Просмотр содержимого документа
«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса:реальность и предложения.»
Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса: реальность и предложения.
Наступивший век можно называть по – разному: веком информационных технологий, веком экономической глобализации. Но какие бы ему названия не давали одно остаётся неизменным – старшее поколение по – прежнему будет заниматься воспитанием подрастающего, стараясь подготовить его для вступления в самостоятельную жизнь.
Очень хорошо, что остаётся в прошлом пренебрежительное отношение к воспитанию как важнейшей составляющей педагогической практики. Возвращается осознание принципиального значения этого вида деятельности, как для школы, так и для семьи.
Конечно, никакой учитель, каким бы талантливым он не был, не заменит мать и отца в воспитании. Только они могут заложить в ребёнке фундамент добра, предостеречь от зла. Школа, в лучшем случае, даёт азбучные истины. Научить детей добру, поступать так, а не иначе могут только родители.
Таким образом, взаимосвязь и взаимодействие с семьёй представляет собой такую сферу деятельности, в которой влияние школы на детей появляется наиболее сильно.
Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. К этому следует добавить итоги социологических исследований учёных, которые опубликовали данные о том, что на воспитание детей у родителей остаётся ежедневно всего лишь 17 минут. Что и говорить очень мало! Но учёные - педагоги спорят с социологами. Так, доктор педагогических наук А.П. Ситник утверждает, что в народной педагогике никогда не отводили специального времени для воспитания детей. Воспитывали детей в семье всем образом жизни и образом мыслей. Родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но пусть это не покажется парадоксальным, и отсутствия. Здесь важны мотивы отсутствия родителей, что является причиной позднего возвращения родителей домой: ответственная, важная и престижная работа или компания друзей – бездельников. В первом случае у детей возникает гордость за родителей и их ответственное служебное положение. Во втором – обида на них зато, что семью и детей променяли на друзей.
Когда говорят, что на воспитание у родителей остаётся только 17 минут в день, педагоги уточняют: это время, которое те тратят на нотации, а они мало эффективны.
Поэтому очень важно убедить родителей, что семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ их мыслей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения, общения. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.
Необходимо помочь родителям понять простую истину: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому». Именно положительный пример в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации разумного досуга, добросовестного труда, умелого расходования честно заработанных денег.
Существуют разные формы взаимодействия с семьёй:
- школьные и классные лектории;
- родительские собрания;
- групповое и индивидуальное консультирование;
- посещение детей и их семей на дому.
Успех школьных и классных собраний и лекторий обеспечивается соблюдением определённых условий: тематика составляется по возможности нестандартная, вызывающая интерес, интригующая родителей («Что нужно знать родителям, если их ребёнок пошёл в 5 класс?»). Важным условием успеха родительских собраний – лекториев является определения чёткого графика их проведения. Этот график сообщается родителям для того, чтобы они заранее могли спланировать своё служебное и домашнее время, не занимать его никакими другими делами. В зависимости от возможностей школы и режима работы родителей эти встречи могут проходить раз в четверть, в одни и те же дни, в одни и те же часы.
Предметом педагогического консультирования могут стать рекомендации по самостоятельному изучению соответствующей литературы, раскрывающей разные аспекты семейного воспитания.
Система знаний о ребёнке как субъекте воспитательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях с учётом социальных факторов развития, о закономерностях общения и проявления эмоций поможет родителям оптимально строить
отношения со своими детьми.
Родителям необходимо знать и правовые основы, регламентирующие отношения в семье детей и родителей, существующую систему образовательных учреждений России. Им необходимо научиться оказывать помощь ребёнку в организации внешкольной деятельности, развивающей память, мышление, воображение, внимание, обогащающей его духовно.
Продолжается процесс реформирования образования. Родителям важно быть в курсе тех изменений, которые происходят в школе. Всё это может быть содержанием бесед педагога с родителями, в процессе, которых даются рекомендации по самостоятельному изучению ими соответствующей литературы.
Спорным на сегодня остаётся вопрос о посещении детей на дому. Положительное в этой форме работы с семьёй лежит на поверхности. Это возможность лучше узнать условия, в которых живёт ребёнок, повлиять на них.
Отрицательное тоже на поверхности: вторжение в личную жизнь семьи, трудность установления необходимых контактов. Поэтому данную форму оказания помощи в семейном воспитании следует использовать с учётом всех особенностей каждой конкретной ситуации.
Посещение семьи создаёт благоприятные условия для консультирования родителей. Педагог ответит на вопросы по созданию условий семейного воспитания, организации выполнения домашних заданий, содержанию семейного досуга, о дружеских контактах школьника. В семейной обстановке, в присутствии ребёнка, в совместной беседе легче найти причины затруднений в обучении и пути их преодоления.
Индивидуальное и групповое консультирование родителей проводиться в школе. Здесь эти консультации могут быть более длительными. Во время беседы – консультации в школе появляются дополнительные возможности для рекомендаций по устранению проблем в обучении, поведении, для анализа данных классного журнала и ученических тетрадей.
Хочется предложить проведение «Дня открытых дверей». Пригласить родителей посетить уроки, Внеклассные мероприятия.
Родители познакомятся с работой педагогов, увидят воочию своих детей на уроках. Всё это, по моему мнению, будет способствовать