Cтатья "Опыт эффективного управления взаимодействием школы и её социального окружения"
Cтатья "Опыт эффективного управления взаимодействием школы и её социального окружения"
В этой статье разработана целевая программа летнего оздоровительного лагеря,который является важным звеном в системе образования и воспитьания. Статья будет полезна для классных руководителей,начальников летних оздоровительных лагерей. В ней обобщён опыт работы школы и её социального окружения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Cтатья "Опыт эффективного управления взаимодействием школы и её социального окружения"»
Опыт эффективного управления взаимодействием школы и её социального окружения
Н.Н. Путинина, заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
МКОУ «СОШ №1» г. Шумихи.
Одним из основных положений концепции и программы развития школы является воспитание творчески развитой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.
Современная активная школа всё увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она может создавать условия для индивидуального выбора школьника, реализации его социальных потребностей, обеспечения собственных интересов; предоставлять возможности для воплощения разнообразия моделей деятельности.
Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них – это восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение социальных интересов, развлечение, свобода в выборе занятий.
Школьные детские оздоровительные лагеря – важное звено в системе образования и воспитания. Деятельность лагеря при школе «МЫ – СЛАВЯНЕ» основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности.
В школе разработана целевая программа летнего оздоровительного лагеря «Мы – СЛАВЯНЕ», которая составлена как логическое продолжение воспитательно-оздоровительной работы в области всестороннего развития личности воспитанников. По своей направленности программа ставит перед собой несколько целей, взаимодополняющих друг друга, объединяет направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях ЛОЛ., что делает её интересной и привлекательной. Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи:
формирование гражданских качеств: любовь к родине, патриотизм, ответственность;
воспитание уважения к символам и атрибутам нашего государства;
формирование интереса к истории своей области;
развитие детского самоуправления;
развитие социально-значимых качеств в ребёнке;
формирование мотивации применения накопленных знаний, умений, навыков в повседневной жизни.
По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. По данной программе ЛОЛ работает три года, за это время в лагере сложилась своя система работы, родились традиции.
Сотрудничество детей и взрослых создаёт неисчерпаемые возможности создания ситуации успеха для каждого ребёнка. Органическое сочетание различных форм досуга – профильные занятия, праздники, развлекательные шоу, спортивные игры и конкурсы, с разнообразными формами образовательной деятельности позволяют сокращать пространство девиантного поведения. Решать проблему занятости подростков в период летних каникул. К организации досуга детей в ЛОЛ был привлечён весь педагогический коллектив. Программы профилей и кружков были разработаны учителями школы и утверждены на методическом совете. В течение смены действовали профильные отряды: «Лидер», «Русский стиль», «Загадка русской души», «Культура и быт народов Зауралья», «Олимпиец», «Молодая гвардия», «Мосты дружбы», «Забытые памятники незабытой войны», «Игротека», «Юные краеведы – исследователи природы». Были организованы занятия в кружках «Свирель» и «Калинка».
Применяемые в процессе реализации программы педагогические технологии (КТД, мастерские, дебаты, ролевые и деловые игры) позволяют видеть конкретные результаты сразу: ребёнок был замкнутым, стал общительным, боялся сцены – участвует во всех выступлениях отряда. Принимая участие в разнообразной интересной деятельности, («Праздник русского платка», праздник «Дети России», КТД «Русская изба», молодецкие забавы, кинофестиваль «Золотой кадр») дети попробовали себя в разных социальных ролях. Выдумка, задор, фантазия – составляющая успеха наших КТД.
Совместная деятельность педагогов и детей помогает оздоровлению окружающего социума, способствует объединению школьной семьи, стирает межвозрастные барьеры, создавая условия для радостной полноценной жизни, содействуя развитию школьных традиций.
Одной из ярких традиций ЛОЛ явилось вожатское движение. Участие вожатых в жизни школьного лагеря даёт возможность почувствовать себя хозяевами школы, несущими ответственность за всё, что в ней происходит. Работа вожатого – это способ саморазвития и самопознания. Он помогает раскрыться и стать искренними с людьми, приобрести навыки и умения, которые станут незаменимыми в дальнейшей жизни. Вожатство – большая школа коммуникативного опыта. Вожатые разработали сценарий агитбригады о буднях вожатской жизни и выступили во всех школах города.
Умение выбрать верные ориентиры – это и есть лидерство. За четыре года работы в ЛОЛ я отметила, как выросло организаторское и творческое мастерство не только детей, но и самих педагогов, как сблизились дети и воспитатели. Наверное, прав Платон, говоривший: «Заботясь о счастье других, мы находим своё собственное».
Осознание миссии школы всем педагогическим коллективом - фактор социальной уверенности, повышения самооценки педагога, осознание им факта, что школа может быть тем механизмом, где реализуются его социальные ожидания и социальный опыт. А включённость в формирование и осознание миссии школы детской общественности – одна из ценностей гражданского общества.