Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Нравственное и военно-патриотическое воспитание учащихся как одно из условий развития личности школьника"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа № 57»
Выступление на ШМО классных руководителей учителя русского языка и литературы Акашиной Валентины Алексеевны «Нравственное и военно-патриотическое воспитание учащихся как одно из условий развития личности школьника»
В послании Президента России Путина В. В. Федеральному собранию Российской Федерации подчёркивалось: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Признание приоритетного значения задач духовно-нравственного воспитания личности нашло отражение и в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности и гражданина России, разработанной в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с Концепцией, современный национальный воспитательный идеал — это «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, понимающий судьбу Отечества как свою личную, сознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Огромную роль в формировании личности играет гражданское образование, главной целью которого является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и общества в целом. Главными результатами освоения образовательных программ в условиях новой модели образования выступают:
формирование гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания у молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка, обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров. Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество подростков и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Проблема гражданско-патриотического воспитания является приоритетной в организации воспитательной деятельности в школе. Основной целью является воспитание человека, способного на социально оправданные поступки, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей Родины, а для этого необходимо определить комплекс условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в школе.
Уже не первый год коллектив 6 Б класса работает по программе гражданско-патриотического воспитания, основной целью которой является совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания, формирования у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Составляющими программы являются проекты, которые реализуются классным коллективом под руководством классного руководителя.
В 2017-2018 учебном году планируется, что учащиеся 6 Б класса примут участие в нескольких проектах военно-патриотической направленности.
Школьный проект «Память» включает в себя научно-исследовательскую работу по изучению и систематизации данных о представителях г. Ульяновска, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, оказании шефской помощи ветеранам и над захоронениями. По мере необходимости учащиеся будут наводить там порядок, разбивать клумбы.
Проведение Уроков мужества — это неотъемлемая часть проекта «Память». А ведь для ребят нет ничего прекраснее и памятнее, чем живое общение с теми, кто являлся самым активным участником боевых сражений. Тем более это приобретает актуальность в наши дни, когда тех, кто защищал нашу страну от фашистов, становится всё меньше и меньше.
Элементом программы гражданско-патриотического воспитания станет участие нашего коллектива в акции «Спешите делать добро». Дети, занимающиеся в различных кружках по интересам, выходят с концертными программами для ветеранов, тружеников тыла. Такие концерты приурочены к Дню пожилого человека, Новому году, 8 Марта, 9 Мая. Участие в этой акции способствует формированию у детей отношения к человеку как к высшей ценности в мире. Сопереживание состоянию другого человека (отзывчивость), сочувствие, внутреннее стремление оказать поддержку другому, любовь и сострадание к людям старшего поколения являются главными показателями проявления милосердия.
А наши традиционные дела: школьный этап игры «Зарница»; спортивные соревнования и первенства как внутри школы, так и за её пределами; походы и экскурсии по родному краю; участие в общешкольных Днях здоровья, Днях защиты детей, в спортивных праздниках «Папа, мама, я — спортивная семья!», «А ну-ка, мальчики!» — направлены на сохранение здоровья детей, пропаганду занятий физкультурой и спортом и способствуют становлению личности обучающихся, учат ребят выносливости, взаимовыручке, помогают проявиться лучшим качествам будущих патриотов своей Родины.