«Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимопомощи».Обобщение опыта работы классного руководителя/
«Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимопомощи».Обобщение опыта работы классного руководителя/
Важнейшая задача воспитателя, учителя - целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимопомощи».Обобщение опыта работы классного руководителя/»
Обобщение опыта работы классного руководителя Филипповой Оксаны Юрьевны: «Создание в классе атмосферы доброты, доверия, взаимопомощи».
Будьте добры к недобрым людям – они нуждаются в этом больше всего. Эшли Бриллиант.
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера. Для этого необходимо, чтобы выполнялись следующие условия: - Каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность). - У каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности. Каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения.
- Все члены коллектива должны быть способны ставить определённые цели, быть компетентным при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
Важнейшая задача воспитателя, учителя - целенаправленное формирование в детском коллективе таких отношений, такого морально – психологического климата, который был бы максимально благоприятен для развития лучших качеств каждого ребенка, выявление его творческого потенциала. В атмосфере товарищества, взаимопомощи, взаимной требовательности расширяются возможности для разностороннего проявления, гармоничного развития личности. Для создания в детском коллективе атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки мы должны развивать положительные эмоции у детей, а также управлять отрицательными эмоциями. В развитии эмоциональной сферы мы должны научить детей умениям вызывать у себя одни эмоции и избавляться от других.
Какие умения необходимо научить у детей вызывать в себе?
* Умение прощать. Прощать своим друзьям и недругам, не таить в себе обиду на кого бы то ни было, не растить в себе желание отомстить, наказать.
* Умение управлять страхом. Одно из главных проявлений страха – это страх потерпеть неудачу. Получить двойку, оскорбительное замечание, стойкий ярлык, от которого трудно избавиться в течение многих школьных лет и т.д.
Кроме обучения умениям управлять своими эмоциями, дети должны научиться с помощью воспитателя, классного руководителя создавать вокруг себя, в себе ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций. Еще одним аспектом атмосферы доброты, доверия, взаимовыручки в детском коллективе является создание условий для уважения чужого мненияучащимися. Воспитательные мероприятия должны формировать у детей культуру общения, развивать коммуникативные умения. Ребята должны учиться формулировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, а также признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый человек, и ребенок в том числе, имеет право на ошибку. Однако значение воспитательной работы воспитателя, классного руководителя в этом вопросе состоит в том, чтобы научить ребенка принимать свои неизбежные ошибки как должное, не обвиняя в этих ошибках других людей и не формируя в нем комплекс вины. Важный момент, на который надо обращать внимание в воспитательной работе, это воспитание терпимого отношения к разным людям, вещам и взглядам. Никогда не говорите человеку прямо, что он не прав. Если вы хотите, чтобы человек был с вами одного мнения, прежде всего вы должны доказать ему, что вы его искренний друг. Именно эта «капля меда» обеспечит вам его расположение, а этого уже достаточно, чтобы вы могли убедить его согласиться с вашей точкой зрения. Часто мы сталкиваемся с такими ситуациями, когда неправильно сказанное слово, незнание каких-то элементарных вещей, неловкость в маневрах и поведении могут стать детонатором взрывоопасной ситуации. Поэтому воспитатель должен сделать все возможное для того, чтобы детский коллектив жил интересной, увлекательной и захватывающий жизнью, которая сплотит всех учащихся для большого дела, поможет им преодолеть трудности совместного общения.
Для достижения поставленных целей можно использовать следующие формы работы с детским коллективом:
1. Тематические классные часы по нравственной тематике;
2. Изучение нравственного наследия мира;
3. Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
4. Занятия в клубах «Азбука нравственности», «Нравственные истины»;
5. Праздники, сюрпризы, конкурсы;
6. Экскурсии, поездки.
7. Игры и др.
Для сплочения коллектива было проведено много бесед, семейных праздников: «Праздник вежливости и доброты», «Без труда нет плода», «Русские посиделки». Особенно сплачивают детей различные коллективные игры. Интересно и увлеченно провели игры – путешествия: «Россия – Родина моя!», «Тайник Вселенной», «По лесным тропинкам». Практика показывает, что эффективнее использовать для беседы, мероприятия послеобеденное или вечернее время. В уютной и неформальной обстановке откровеннее будет идти дискуссионная беседа, интереснее пройдет вечер «Посиделки», активнее примут участие в конкурсах. А чтобы не замыкаться в кругу узких интересов коллектива, нужно расширить социальные контакты, полезно на некоторые мероприятия приглашать знакомых ребят: бывших выпускников (учащихся профтехучилищ, студентов вузов), интересных людей. Подобные встречи окажут помощь в формировании активной жизненной позиции, в сплочении коллектива, дадут детям возможность принести добро и радость другим людям, самоутвердиться, показать свои способности. В каждом ребенке заложены начала творческой силы, его творческий потенциал неисчерпаем, надо лишь создать условия для этого проявления. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей. Вот почему психологический климат - решающее условие формирования психологически здоровой и нравственно-активной личности ребенка. Мой опыт работы позволяет сделать вывод о том, что классный руководитель, воспитатель является архитектором детского коллектива, где комфортно каждому. Свою цель вижу в создании атмосферы защищенности в коллективе, целенаправленному планированию ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и в дальнейшем развитии индивидуальности д