kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Статья на ШМО классных руководителей «Профессионально-педагогическая деятельность. Познание педагогом учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на ШМО классных руководителей

ГБОУ ЛНР «Стахановская специализированная школа I-III ст.№3»

«Профессионально-педагогическая деятельность. Познание педагогом учащихся»

К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека, она должна прежде всего узнать его во всех отношениях.

Ядром современного учебно-воспитательного процесса является гуманистические тенденции, духовно-нравственное воспитание, объект которого- именно та деятельность, которая строится по законам общения. Общение же как таковое всегда предполагает параллельный процесс межличностного познания. Поэтому эффективность педагогического общения во многом зависит от того, насколько полно и адекватно педагог отражает личность учащегося.

В структуре общения обычно выделяют три составляющих: 1. Когнитивный (познавательный). 2. Аффективный (эмоциональный). 3. Поведенческий.

В педагогическом общении особое значение приобретает прежде всего когнитивный аспект общения. Ведь результативность педагогической деятельности зависит именно от глубины изучения педагогом личности ученика, от адекватности и полноты познания.

В ходе педагогических исследований (С. В. Кондратьевой, В. М. Розбудько, А. А. Бодалева и др.) были получены результаты того, что педагоги с низким уровнем продуктивности деятельности обычно воспринимают лишь внешний рисунок. Они углубляются в истинные цели и мотивы, в то время как педагоги высокого уровня продуктивности способны отражать устойчивые интегративные свойства личности, выявлять ведущие цели и мотивы поведения, объективность оценочных суждений и т.д. Таким образом, совершенно очевидна тесная связь между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся.

Так, у педагога под влиянием собственного педагогического опыта складывается специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник», «активист», и т.д. В этом нет ничего удивительного, поскольку каждый стереотип представляет собой закрепленный опыт общения с учащимися, опыт данного конкретного педагога.

Как и любой человек, педагог почти никогда не осознает влияния многих стереотипов на собственные оценки учащихся. Любые стереотипы оказывают огромное влияние на восприятие именно тогда, когда мы мало знаем о человеке- то есть в условиях дефицита информации о личности. По мере знакомства педагога с учениками, взаимодействия с ними в урочное и внеурочное время, в процессе наблюдения их поведения в различных ситуациях оценка становится все более индивидуализированной. А затем начинает определяться конкретными чертами поведения и деятельности. Поэтому чрезвычайно важна педагогическая заповедь, сформулированная В.П. Зинченко в шутливой форме: «Не удивляйся, когда ученик выходит из образа, которым ты его наделил или за него построил. Это нормально!»

Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ними принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Статья на ШМО классных руководителей «Профессионально-педагогическая деятельность. Познание педагогом учащихся»»

Статья на ШМО классных руководителей

ГБОУ ЛНР «Стахановская специализированная школа I-III ст.№3»

«Профессионально-педагогическая деятельность. Познание педагогом учащихся»

К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека, она должна прежде всего узнать его во всех отношениях.

Ядром современного учебно-воспитательного процесса является гуманистические тенденции, духовно-нравственное воспитание, объект которого- именно та деятельность, которая строится по законам общения. Общение же как таковое всегда предполагает параллельный процесс межличностного познания. Поэтому эффективность педагогического общения во многом зависит от того, насколько полно и адекватно педагог отражает личность учащегося.

В структуре общения обычно выделяют три составляющих: 1. Когнитивный (познавательный). 2. Аффективный (эмоциональный). 3. Поведенческий.

В педагогическом общении особое значение приобретает прежде всего когнитивный аспект общения. Ведь результативность педагогической деятельности зависит именно от глубины изучения педагогом личности ученика, от адекватности и полноты познания.

В ходе педагогических исследований (С. В. Кондратьевой, В. М. Розбудько, А. А. Бодалева и др.) были получены результаты того, что педагоги с низким уровнем продуктивности деятельности обычно воспринимают лишь внешний рисунок. Они углубляются в истинные цели и мотивы, в то время как педагоги высокого уровня продуктивности способны отражать устойчивые интегративные свойства личности, выявлять ведущие цели и мотивы поведения, объективность оценочных суждений и т.д. Таким образом, совершенно очевидна тесная связь между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью познания педагогом личности учащихся.

Так, у педагога под влиянием собственного педагогического опыта складывается специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник», «активист», и т.д. В этом нет ничего удивительного, поскольку каждый стереотип представляет собой закрепленный опыт общения с учащимися, опыт данного конкретного педагога.

Как и любой человек, педагог почти никогда не осознает влияния многих стереотипов на собственные оценки учащихся. Любые стереотипы оказывают огромное влияние на восприятие именно тогда, когда мы мало знаем о человеке- то есть в условиях дефицита информации о личности. По мере знакомства педагога с учениками, взаимодействия с ними в урочное и внеурочное время, в процессе наблюдения их поведения в различных ситуациях оценка становится все более индивидуализированной. А затем начинает определяться конкретными чертами поведения и деятельности. Поэтому чрезвычайно важна педагогическая заповедь, сформулированная В.П. Зинченко в шутливой форме: «Не удивляйся, когда ученик выходит из образа, которым ты его наделил или за него построил. Это нормально!»

Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общения с ними принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рязанцева Инна Геннадиевна

Дата: 01.04.2018

Номер свидетельства: 464606

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя


ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства