kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Развитие компетиентности субъектов образования. Новая модель образования ориентирована на сформированность у  выпускника ключевых компетентностей. Развитие коммуникативной компетентности заслуживает  самого пристального внимания. Мониторинг показывает необходимость развития данной компетентности у учащихся класса. Большие возможности дает использование технологий ЛОО.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОО. »

Развитие компетиентности субъектов образования. Новая модель образования ориентирована на сформированность у выпускника ключевых компетентностей. Развитие коммуникативной компетентности заслуживает самого пристального внимания. Мониторинг показывает необходимость развития данной компетентности у учащихся класса. Большие возможности дает использование технологий ЛОО.


Дюзбаева Е.Т.

КГУ«Средняя школа №26»


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЛОО.


Одной из важнейших задач современной системы образования является «подготовка самостоятельного человека, способного жить и действовать в условиях рынка, принимать участие в политических процессах демократического общества, следовать духовно-нравственным установкам в поликультурном, многогранном, многоуровневом информационном пространстве» [2].

Именно в условиях 12-летнего образования будет решаться стратегическая задача проектирования новой национальной модели образования, ориентированного на результат. А ожидаемым результатом являются ключевые компетенции выпускника: разрешения проблем, информационная коммуникативная [1].

Одна из них - коммуникативная, формирование которой заслуживает самого пристального внимания. Байжасарова Г.С. считает, что «это обусловлено важной ролью данной компетенции в становлении личности ребенка, который должен владеть искусством общения в разных жизненных ситуациях, иметь такой словарный запас, чтобы выразить свое отношение к содержанию или адресату речи. Усиление речевого аспекта позволит полнее решать и задачи воспитания школьника как нравственной личности, как гражданина своего Отечества» [8].

По мнению Петровской Л.А. «человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации»[5].

В стандарте образования отмечено, что «коммуникативная компетентность позволяет: использовать разнообразные средства устной и письменной коммуникации на казахском и других языках для решения своих задач в конкретных жизненных ситуациях; отбирать и использовать стили и жанры, адекватные решению коммуникативных задач; выражать свою точку зрения в соответствии с нормами этикета; осуществлять продуктивное взаимодействие, в том числе с представителями других культур; строить коммуникацию в группе с людьми, стоящими на различных позициях.

Выделяются три уровня овладения компетентностями, соответствующие трем уровням общего среднего образования.

Развитие коммуникативной компетентности позволит обучающимся уровня начального образования в аспекте:

1) письменная коммуникация: оформлять свою мысль в форме стандартных продуктов письменной коммуникации простой структуры; излагать вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом;

2) публичное выступление: готовить план выступления; соблюдать нормы публичной речи и регламент; использовать паузы для выделения смысловых блоков своего выступления;

3) диалог: воспринимать основное содержание фактической / оценочной информации в монологе, диалоге, дискуссии (группа);

4) продуктивная групповая коммуникация: самостоятельно следовать заданной процедуре группового обсуждения; дать ответ (выполнить действие) в соответствии с заданием для групповой работы; разъяснить свою идею, предлагая ее, или аргументировать свое отношение к идеям других членов группы»[1].

Таким образом, «формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом». Так считает психолог Андреева Г.М. [7].

Чтобы определить уровень навыка общения у учащихся было проведено входное диагностирование (1 класс, 2007 г.) среди родителей и учащихся класса [6]. Результаты данной диагностики показали, что имеются проблемы в общении: многим не нравиться общаться с детьми другой национальности, не признают своих ошибок, не умеют слушать собеседника, с трудом находят себе друзей, не все умеют работать в группе.

Данная диагностика не полностью определяет уровень коммуникативной компетентности у учеников класса. Поэтому методом наблюдения было проведено дополнительное диагностирование. Был определен уровень развития следующих коммуникативных свойств личности: действенное общение, риторические умения, умение вести диалог, умение слушать и слышать, умение работать сообща (1 класс 2008 год):

Данная диагностика показала, что у учащихся класса слабо развиты эти коммуникативные свойства: действенное общение – н/ср – 37%, н – 6%; риторические умения – н/ср – 16%, н – 27%; умение вести диалог - н/ср – 27%, н – 16%; умение слушать и слышать - н/ср – 53%; умение работать сообща - н/ср – 27%, н – 21%.

Таким образом, имеется реальная необходимость развития данной компетентности у учащихся класса. С учетом этого выбрана тема ОЭР и определена программа исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в классе. Предметом исследования - развитие коммуникативной компетентности младших школьников. Целью исследования: создание психолого-педагогических условий для развития коммуникативной компетентности младших школьников.

Я считаю, что развитие данной компетентности можно осуществить через использование технологий личностно – ориентированного обучения. В системе личностно – ориентированного обучения учитель и ученик выступают как равноправные партнеры. В таких условиях ученики стремятся быть услышанными, активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают, не боясь ошибиться, свои варианты. Учителю остается способствовать выражению учениками своих индивидуальных точек зрения. При подготовке к занятию, надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учащимися.

Межличностное взаимодействие в процессе урока обеспечивается: использованием различных форм общения; учетом личностных особенностей, требований к межгрупповому взаимодействию (распределение по группам, парам и т.п.).

В пособии Сальниковой Т.П. «Педагогические технологии» рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются: коллективное взаимообучение, сотрудничество. [4]. Рассмотрим эффективность использования данных технологий с целью формирования коммуникативной компетенции школьников.

1.Технология коллективного взаимообучения:

Имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава». При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную. В процессе такой работы учащиеся выполняют роли «учителя», «ученика», обсуждают задание, проводят взаимообучение.

2. Технология сотрудничества:

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве.

Это – «обучение в команде», «пила», «учимся вместе». Ставится групповая цель. Успех может быть достигнуть только при постоянном взаимодействии всех членов группы при работе над темой, проблемой или вопросом. Стимулируется оказание помощи товарищу по команде в понимании и усвоении материала. Единственный путь освоить учебный материал – это внимательно слушать своих партнеров по команде. В результате совместной работы отдельных групп и всех в целом достигается усвоение учебного материала. Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двойную задачу: достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения и организации совместной деятельности.

Итак, мы видим, что использование технологий ЛОО дает большие возможности для формирования коммуникативной компетентности у младших школьников. Но в то же время существует ряд проблем:

1.Нет диагностики, чтобы определить влияние ЛОО на развитие коммуникативных навыков.

2.Недостаточно методических рекомендаций для начальной школы по реализации ЛОО в формировании коммуникативной компетентности.

3. Так как это ученики начальной школы, необходимо будет организовать совместную деятельность с родителями класса.

Поэтому основными направлениями в своей работе я выделяю следующие: организовать мониторинг за формированием данной компетентности, изучить литературу по данной теме, организовать родительский всеобуч. Отсюда вытекают и задачи моего исследования.

Задачи исследования:

1. Определить на материале диагностики проблемы в общении учащихся.

2.На основе внедрения технологий ЛОО формировать коммуникативные навыки у младших школьников.

3. Организовать просвещение и консультирование родителей по проблеме общения.

Гипотеза исследования:

Создание благоприятных психолого-педагогических условий УВП позволит оказать существенное влияние на формирование коммуникативной компетентности у младших школьников.

Работа в этом направлении будет эффективной, если: будут определены проблемы в общении учащихся через организацию мониторинга; будут использоваться технологии ЛОО; будет организовано просвещение и консультирование родителей по данной проблеме;

По каждой задаче своего исследования мною определены ожидаемые результаты, индикаторы и методы исследования. Главным результатом своей работы я вижу повышение уровня сформированности коммуникативных навыков у учащихся через изучение и внедрение принципов ЛОО, создание мониторинга, развитие уровня рефлексии учащихся и учителя, организацию родительского всеобуча, создание благоприятного климата в коллективе и семье.

Методы исследования: педагогические – наблюдение по программе мониторинга за поведением детей (на основе рекомендаций Т.П.Сальниковой), беседа с детьми и родителями, экспертная оценка по результатам наблюдения, анализ документов, посещение открытых уроков, рейтинг активности родителей; психологические – анкетирование («Изучение уровня сформированности ЖН», «Уровень конфликтности в классе», «Уровень воспитанности» по Шиловой, рефлексия, тестирование (тест Томаса, уровень удовлетворенности родителей работой школы).

Планирую показать свои наработки по данной теме через обобщение опыта, через открытые уроки, выступления на НПК, педсовете, заседаниях МО, публикации в педагогических изданиях, презентации ученических проектов, разработке сценариев мероприятий и родительских собраний.

Определены этапы исследования:

На первом этапе своего исследования – поисковом(2007-2008г) – была изучена и проанализирована психолого-педагогическая, учебно-методическая литература, составлена программа ОЭР, проведено входное диагностирование, определены методы исследования. В данный период времени на втором этапе – экспериментальном(2008-2010г) – проводится разработка теоретических основ проблемы, совершенствование и практическое применение накопленных знаний по теме. Проведены открытые мероприятия: защита проектов «Сорные слова», «Азбука вежливости» (март 2008г), направленные на воспитание культуры общения; урок общения «Общение в моей жизни. Общение с одноклассниками» (февраль 2009г городской семинар). Состоялся обмен опытом работы на педагогических чтениях в январе 2009г (школа), на заседании МО начальных классов, на городском семинаре для руководителей МО начальных классов (февраль 2009г).

В первом классе(2008г) проводились уроки общения, автором которых является Сорокоумова Е.А. [3], которые направлены на развитие таких коммуникативных умений, как: слушать и слышать другого человека, участвовать в беседе, быть внимательным к себе и окружающим, понимать чувства и настроение другого человека, осмысливать свои поступки и поступки другого человека. На уроках были использованы активные методы обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, решение проблемных ситуаций. В процессе данной работы были раскрыты секреты общения. Со второго класса ведется курс «Азбука общения», который рассчитан на 50 часов. Содержание курса направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимости к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации. «Азбука общения» поможет овладеть средствами коммуникации. На занятиях по данному курсу предусмотрено использование технологий ЛОО.

На заключительном этапе исследования – обобщающем(2010-1011г) – запланирована разработка методических рекомендаций по теме, обмен ППО.

Литература:

1. Государственный стандарт образования РК по 12 образованию.

2. Закон РК об Образовании от 27 июля 2007 года.

3.Е.А.Сорокоумова «Уроки общения в нач. школе», М, 2007

4.Т.П.Сальникова «Педагогические технологии».

5.Петровская Л.А. Компетентность в общении. –М., Изд-во МГУ, 1989г.-216с.

6. Анкета по изучению жизненных навыков от организации образования «Образование для всех», ОВД в Казахстане.

7.Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 376с.

8. Байжасарова Г.С. Развитие компетенций как элементов жизненных навыков. Открытая школа, 2005г.,№3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Дюзбаева Елена Токтарбековна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218415

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства