kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «Системная модель в совершенствовании деятельности классного руководства»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описывается алгоритм формирования и продвижения системной модели деятельности классного руководителя, для совершенствования его работы и работы актива класса.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Системная модель в совершенствовании деятельности классного руководства»»

Статья «Системная модель в совершенствовании деятельности классного руководства»



Системная модель управления классного руководства графически может быть представлена следующим образом:

Рис.1. Графическая схема управленческой модели организации классного руководства.

Суть каждого элемента настоящей системной управленческой модели применительно к организации классного руководства, с учетом обозначений на рис.1. следующая:

Внутренняя среда (4), как основная составляющая модели:

Подсистема научного обоснования организации классного руководства (4.1.) включает в себя:

- суть классного руководства – профессиональная деятельность педагога, направленная на воспитание ребенка в классном ученическом коллективе. Классное руководство осуществляет классный руководитель.

Классный руководитель – это педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий организацию и воспитание классного коллектива и осуществляющий свою деятельность в образовательном процессе общеобразовательного учреждения.
- его цель: создание условий для саморазвития и самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.
- принципы:

  • системности (взаимодействие всех участников воспитательного процесса в системе) и планомерности;

  • единый для школы подход к воспитательному процессу;

  • сотрудничества с воспитанниками и их родителями;

  • ориентации на интересы, потребности и возможности каждого ребенка;

  • безусловного принятия каждого ученика, его сильных и слабых сторон;

  • приобретения собственного опыта; признания и поддержки чувств самостоятельности у детей;

  • терпении и терпимости в достижении результа­тивности педагогического воздействия;

  • диалогичности и открытости в общении с учащимися;

  • использование чувства юмора как неотъемле­мого методического средства в работе с учащимися;   умения управлять своим настроением, не под­даваться влиянию предвзятого мнения;

  • принцип коллегиальности:

  • принцип целесообразности и природосообразности.

- методы:

1) общенаучные: системный анализ, комплексный подход, обобщение, моделирование, прогнозирование, планирование целей.

2) освоения отдельных компетенций:

  • знаний – это прежде всего культура – общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая; хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей организации и своего класса, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным;

  • умений – от классного руководителя требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться; поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках; обладает умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации.

  • навыков – умение убеждать, общаться, учитывать черты характера других, обучать, демонстрировать свою компетентность, планирования; распределения работ; управления; поддержки и мотивации; информирования; оценивания результатов.

3) специфические: социометрический, анкетирование, эвристические, интервьюирование, диагностические методики, активизации технологии творчества, ассоциативные, метод «мозгового штурма», метод синектики.

Управляющая подсистема организации классного руководства (4.2) – это актив класса; предлагает требования к высшим органам классного самоуправления (актив класса, состоящий из старосты, зам старосты):

- определять основные направления воспитательной и культурно-массовой работы классного коллектива;

- обращаться с ходатайством о поощрении учащихся класса;

- предлагать классному руководителю привлечь к дисциплинарной ответственности учащихся класса;

- принимать участие в решении вопросов, возникающих в учебно-воспитательном процессе класса;

- принимать решения о формах участия класса в различных общешкольных мероприятиях;

- распределять поручения по секторам;

- решать вопрос о поощрении или порицании отдельных учеников;

- принимать участие в рассматривании конфликтных ситуаций между членами классного коллектива;

- староста класса является полномочным представителем класса на совещаниях и заседаниях любого уровня в школе, защищает интересы класса, ведет заседания Актива класса;

- контролировать работу секторов: хозяйственный, спортивный, санитарный, культурно-массовый, учебный, редколлегия и библиотечный;

- выполнять поручения классного руководителя, связанные с учебной и хозяйственной деятельностью.

Управляемая подсистема организации классного руководства (4.3.) – это ученики класса.

Для того чтобы повысить качество и результативность классной работы я предлагаю использовать формы работы как: беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы; создать творческие группы, органы самоуправления;
коллективные дела: конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования, дискуссионных, игровых состязательных, творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга; проводить аналитико-диагностическую работу; работу с семьей учащихся; организация внеурочной деятельности учеников и т.д.

Обеспечивающая подсистема организации классного руководства (4.4.) включает в себя такие виды обеспечения, как:

1) ресурсное: своевременное обеспечение организации необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества; улучшение использования ресурсов. Наличие и состав ресурсов определяются объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок;

2) методическое: создание правовой, методической и расчетной базы для осуществления функций управления; организация производственных процессов на основе научных норм; обеспечение сопоставимости различных видов деятельности через единую методологию оценки качества работы;

3) информационное: совокупность средств и методов построения информационной базы. Оно определяет способы и формы отображения состояния объекта управления в виде данных о внутреннем состоянии системы управления, документов, графиков и сигналов из внешней среды;

4) правовое: соблюдение, исполнение и применение мер действующего законодательства; разработку и внедрение локальных нормативных актов; подготовка предложений об изменении действующих или отмене устаревших нормативных актов.

Целевая подсистема организации классного руководства (4.5.) направлена на обеспечение выполнения соответствующего Федерального образовательного стандарта:

- духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества;

- сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации;

- единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений;

- условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Потребности системной управленческой модели (вход – 1.) целевой системной модели напрямую связаны с обеспечивающей подсистемой модели и главная его задача, это конечно ресурсное обеспечение, в том числе:

1) капитал (финансы): оплата труда работников организации, спонсорская помощь, стимулирующее вознаграждение за победу в разнообразных конкурсах и т.д., финансирование реализации основной образовательной программы начального общего образования должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, дополнительные финансовые средства за счет: предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг; добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

2) материальные ресурсы и сырье: санитарно-гигиенические нормы образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); санитарно-бытовые условия (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовые условий (наличие оборудованного рабочего места, спортзала, столовой, библиотеки, комнаты психологической разгрузки, актового зала, медицинского кабинета и т.д.); своевременные сроки и необходимые объемы текущего и капитального ремонта;

3) человеческие ресурсы: обучающиеся класса, классный руководитель, учителя, логопед, психолог, социальный работник, библиотекарь (непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения), родители и т.д.

4) информация и технологии: совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет; контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся); взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями; создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.); получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.); физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх; размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательного учреждения.

5) время на проведение: классных часов, школьных и внешкольных мероприятий, конкурсов, субботников, консультаций для родителей, родительских собраний, работа с активом класса, работа с одаренными обучающимися, работа со слабоуспевающими обучающимися и т.д.


Удовлетворение потребности в результате обеспечения выполнения системной управленческой модели (выход -2.) напрямую связаны с осуществлением целевой подсистемой системной модели управления.

В соответствии с ФГОС начального общего образования можно выделить следующие характеристики модели выпускника начальной школы:

1. Личностные универсальные учебные действия умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные универсальные учебные:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные учебные действия включают:

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Знаково-символические действия:

• моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

В обратной связи (3.) для обеспечения выполнения настоящей модели необходимы: Конституция Российской Федерации, Кодексы РФ, Федеральные законы РФ и Законы РФ, Постановления и распоряжения Правительства РФ, Приказы, Письма, Распоряжения президента РФ, Приказы и Письма Министерства образования и науки РФ, Приказы других Министерств и ведомств, Образовательный стандарт, СанПиНы, Федеральные государственные образовательные стандарты, Федеральные государственные требования, Региональные документы, Локальные акты, Типовые положения, Образовательные программы, учебный план.

Внешняя среда (5.) прямого влияния: Законы и государственные органы, поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы, потребители, конкуренты, все функциональные подсистемы материально-технические условия, санитарно-гигиенических нормы, санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий, пожарной и электробезопасности; требований охраны труда; своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательной организации. Непрямого влияния – вся внешняя среда организации (международных событий и окружения; научно-технического прогресса и технологии; политической обстановки (политических изменений); состояния экономики; особенностей экономических отношений; социально-культурных отношений; права; взаимосвязей с населением).

Алгоритм продвижения настоящей системной управленческой модели может быть представлена следующими этапами

Первый этап (шаг): классный руководитель является ответственным за продвижение настоящей модели, либо уточнение им цели организации согласно научному обоснованию, целевой и обеспечивающей подсистем в зависимости от миссии и практически принятой ранее в школе стратегии.

Второй этап (шаг): анализ сложившейся практики управления классного руководителя, его ресурсного, кадрового и методического обеспечения.

Третий этап (шаг): подготовка (обучение) субъекта (актива класса) к приему в свою управленческую деятельности системный подход и предлагаемую системную модель управления.

Четвертый этап (шаг): формирование предстоящих задач (организация воспитывающей и развивающей деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения; организация и развитие коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка; помощь в становлении личности ученика, создание условий для проявления и обогащения его внутренних сил, склонностей, интересов и способностей) и технологий (социальных и управленческих) деятельности классного руководителя и человеческого ресурса (качественной и количественной характеристики), согласно рис.1.

Пятый этап (шаг): разработка комплекса мер по обеспечения всех подсистем предлагаемой системной модели управления.

Шестой этап (шаг): подготовка (обучение) объектов (учеников класса) управления организации к приему в свою управленческую деятельности системный подход и предлагаемую системную модель управления.

Седьмой этап (шаг): начало работы по предлагаемой системной модели управления с обязательным обеспечением обратной связи (стандартов, норм, нормативов и критериев оценки) по достижению намеченной цели.

В ходе внедрения настоящей системной модели управления классным руководством и с учетом алгоритма продвижения ее возможны следующие проблемы и противоречия, которые необходимо учитывать:

1) скрытое непринятие отдельными членами класса субъекта управления организации;

2) ситуация неприязненных, конфликтных, противоречивых отношений родителей и школы;

3) слабое ресурсное обеспечение (по всем, или выборочно, таким видам, как: финансы, материальные, техническое и сырье), а также человеческие ресурсы, информация и технологии, в основном методобеспечение (ресурсный аспект).


Реган Ольга Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №1 им.И.В.Курчатова»

г.Симферополь

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья «Системная модель в совершенствовании деятельности классного руководства»

Автор: Реган Ольга Николаевна

Дата: 11.06.2019

Номер свидетельства: 514422

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства