Социометрическое обследование учащихся 6 класса МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области
Социометрическое обследование учащихся 6 класса МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области
Социометрия
Цель: выяснение межличностных отношений и выявление лидеров в классе.Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали - только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1,2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социометрическое обследование учащихся 6 класса МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области »
Колганцева Галина Романовна-классный руководитель 6 класса
МКОУ Перелешинская СОШ
Панинский муниципальный район
Воронежская область
Социометрия
Цель: выяснение межличностных отношений и выявление лидеров в классе.
Метод социометрии заключается в следующем: на карточке в правом углу записывается фамилия опрашиваемого, затем в пункте 1,2,3 он записывает фамилии учащихся группы по вопросам:
Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? (эмоциональный лидер)
С кем бы из ребят ты пошёл в трудный поход? (универсальный лидер)
С кем бы ты хотел работать, готовиться к чему-либо в паре? (деловой лидер)
Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали - только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1,2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.
На основе социоматрицы идёт построение социограммы - карты социометрических выборов. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые получили 6 и более выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих 3 - 5 выборов), в третий - «пренебрегаемых» (1-2 выбора), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Номера формальных лидеров (командира, старосты и т. п.) заштриховывают. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус и наоборот.
Табл.1 Социометрическое обследование учащихся 6а класса
МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район
Воронежская область
№
п/п
Фамилия,
имя
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
1
Адерихин Игорь
3
1
2
2
Быханова Алёна
2
3
1
3
Владимирова Таня
2
1
3
4
Гамзаева Нина
1
2
3
5
Матюнин Миша
1
2
3
6
Марченко Даниил
2
1
3
7
Пегарькова Катя
1
2
3
8
Перов Коля
3
1
2
9
Попов Кирилл
1
3
2
10
Свиридова Александра
1
2
3
11
Семенихина Дарья
3
2
1
12
Тертычная Анна
3
2
1
13
Хрущёв Максим
3
2
1
14
Черных Даниил
2
3
1
Количество выборов
6
1
3
3
2
1
1
1
1
7
1
6
5
4
Количество взаимных выборов
2
-
3
3
2
1
1
-
1
3
1
3
3
3
Рис.1
9
11
8
6
5
7
2
14
13
4
3
1
12
10
Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:
"Звезда" - член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, "звезд" в группе немного -1-2, реже - 3-4 человека.
"Предпочитаемый" - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.
"Оттесненный" - термин, обозначающий члена группы, получающего менее
половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).
"Изолированный" - лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.
В дальнейшем следует выяснить следующее:
Какие качества личности "Звезды", "Предпочитаемого" наиболее ценимы
членами группы?
2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?
Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом бстоятельств. Так, "Звезда" умеет устанавливать контакт с одноклассниками. "Популярные" часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.
В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.
Причин непопулярности также может быть немало.
В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих
одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.
Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.
Социометрия
Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».
Методика: Социометрический метод - это метод опроса, направляемых на
выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социаметрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учёбы).
Испытуемые: было опрошено 14 школьников шестиклассников 11-12 лет МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный листы с вопросами, давалась инструкция. После сбора анкет ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже)
Обработка результатов.
Взаимный выбор.
Число взаимных выборов 26.
Адерихин Игорь (3)-Хрущёв Максим (1)
Адерихин Игорь (2)- Черных Даниил(2)
Владимирова Таня(1)- Пегарькова Катя (2)
Владимирова Таня(3)- Тертычная Анна(3)
Владимирова Таня(1)- Свиридова Александра(1)
Гамзаева Нина(2)- Тертычная Анна(3)
Гамзаева Нина(3)- Семенихина Дарья(2)
Гамзаева Нина(2)- Свиридова Александра(1)
Матюнин Миша(2)- Хрущёв Максим (2)
Матюнин Миша(3)- Черных Даниил(3)
Марченко Даниил(3)- Попов Кирилл(1)
Пегарькова Катя(2)-Владимирова Таня(1)
Попов Кирилл(1)- Марченко Даниил(3)
Свиридова Александра(1)- Владимирова Таня(1)
Свиридова Александра(1)- Гамзаева Нина(2)
Свиридова Александра(1)- Тертычная Анна(3)
Семенихина Дарья(2)- Гамзаева Нина(3)
Тертычная Анна(3)- Владимирова Таня (3)
Тертычная Анна(3)- Гамзаева Нина(2)
Тертычная Анна(3)- Свиридова Александра(1)
Хрущёв Максим(1)- Адерихин Игорь(3)
Хрущёв Максим(2)- Матюнин Миша(2)
Хрущёв Максим(1)- Черных Даниил(1)
Черных Даниил(2)- Адерихин Игорь(2)
Черных Даниил(3)- Матюнин Миша(3)
Черных Даниил(1)- Хрущёв Максим(1)
Рис.2Выбор лидера
Выбор лидера:
Свиридовой Александры (лидера)
Адерихина Игоря (лидера)
Тертычной Анны (лидера)
Рис.3 Социометрические группы
(6-7)Лидеры группы: Свиридова Александра, Адерихин Игорь, Тертычная Анна
Социометрия, проведённая в 6а классе МКОУ Перелешинской СОШ Панинский муниципальный район Воронежская область выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеют более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы 1, рис.1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщённости группы на отдельные группировки по половому признаку: у девочек лидер Свиридова Александра, у мальчиков –Адерихин Игорь. В основе выбора у девочек и мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявление интереса к совместной деятельности с выбираемым одноклассником. В данной группе положение как девочек так и мальчиков благоприятно в равной степени.
Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.
Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.
Среди популярных членов группы можно выделить: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил
Нельзя оставить без внимания непопулярных учащихся: Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья. Следует отметить на отсутствие взаимных выборов у Перова Николая и Быхановой Алёны среди одноклассников. Следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо классному руководителю пересмотреть своё личное отношение к этим детям.