- Уважаемые родители, мы с вами определили проблему, стоящую перед нами и поставили себе цель, которую должны достигнуть в конце собрания. - Хотелось бы начать с самого определения «Право». - При услышании данного слова, какие ассоциации возникают у вас в голове? - Совершенно верно, следуя Толковому словарю С.И. Ожегова, «право» - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе. (открывает определение слова на доске) - Исходя из данного определения, можем сделать вывод, что «права ребёнка» — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребёнок, вне зависимости от каких-либо различий. (открывает определение слова на доске) - За последние 10 лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая грамотность. - Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации, имеет меньший шанс нарушить закон, понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких. - За долгие годы мы привыкли, что все в нашей стране делается на благо детей. «Всё лучшее - детям!». Но решают в чём это «лучшее», всегда взрослые. Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы, родители? ИГРА «СВЯЗАННЫЙ РЕБЕНОК» - Уважаемые родители, попрошу двоих выйти ко мне для демонстрации: 1- ребенок, 2 – помощник. - Вы - ребенок. Мы говорим: «Не бегай, не прыгай, не упади…» и связываем ему ноги (вызванному родителю ленточкой связывают ноги). Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки. Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши. Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот. Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза. - Давайте спросим нашего «ребенка», как он себя сейчас чувствует? (ответ родителя). - Закончили. Присаживаетесь пожалуйста аккуратно на свои места. Спасибо за участие. - С самого рождения начинаем давать установки: ты должен, «вот я в твои годы», а ты неумеха, «посмотри на старшую сестру». Ребенок фактически беззащитен перед взрослыми: дома, в школе, на улице. Он всегда виноват, потому что мы, взрослые, лучше знаем, как надо поступить в тех или иных случаях. «Мы пожили – мы знаем…». - Но возникает вопрос: А так ли много мы знаем? И что мы знаем? Мы знаем, как можно защитить себя от хамства, грубости, несправедливости? – Нет! Чаще всего – нет! Отсюда и хамство, грубость, несправедливость взрослых по отношению к ребенку, к подростку, к окружающим. Мы требуем с ребенка дать слово хорошо себя вести, хорошо учиться, выполнять правила, извиняться… - А всегда ли он виноват? Давайте представим, что чувствует наш ребенок. - Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. Родители, воспитывающие своего ребенка, не должны забывать о его правах. Индивидуальная работа с рисунком. - Уважаемые родители, перед вами, на столах лежат листочки и карандаши. Возьмите, пожалуйста, листочки и нарисуйте себя, чисто схематически в виде человечка. - Кто нарисовал, пожалуйста посмотрите на меня. Итак, я вижу все закончили. А теперь вы будете рядом создавать своего ребенка. (Учитель также рисует все части тела ребёнка на школьной доске и произносит следующие слова:) - Когда вы любите своего ребенка (на слове любовь – рисуем сердце возле взрослого) – «появляется тело», когда вы принимаете свою роль родителя – у ребенка появляется «голова», когда вы добры – ребенок «улыбается», когда есть уважение – вас хотят видеть и слышать – появляются «уши и глаза», когда вы обнимаете своего ребенка – он тянется к вам навстречу – появляются «руки», когда вы с ним гуляете – «ноги». Когда мы понимаем друг друга – создается фундамент «почва под ногами». Когда мы радуемся своему ребенку – «солнце». Познаете мир вместе с ребенком – «дома, деревья, цветы…окружающий мир». - Вам нравится, что у вас получилось? - Какие чувства вы испытываете, глядя на эту картинку? - А теперь произошла ситуация, когда ребенок вам сказал, что не хочет учиться или идти в школу. (Педагог разыгрывает ситуацию с родителями. Он в роли ребенка, который не хочет идти в школу. Родители всячески стараются уточнить, почему он не хочет идти в школу, задают разные вопросы. Ответ «ребенка» всегда один «не хочу, не буду, отстань…». Ребенок на контакт не идет.) - Что сейчас с вами сейчас происходит? - Что Вы чувствуете в данной ситуации? Запишите для себя на стикерах, лежащих на ваших столах. - Что Вам хочется сделать в данной ситуации? Запишите на стикерах, что вам хочется сделать. - Насколько эффективны эти действия? Продолжение работы с рисунком. - А теперь давайте возьмем ваши рисунки, и там немного поработаем, и разберемся, что же происходит с нами и нашим ребенком. - Радости от общения с ребенком у нас нет – исчезает солнце (стираем или закрашиваем черным карандашом). - Нам кажется, что ребенок нас не уважает, как родителя - он нас не слышит и не смотрит в глаза, отворачивает голову или опускает ее (стираем глаза и уши). - Мы понимаем, что наша доброта ни к чему хорошему нас не привела - (исчезает рот с улыбкой). - Мир, который был таким красивым -приобретает темные краски - берем темные цвета и закрашиваем мир вокруг людей. -Когда ребенок не хочет с нами общаться, и мы не знаем, как его вывести на разговор – у нас как будто исчезает почва под ногами - «убираем понимание». - И нам кажется, что нас не любят -разрываем сердце. - (разрываем лист пополам через сердце) Пауза. - Что вы чувствуете? Ваши ощущения. - Так что, уважаемые родители, направляйте ребёнка на верный путь, проводите с ним беседы, никогда не отказывайте в помощи и не забывайте, что дети, как и взрослые имеют свои права, а ваша родительская обязанность – обеспечить и защитить эти права. - Прошу обратить ваше внимание на выставку, в которой я собрала основные международные документы, касающиеся прав детей. - К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся: – Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) Устав МБОУ – нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Конвенция о правах ребенка — провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах. - Уважаемые родители, предлагаю поделиться вам на две команды: «Крестики» и «Нолики». (распределение по карточкам с символами «крестик» и «нолик»). - Присаживайтесь за столы согласно табличкам с названиями команд, которые на них установлены. - Хотите больше узнать о правах детей? Тогда давайте приступим к практической части нашего собрания. По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку держала, В путь-дорогу умницу свою сопровождала. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают их на свете. - На стенде Вы видите игровое поле с заданиями, игра строится по принципу известной игры «крестики-нолики». С помощью жеребьёвки выясним, какая команда первой будет выбирать задание. Чтобы поставить знак в поле командам необходимо правильно и быстро выполнить задание. Начнем! - Итак, команды выберите капитана. Капитаны подойдите ко мне и вытяните листочек с числом, который указывает, кто из вас начнет игру первым. - Игру начинает первым команда «Нолики». 1. «Крокодил» Каждой команде предлагается по 1 карточке со статьей Конвенции о правах ребёнка. Количество карточек со статьями может быть любым. Из команды выбираются несколько человек для инсценировки статьи. Необходимо обыграть ее без слов, с помощью движений, жестов, мимики. Показ сценок происходит одновременно, и та команда, которая быстрее и правильно отгадает статью, получает право поставить знак своей команды на поле. (Статьи Конвенции представлены в приложении №2) 2. «Кроссворд» (Приложение № 3) Каждой команде предлагается отгадать быстро и правильно кроссворд на правовую тематику (обеим командам одинаковый) с использованием Конвенции о правах ребёнка. 3. «Пазлы» (Приложение № 4) Каждой команде предлагается конверт с набором слов по правовой тематике. Необходимо правильно и быстро собрать фразу (выражение). 4. «Синквейн» Командам предлагается сочинить Синквейн на правовую тематику. (В приложении № 5 представлены теория по составлению синквейнов и примеры). 5. «Рисунок-эмблема» Командам предлагается нарисовать и представить эмблему по защите прав ребенка. 6. «Брейн-ринг» Задание вопрос-ответ. Каждой команде предлагается по 2-3 вопроса по знанию Конвенции. Та команда, которая ответит на все вопросы правильно, получает право поставить свой знак на табло. А) В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Ответ: "Красная шапочка", "Серая шейка", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" и т.д. Б) Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? Ответ: «Три поросенка", "Заюшкина избушка" и т.д. В) Какое право нарушила Баба-Яга и гуси-лебеди, украв малолетнего мальчика в сказке «Гуси-лебеди»? Ответ: Право ребенка жить со своими родителями. Г) В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? Ответ: 12 месяцев. 7. «Кто быстрее» (Приложение № 6). Командам предлагается набор картинок и набор статьей по правам ребенка из Конвенции. Та команда, которая быстрее соотнесет картинки и статьи получает право поставить свой знак на табло. 8. «Алфавит» Родителям предлагается выстроить ассоциативный ряд слов по алфавиту на тему «правовое воспитание». (А-ассамблея, Б- большинство, В – воспитание, Г-группа, Д – деятельный, Е – единые, Ж – жизнь, З- забота и т.д.). 9. «Черный ящик» Команды должны отгадать то, что лежит в черном ящике, задавая наводящие вопросы. Ведущий может отвечать только «да» или «нет». Та команда, которая быстрее отгадает предмет, получает право поставить свой знак на табло. (Например: Семейный кодекс РФ). - На этом задания закончены. Вот и подошла к концу наша игра. Спасибо всем родителям за участие в игре и поздравляем вас с получением званий «Знатоков права». - За выполнение всех заданий я вручаю вам грамоты. |