Статья " Роль музейной и театральной педагогики в становлении и развитии личности патриота"
Статья " Роль музейной и театральной педагогики в становлении и развитии личности патриота"
Статья написана из опыта патриотического воспитания посредством музейнойпедагогики в гимназии.Будет полезна для заместителей директора по воспитательной работе,педагогов-организаторов,классных руководителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья " Роль музейной и театральной педагогики в становлении и развитии личности патриота"»
Роль музейной и театральной педагогики в становлении и развитии личности патриота
Ушакова Е.В.
ГБОУ ЛНР «Зимогорьевская гимназия»
Славяносербского района
Луганской Народной Республики
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной постыдное малодушие.
А.С. Пушкин
Патриотическое воспитание учащихся в нашей гимназии это целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите ее интересов. Патриотизм призван придать новый импульс духовному оздоровлению молодежи, формированию гражданской ответственности, духовности, позитивных ценностей и качеств. Он напрямую согласуется с общегосударственными задачами страны по укреплению Отечества, по обеспечению его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Являясь важным аспектом духовной жизни современной Луганской Народной Республики, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития
Гражданско-патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений воспитательной работы нашей гимназии. С января 2009 года по январь 2014 года мы работали под руководством заведующей кафедрой психологии ЛОИППО Кирмач Г.А. над воспитательным проектом «Формирование ценностного отношения к себе и окружающим в условиях гимназического среды». Целью проекта было духовное развитие личности на основе общечеловеческих ценностей и национального воспитания, приобретение молодым поколением социального опыта, развитие моральных качеств, чувства милосердия, доброжелательности и сопереживания. По окончании сроков проекта, в 2014 году, мы продолжили работу в заданном направлении, особое внимание уделив воспитанию патриотизма и любви к Родине, учитывая сложившуюся политическую ситуацию в нашем государстве.. Результатом многолетней работы по патриотическому воспитанию молодежи является наш гимназический музей Боевой славы. который был создан в 2007 году. Музей – это центр патриотического воспитания. В 2018 году открытый ранее музей расширился, обновился, дополнился новыми экспозициями и экспонатами и был перенесен в новый больший кабинет. Одним из важных направлений его деятельности есть воспитание у каждого школьника любви к Родине, которая начинается с любви к своей малой родине, городу, школе; воспитание у школьников бережного отношения к традициям народа, семьи, школы и стремление сохранить их и преумножить.
На данный момент в фонды школьного музея входят три основных экспозиции, рассказывающие о Великой Отечественной войне, Афганистане и военном конфликте 2014 года. На его базе была образована лекторская и поисковая группы. Главной их задачей была и есть – сбор информации, экспонатов для тематических выставок музея, проведение лекториев и встреч с героями - земляками.
Главным принципом патриотического воспитания в нашей гимназии есть принцип событийности в музейной и театральной педагогике.
Великая Отечественная война – Афганистан – военный конфликт 2014.
Экспозиция «Ветераны Великой Отечественной войны - наши земляки» занимает почетное место в музее.
Поисковой группой учащихся был собран богатый материал о наших земляках, которые защищали Родину во время войны. Фотографии легендарных воинов и муляж ордена Отечественной войны размещены в центре экспозиции. Также в музее имеются фотографии героев Советского союза, местных жителей Малько И.С. и Иванникова А.М.
На стендах присутствующие могут увидеть оригиналы и копии наградных документов воинов, настоящую каску, остатки штыка и гильзы. Учителями истории была создана карта «Славяносербщина в годы войны 1941-1945 гг.», где очень четко отражены места боевых действий в этот период. Пополнением экспонатов музея заинтересовалась вся городская общественность. Организацией ветеранов города Зимогорья нашему музею было передано Боевое красное знамя и Знамя 150-й стрелковой дивизии ордена Кутузова.
Наши ребята с удовольствием принимают участие и занимают призовые места в районных и республиканских конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне. Например:
- районный конкурс Белых журавлей (стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне);
- конкурс плакатов, посвященных Сталинградской битвы;
- конкурс плакатов ко дню юного героя-антифашиста под эгидой ОД «Мир Луганщине»;
- акция «Плакат Победы»;
- выставка-конкурс детского творчества «Наше наследие – великая Победа».
Большой акцент педагогическим коллективом ставится на воспитании личности с помощью средств художественно-эстетического влияния. Ребята с учителем истории и музыки ежегодно в канун Дня партизанской славы демонстрируют сверстникам музыкально-театральные постановки «Вечно живые ровесники», посвященные деятельности организации «Молодая гвардия», каждый раз дополняя и вдохновляя их новыми идеями, эмоциями, чувствами. Театрализованная композиция, посвященная памяти комбата Еременко никогда никого не оставляет равнодушным.
В мае наши ребята принимают активное участие в районном фестивале патриотической песни «Песни Победы».
Традиционной в музее есть работа лекторских групп, которые проводят экскурсии на тему «Славяносербский край в годы Великой Отечественной войны», «Герои Советского союза – наши земляки».
В музее ведется Книга памяти, куда заносится информация, факты из жизни, воспоминания близких, родственников героев тех далеких лет.
В сентябре каждого года старшеклассники с большим удовольствием принимают участие в республиканском Брейн - ринге, посвященном очередной годовщине образования организации «Молодая гвардия», в феврале– в историческом Квесте, посвященном годовщине Сталинградкой битвы, организованном на базе Луганского краеведческого музея. Один из стендов в музее посвящен деятельности героической организации «Молодая гвардия». Ежегодно группа учащихся гимназии посещает музей Молодой гвардии в городе Краснодоне.
Наши воспитанники - великие новаторы. В 2016 году в городе Зимогорье впервые был проведен флеш-моб в рамках республиканской акции «Спасибо бабушке и деду за трудовую их победу!», приуроченную празднованию Дня солидарности трудящихся 1 мая. А 9 мая они активные участники «Бессмертного полка». Эта традиция живет и сегодня в нашем городе.
В 2017 году на базе гимназии был создан волонтерский ДЮО «Молодая гвардия» ОД «Мир Луганщине», который сейчас ведет активную работу по оказанию физической и гуманитарной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, нуждающимся пожилым гражданам нашего города .
К сожалению, всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей той жестокой войны. Поэтому проведение встреч с ветеранами оказывает самое действенное влияние на сознание школьников. Они в живую беседуют с людьми, ставшими легендой, что положительно влияет на воспитание у детей уважительного отношения к людям, успешно защищавшим Родину . Общаясь с ветеранами, подростки овладевают огромным духовным богатством, познают азбуку патриотизма, учатся на примерах старшего поколения любить свою Родину, народ, чтобы в необходимый момент отдать ради них самое дорогое – свою жизнь.
Вторым и очень важным направлением деятельности музея есть Афганская война. Начало ему положил факт размещения на здании гимназии мемориальной доски, посвященной погибшим воинам - афганцам. В Славяносербском районе из 176 участников погибло 3, и все они из города Зимогорья, все они - выпускники нашей школы, все они жили на одной улице Школьной, которая в 1988 году была переименована в улицу имени Воинов - Интернационалистов. На одном из заседаний группы «Поиск» ребята решили создать видеофильм о героях-земляках, участниках афганской войны.
Общаясь с родными, близкими, знакомыми, соседями погибших, учащиеся собирали информацию, фотографии, факты из жизни о боевом и жизненном пути героев. И в 2013 году был создан первый десятиминутный вариант видеофильма, который большей частью был посвящен памяти Сергея Харькова.
«А судьбы, как звезды…», в который был добавлен и четкой линией прослеживался жизненный и боевой путь военного летчика - офицера Ковальского Виталия. В фильм был вмонтирован видеоролик, соответствующей тематики, фотографии из центрального музея Афганской славы. Там, на стендах, были наши ребята. Фильм, созданный силами учащихся, посвященный памяти погибших воинов-афганцев, оставит глубокий след в душах подрастающего поколения и чувства гордости за своих героев - земляков
Ежегодно в день вывода советских войск из Афганистана творческая группа демонстрирует этот уже сорокаминутный фильм для гостей и обучающихся гимназии .
В сентябре 2017 года эта работа была представлена на Образовательном салоне «Современное образование - 2017», организованном на базе Дворца спорта « ЛТК - арена» в городе Луганске в теме «Создание видеофильмов как элемент патриотического воспитания на примерах.
Совместная работа учащихся и учителей по созданию фильма имела очень большое воспитательное значение.
На базе нашей гимназии проводятся гимназические и районные мероприятия, посвященные датам вывода советских войск из Афганистана, Гостями нашего музея бывают не только наши дети, но и ребята из школ района, воины - интернационалисты, жители города. Ежегодно участники афганской войны встречаются с нашими воспитанниками, участвуют в сборе экспонатов, вместе с ребятами возлагают цветы к мемориальной доске погибшим воинам.
В музее размещены фотографии воинов, их личные вещи. На отдельном стенде – портреты погибших земляков, инсталляция полетной формы, дневники, книги, тетради и макеты самолетов погибшего Виталия Ковальского.
Карта «Они выполнили свой интернациональный долг» рассказывает и показывает места, где воевали и погибли наши ребята.
В 2019 году гимназии присвоено имя Воинов-Интернационалистов.
Третья экспозиция посвящена нынешней войне. На стенде в черных рамках размещены фотографии девяти погибших воинов-земляков, первыми ставших на защиту молодой республики. Родственниками воинов в музей были предоставлены наградные документы героев. Под ними - «живые» свидетели военных действий - осколки артиллерийских и минометных снарядов, автоматные и пулеметные гильзы . Карта «Военный конфликт на территории Донбасса» рассказывает о результатах военного конфликта на конец 2017 - начало2018 года. На ней обозначены населенные пункты Славяносербского района, которые подверглись и сейчас претерпевают от вражеских бомбардировок ВСУ.
Сейчас поисковая группа учащихся продолжает свою активную деятельность по сбору материала о погибших земляках и планирует создать видеофильм о погибших воинах - ополченцах. В апреле 2017 года начальный вариант документального фильма был продемонстрирован на районном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе. В этом учебном году планируется закончить этот фильм и демонстрировать не только для учащихся гимназии, а и для жителей города Зимогорья, родственников погибших воинов.
Музей – это особый мир, особая атмосфера. Он даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной и театральной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а родина становится Отечеством.