёмкость индивидуальной памяти обычного человека

измеряется огромной величиной 10 в двадцатой степени бит, что соответствует информационному фонду библиотеки имени ЛЕНИНА, насчитывающему 25 миллионов книг, брошюр и статей.

Изучением свойств памяти занимается очень важная наука - психология. Может быть, кто-то из вас в будущем будет подробно изучать эту науку.

- Ребята, сформулируйте свое определение слову «память» (ответы учащихся)

Слайд 5.

Память - это свойство человеческого мозга замечать, хранить, а в нужный момент воспроизводить то, что было в прошлом опыте данного человека, что он ранее узнал, продумал, пережил, сделал. Память - чудесное свойство мозга, позволяющее неизмеримо повысить КПД учения, без информации, которую сохраняет память, нельзя расширить и углубить представление об окружающем мире. Резервы человеческой памяти неизме-римы. Что же надо делать, чтобы привести их в действие. Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Слайд 6.

Существует 4 основных вида памяти: слуховая, зрительная, моторная (двигательная), смешанная.

3. Сообщения учащихся о видах памяти.

Слайд 7 . (1-ый ученик - зрительная память)
У человека преобладающим является зрительное восприятие. Оно чрезвычайно важно для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Хорошей зрительной памятью нередко обладают люди с эйдетическим восприятием, т. е. способные в течение достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать на органы чувств. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. У китайцев есть пословица: "Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать". Дейл Карнеги объясняет этот феномен тем, что "нервы, ведущие от глаз к мозгу, в двадцать пять раз толще, чем те, которые ведут от уха к мозгу".
Слайд 8. (2-й ученик: сообщение о слуховой памяти)
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно. Этим типом памяти обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и учителя школ. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.
Слайд 9. (3-й ученик - сообщение о двигательной памяти)
Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Совершенствование ручных движений человека напрямую связано с этим видом памяти. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.
Слайд 10. (4-й ученик – о смешанном типе памяти)
Смешанный тип памяти жизненно ценнее, чем тип односторонней памяти, по причине большого разнообразия практической деятельности человека. Поэтому полезно, запоминать учебный материал разными способами: путем его прослушивания, чтения, рассматривания иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Слайд 10. (4-й ученик – о смешанном типе памяти)

4. Слово учителя.

Таким образом, вы должны знать, что, если обладаете хорошей слуховой памятью, то надо:

Слайд 11.

  • внимательно слушать других;

  • читать дома учебный материал вслух;

  • работать в тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали вас;

  • стараться рассуждать вслух, даже когда вы один.

Слайд12.

Зрительная память хорошо развита у 80% людей. И тем, у кого хорошая зрительная память, лучше:

  • учебный материал читать самому, а не слушать других;

  • если же слушаешь рассказ других, кратко фиксировать услышанное на бумаге;

  • внимательно рассматривать в учебнике иллюстрации, схемы, карты, таблицы;

  • в тетрадях в собственных записях подчеркивать основное цветной пастой, ставить свои знаки внимания, пометки (например, восклицательный или вопросительный знак, значки плюс и минус) Это поможет лучше усвоить текст.

Слайд 13.

Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Это одновременное запоминание при помощи слуха, зрения и движения. Такое запоминание дает лучший результат

Слайд 14.

При хорошей двигательной (моторной) памяти надо:

  • всегда работать с карандашом в руках, подчеркивать, выписывать, составлять план;

  • цифровой материал оформлять в виде таблиц, графиков, схем;

  • при изучении материала дома все возможное проделать своими руками - опыты, примеры, чертежи, схемы, рисунки.


5. Тренинговые упражнения.

Проведем несколько опытов, которые помогут определить, каким видом памяти обладаете вы.

Слайд 15.

1 опыт. Фамилии и фото: 40 секунд смотрим на фото с подписанными фамилиями, - на листочке ставим столбиком цифры от 1 до 10.

Слайд 16.

Я убираю фамилии, под фото появляются номера, фото меняю местами, - дети должны опознать людей по фото и подписать их фамилии под соответствующими номерами, - открываем фото, сверяем ответы. (Слайд 15.). Количество верных ответов умножаем на 10%. Это и будет % возможного запоминания с помощью зрительной памяти.

2 опыт. Диктант - я 4 раза читаю в одном и том же порядке 20 слов. Дети слушают, -пробуют записать в строчку любое количество этих слов. - количество верно записанных слов умножают на 5%. Это и есть объем слуховой памяти. (УЗБЕК, АВТОБУС, ЛАПША, КАРТИНА, СЕРДЦЕ, ЛЮБОВЬ, НОЖНИЦЫ, МАСЛО, ОБУВЬ, КНИГА, КОНФЕТА, ГЛАГОЛ, ТУФЛИ, ЧИСЛО, ВОЙНА, КРЕСЛО, УРОКИ, СНЕГ, ПОДРУГА, ЯБЛОКО). 3 опыт. Числовой ряд - я диктую, дети пишут 4 раза подряд, каждый раз загибая листочек вниз 3,14,15,92, 6,11, 58, 13, 49, 51 -на пятый раз пишут сами по памяти числовой ряд. - количество правильно выписанных цифр умножат на 10%, это и будут возможности вашей смешанной памяти.

Слайд 17.

Давайте обратимся к словам К.Д.Ушинского: «Важнейшим условием, повышающим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения».

- Как вы понимаете это высказывание? 6. Гимнастика для улучшения памяти. Слайд 18.

Для того чтобы память человека развивалась, ее необходимо тренировать. Вот несколько упражнений для тренировки памяти, которые вы можете выполнять дома самостоятельно:

  • На листочке сверху вниз расположены цифры от 1 до 20. Пишем столбиком;

  • за одну минуту 20 слов на букву В;

  • за 1 минуту 20 любых мужских имен;

  • за одну минуту пишем подряд буквы алфавита и женское имя на эту букву;

  • 20 любых блюд или того, что можно съесть;

  • быстро пишем числа от 100 до 1, пропуская те, что делятся на 5;

  • названия любых городов мира.

Теперь закроем глаза и медленно сосчитаем до 20, теперь ваш мозг готов к трудностям предстоящей работы сегодня. Такую гимнастику можно делать всякий раз по дороге в школу, в автобусе, на прогулке, перед тем, как браться за домашнее задание. Главное - верить, что память обязательно улучшится. Конечно, не за 2-3 недели, а за 1 -2 года. 7. Итог.

Классный руководитель: возможности человеческой памяти поистине безграничны. Но, как мы сегодня убедились, над ней надо работать, постоянно совершенствуя себя, делая усилия над собой. Это непросто, но как начинаешь себя уважать, когда преодолеешь свою лень, пассивность, равнодушие! Вот из таких маленьких побед и складывается характер.

9. Заключительное слово классного руководителя:

Слайд 19. Я благодарю вас всех, ребята, за участие и надеюсь, что сегодняшний советы не пройдут даром. И вы будете использовать их для улучшения вашей памяти.



Приложение 1

Семь золотых правил


  • Думай, не зубри, ищи смысл.

  • Зачем учить? Интерес переходит в результат.

  • Не перегружайся.

  • Настройся на работу.

  • Не учи подряд похожее.

  • Борись с забывчивостью! Оглянись вокруг, запомни обстановку, в которой происходит событие.

  • Учи все!


Правила тренировки памяти


  1. Ставь цель запомнить надолго.

  2. Пользуйся смысловыми опорами, смысловой группировкой.

  3. Заучивай с желанием знать и помнить.

  4. Тренируй внимание и наблюдательность.

  5. Начинай повторять до того, как материал начал забываться.

  6. Заучивай и повторяй небольшими частями - лучше по одному часу семь дней, чем семь часов подряд в один день.

  7. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии - литературу.

  8. Короткие стихи учи целиком, длинные - разбивай на отрывки.

  9. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.

  10. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день.

7


Просмотр содержимого презентации
«Память - кладовая ума»

Как улучшить память

Как улучшить память

Как улучшить свою память?  Какие способы запоминания наиболее эффективны?  Как надо изучать и повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове?
  • Как улучшить свою память?
  • Какие способы запоминания наиболее эффективны?
  • Как надо изучать и повторять учебный материал, чтобы он наилучшим образом «уложился» в голове?
Знаете ли вы, что…

Знаете ли вы, что…

Подсчитано, что ёмкость индивидуальной памяти обычного человека из-меряется огромной величиной 10 в двадцатой степени бит, что соответствует инфор-мационному фонду библиотеки имени ЛЕНИНА, насчитывающему 25 миллионов книг, брошюр и статей.

Подсчитано, что ёмкость индивидуальной памяти обычного человека из-меряется огромной величиной 10 в двадцатой степени бит, что соответствует инфор-мационному фонду библиотеки имени ЛЕНИНА, насчитывающему 25 миллионов книг, брошюр и статей.

Послушайте рассказ

Послушайте рассказ

Виды памяти слуховая зрительная  моторная (двигательная) смешанная

Виды памяти

слуховая

зрительная

моторная

(двигательная)

смешанная

Зрительная память Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать  (китайская пословица) Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспро-изведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче  запоминает и воспроизводит

Зрительная память

Лучше один раз увидеть, чем тысячу раз услышать

(китайская пословица)

Данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан процесс запоминания и воспро-изведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит

Слуховая память Данный вид памяти харак-теризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно .

Слуховая память

Данный вид памяти харак-теризуется тем, что человек, обладающий ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т. п. Этот смысл он может передать собственными словами, причем достаточно точно .

Двигательная память Двигательная память пред-ставляет собой запоминание и сохранение, а при необхо-димости и воспроизведение с достаточной точностью много-образных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навы-ков. Совершенствование руч-ных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Двигательная память

Двигательная память пред-ставляет собой запоминание и сохранение, а при необхо-димости и воспроизведение с достаточной точностью много-образных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навы-ков. Совершенствование руч-ных движений человека напрямую связано с этим видом памяти.

Смешанная память Смешанный тип памяти жиз-ненно ценнее, чем тип одно-сторонней памяти, по причине большого разнообразия практи-ческой деятельности человека. Поэтому полезно, запоминать учебный материал разными способами: путем его прослу-шивания, чтения, рассматри-вания иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Смешанная память

Смешанный тип памяти жиз-ненно ценнее, чем тип одно-сторонней памяти, по причине большого разнообразия практи-ческой деятельности человека. Поэтому полезно, запоминать учебный материал разными способами: путем его прослу-шивания, чтения, рассматри-вания иллюстрации, делая зарисовки, наблюдая и др.

Эмоциональная память

Эмоциональная память

При слуховой памяти надо:

При слуховой памяти надо:

  • внимательно слушать других;
  • читать дома учебный материал вслух;
  • работать в тишине, чтобы посторонние звуки не отвлекали вас;
  • стараться рассуждать вслух, даже когда вы один
У кого хорошая зрительная память, лучше:

У кого хорошая зрительная память, лучше:

  • учебный материал читать самому, а не слушать других;
  • если же слушаешь рассказ других, кратко фиксировать услышанное на бумаге;
  • внимательно рассматривать в учебнике иллюстрации, схемы, карты, таблицы;
  • в тетрадях в собственных записях подчеркивать основное цветной пастой, ставить свои знаки внимания, пометки (например, восклицательный или вопросительный знак, значки плюс и минус) Это поможет лучше усвоить текст.
Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Это одновременное запоминание при помощи слуха, зрения и движения. Такое запоминание дает лучший результат.

Смешанный вид памяти присущ почти всем людям. Это одновременное запоминание при помощи слуха, зрения и движения. Такое запоминание дает лучший результат.

При двигательной памяти надо:

При двигательной памяти надо:

  • всегда работать с карандашом в руках, подчеркивать, выписывать, составлять план;
  • цифровой материал оформлять в виде таблиц, графиков, схем;
  • при изучении материала дома все возможное проделать своими руками - опыты, примеры, чертежи, схемы, рисунки .
А. С. Пушкин М. И. Кутузов С. В. Ковалевская В. В. Терешкова Екатерина Великая Дж. Бруно Пётр I М. В. Ломоносов А. В. Вампилов Шекспир

А. С. Пушкин

М. И. Кутузов

С. В. Ковалевская

В. В. Терешкова

Екатерина Великая

Дж. Бруно

Пётр I

М. В. Ломоносов

А. В. Вампилов

Шекспир

2 3 4 1 7 6 5 10 8 9

2

3

4

1

7

6

5

10

8

9

Важнейшим условием, повышаю-щим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упраж-нения  (К. Д. Ушинский)

Важнейшим условием, повышаю-щим работу памяти, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упраж-нения

(К. Д. Ушинский)

Гимнастика для улучшения памяти

Гимнастика для улучшения памяти

  • На листочке сверху вниз расположены цифры от 1 до 20. Пишем столбиком:
  • за одну минуту 20 слов на букву В;
  • за 1 минуту 20 любых мужских имен;
  • за одну минуту пишем подряд буквы алфавита и женское имя на эту букву;
  • 20 любых блюд или того, что можно съесть;
  • быстро пишем числа от 100 до 1, пропуская те, что делятся на 5;
  • названия любых городов мира
Развивайте свою память!

Развивайте свою память!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сценарий классного часа "Как улучшить свою память"

Автор: Ревазова Фатима Феликсовна

Дата: 27.06.2017

Номер свидетельства: 423318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства