Статья "Консультации педагогов по вопросам инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах"
Статья "Консультации педагогов по вопросам инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах"
Сегодня существует широкая категория детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и специфичны. Особые образовательные потребности учащихся возникают тогда, когда процесс обучения осложняется несоответствием возможностей детей предъявляемым к ним социальным ожиданиям, критериям успеха, общественным нормам поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Консультации педагогов по вопросам инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах"»
Консультации педагогов по вопросам инклюзивного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах
Сегодня существует широкая категория детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и специфичны. Особые образовательные потребности учащихся возникают тогда, когда процесс обучения осложняется несоответствием возможностей детей предъявляемым к ним социальным ожиданиям, критериям успеха, общественным нормам поведения.
Особые образовательные потребности учащихся разнообразны и требуют от системы школьного образования предоставления особых образовательных программ, учебных материалов, услуг. Для ребенка с особенностями развития детский коллектив, в котором он находится, является самым мощным ресурсом для развития. От того, как к ребенку станут относиться дети, во многом будут зависеть его душевное состояние и мотивация к учебе. Задача педагога-консультанта коррекционной школы (VIII вид) – обеспечить плавное включение ребенка в детский коллектив.
Почему детям с разным уровнем возможностей важно учиться вместе? Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно по следующим причинам:
Школа – это не только образовательное, но и социализирующее учреждение. В социальном аспекте роль школы очень высока. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, они получают уникальный опыт взаимоотношений. Ничто так не влияет на поведение индивидуума, как длительное нахождение в определенной социальной среде. Невозможно научить ребенка общаться со сверстниками, изолировав его от них. Особенно это касается детей с расстройствами аутистического спектра, да и детям с другими проблемами бывает крайне трудно устанавливать причинно-следственные связи, а также адекватно эмоционально реагировать на те или иные ситуации. Поэтому изоляция детей с особенностями развития приводит к еще большей их отчужденности от общества, а обучение среди обычных детей, наоборот, дает возможность адаптироваться к социуму.
Присутствие в классе «особых» учеников желательно, потому, что другие ученики получают возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения к тем, кто слабее, и заботы о них. Если развивать эту мысль дальше, то формирование способности детей сопереживать и оказывать поддержку «слабым» положительно скажется на будущих отношениях выросших детей со своими маленькими детьми и со своими престарелыми родителями.
Совместное обучение обычных детей и детей с особенностями развития – это еще и увлекательный и благородный, хоть и непростой, процесс. Научить жить наших детей в многообразном стремительно меняющемся мире – отдельное искусство. Только в таком случае школу можно действительно считать школой в полном смысле этого слова, а не заведением, где ученики получают знания.
В настоящее время не все школы успевают подготовиться к инклюзии должным образом. Особенно методически. Учителя не успевают перестроиться, глубоко вникнуть в суть проблем в обучении и общении ребенка с особенностями развития. Иногда из бесед с учителями становится ясно, что учитель, не очень понимая специфику «особого» ученика, просто боится навредить ему. В таком случае задача педагога коррекционной школы (VIII вид) – разъяснить учителю: каковы особенности поведения и мышления ученика, каким образом можно раскрыть его способности, к каким видам деятельности во время урока и на перемене его можно привлечь. В этом педагогу может помочь также школьный психолог.
Родители «обычных» детей могут стать союзниками в работе педагога-консультанта коррекционной школы (VIII вид) . Некоторые родители весьма неоднозначно относятся к тому, что вместе с их детьми будут учиться и дети с особенностями развития. Нередко это их пугает. По нашему мнению, причина тому – отсутствие опыта общения с такими детьми. Многие годы в нашей стране дети-инвалиды были изолированы от обычной жизни либо стенами больниц, либо квартирами, в которых они жили. Чтобы наладить коммуникацию между родителями обычных детей и родителями детей с особенностями развития, педагог- консультант коррекционной школы (VIII вид) может проявить инициативу в организации совместных праздников, также может самостоятельно или совместно с психологом и учителем провести для детей «Классный час» на тему « Разные возможности – равные права» .
Важно понимать, что через опыт общения с людьми с особенностями развития мы можем развивать в наших детях гуманистические ценности. Тогда уйдет страх общения с особыми детьми, а на его место придут сострадание, терпение, участие и стремление помогать – словом, все те качества, которые мы, родители современных детей, с таким трудом стремимся в них развивать. Школа в данном случае фактически оказывает родителям огромную помощь, создавая воспитательную среду и для этой стороны жизни «обычного» ребенка.
Главное, чему мы должны научить наших детей, – это принятие личности особого ребенка, взаимоподдержка, забота о тех, кто нуждается в ней.