kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья:"РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классному руководителю в коррекционной школе полезно прочитать мою статью "Работа учителя по развитию внимания детей с ОВЗ в условиях семейного воспитания." Программа родительского просвещения "Семья"обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем проведения различных мероприятий вшколе. Проблема развития внимания у детей с ОВЗ УО традиционна для обучения в начальных классах. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья:"РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ".»



Перевалова Наталья Владимировна ([email protected])

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области «Асбестовская школа – интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГКОУ СО «Асбестовская школа-интернат»)

РАБОТА УЧИТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии и равностью ответственности перед государством за воспитание будущего поколения [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте семья обозначена как базовая национальная ценность. Программа сотрудничества с семьёй направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа родительского просвещения «Семья» обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида путём организации и проведения различных мероприятий [2, c.337]. Успешность образовательного процесса напрямую зависит от сотрудничества семьи и школы. Поэтому для развития образовательных отношений необходимо просвещение родителей, направленное на формирование у родителей общих позиций и идей в воспитании обучающихся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), на которые опирается педагогический коллектив.

Содержание работы классного руководителя по просвещению состоит в повышении психолого-педагогических знаний у родителей. Проводятся родительские собрания с привлечением психолога, социального педагога, логопеда, медицинского работника, используя различные формы: диалог с элементами тренинга, интеллектуальная мастерская, родительский вечер, диспут, круглый стол, и т.д. [2, с.337].

Проблема развития внимания детей с ОВЗ традиционна для организации обучения в начальных классах. Это объясняется особенностями психического развития обучающихся. Сосредоточение внимания у умственно отсталых детей не достигает той интенсивности, какая имеется у нормальных детей. Произвольное внимание слабее. Происходит отвлечение внимания с одного объекта на другой, а отсюда они легко теряют логическую последовательность. Это особенно характерно для восприятия нового или более трудного материала. Особенно заметно при встрече умственно отсталых детей с трудностями: они обходят и не пытаются преодолеть их [3, с.17]. Грубые нарушения произвольного внимания резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса.

С целью освоения педагогически обоснованных приемов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания на одном из родительских собраний решались следующие задачи: показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания; обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания; изучение упражнений и игр по развитию внимания. Важность развития внимания детей не требует доказательств. Существует немало методов тренировки внимания. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Необходимо научить ребенка сосредоточиваться, помочь ему развить внимание, которое особенно необходимо в учебном процессе.

На собрании с родителями проводилось анкетирование, практическая работа. Предлагались упражнения по развитию внимания: «Запоминай порядок», «Что изменилось?», «Найди различия» и др. [4, с.34]. Безусловно, упражнения, проводимые в игровой форме, развивают ребенка и ненавязчиво тренируют объем внимания и способности к концентрации. Однако не следует упускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, движения по улице, езда в транспорте. Объектом тренировки внимания может быть путь от школы до дома, люди на остановке, машины (легковые, грузовые, разного цвета и пр.). Конечно, родителям хочется отдохнуть после работы и, держа за руку ребенка, отдаться плавному течению своих мыслей. Но родительский труд – нелегкая работа, приходится и по дороге домой заняться воспитательным делом. И каждая его минута плодотворна.

Проводился тест – анализ результатов с родителями, оценивание себя как воспитателя собственного ребенка. Возможно, взрослым придется задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть, поставить заслуженную «пятерку» в верности своей позиции. По окончании собрания было рекомендовано постоянно тренировать внимание детей. Использовать для этого упражнения, прогулки на свежем воздухе, поездки, походы; чем интереснее и разнообразнее будут игры, которые предлагаются ребенку, тем больше шансов развить произвольное внимание ребенка; использовать различную популярную развивающую литературу для организации занятий с детьми (устраивать детские утренники, семейные традиционные праздники, совместные занятия по выходным, различные игры и упражнения). В завершение разговора на родительском собрании предлагались памятка-брошюра и сборник с упражнениями по развитию внимания младших школьников в домашних условиях.

Работы по организации совместной общественно-значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся в коррекционной школе много. Вовлекая родителей (законных представителей) в учебно-воспитательный процесс, строится сотрудничество на уважительно-доверительных отношениях, осуществляется развитие у детей с ОВЗ целенаправленности в поведении и деятельности, повышение их работоспособности на уроках, способности успешно адаптироваться в окружающем мире. В структуре планируемых результатов освоения АООП (адаптированной основной общеобразовательной программы) ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом [2, с.18]. Вся коррекционно-воспитательная работа в процессе обучения и воспитания направлена на интеграцию детей с ОВЗ в общество.

Литература:

  1. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р // Информационно-правовая система “Консультант Плюс” (дата обращения: 02.03.2019).
  2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерство образования и науки РФ // Реестр примерных основных общеобразовательных программ (дата обращения: 02.03.2019).

  3. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М.: Классикс Стиль, 2005. - 248 с.

  4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 448 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Перевалова Наталья Владимировна

Дата: 02.06.2019

Номер свидетельства: 513101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства