kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социометрическое обследование учащихся 6 класса МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социометрия

Цель: выяснение межличностных отношений и выявление лидеров в классе.Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали - только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1,2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социометрическое обследование учащихся 6 класса МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области »

Колганцева Галина Романовна-классный руководитель 6 класса

МКОУ Перелешинская СОШ

Панинский муниципальный район

Воронежская область

Социометрия

Цель: выяснение межличностных отношений и выявление лидеров в классе.

Метод социометрии заключается в следующем: на карточке в правом углу записывается фамилия опрашиваемого, затем в пункте 1,2,3 он записывает фамилии учащихся группы по вопросам:

  1. Кого бы ты пригласил к себе на день рождения? (эмоциональный лидер)

  2. С кем бы из ребят ты пошёл в трудный поход? (универсальный лидер)

  3. С кем бы ты хотел работать, готовиться к чему-либо в паре? (деловой лидер)

Обработка результатов представляет собой матрицу, где по вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии, по горизонтали - только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1,2,3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в 1-ю, 2-ю, и 3-ю очередь (в соответствии с вопросами 1,2, 3). Номера мальчиков обычно обводятся треугольниками, девочек — кружочками. Взаимный выбор обводится кружком.

На основе социоматрицы идёт построение социограммы - карты социометрических выборов. Социограмма представляет собой четыре концентрические окружности, в которые помещают все номера учащихся класса. В первый круг (центральный) помещают тех, кто набрал наибольшее количество положительных выборов (так называемые «социометрические звезды», которые получили 6 и более выборов), во второй круг - «предпочитаемых» (имеющих 3 - 5 выборов), в третий - «пренебрегаемых» (1-2 выбора), в четвертый - «изолированных» (не получивших ни одного выбора). Взаимный выбор обозначают сплошной линией между двумя соответствующими номерами, невзаимный - сплошной линией со стрелкой (от того, кто выбирал, к тому, кого он выбрал). Номера формальных лидеров (командира, старосты и т. п.) заштриховывают. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус и наоборот.











Табл.1 Социометрическое обследование учащихся 6а класса

МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район

Воронежская область

п/п

Фамилия,

имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Адерихин Игорь








3





1

2

2

Быханова Алёна

2









3


1



3

Владимирова Таня







2



1


3



4

Гамзаева Нина










1

2

3



5

Матюнин Миша

1












2

3

6

Марченко Даниил

2








1

3





7

Пегарькова Катя



1







2


3



8

Перов Коля


3











1

2

9

Попов Кирилл

1





3







2


10

Свиридова Александра



1

2








3



11

Семенихина Дарья




3






2


1



12

Тертычная Анна



3

2






1





13

Хрущёв Максим

3




2









1

14

Черных Даниил

2




3








1


Количество выборов

6

1

3

3

2

1

1

1

1

7

1

6

5

4

Количество взаимных выборов

2

-

3

3

2

1

1

-

1

3

1

3

3

3







Рис.1

9

11

8

6

5

7

2

14

13

4

3

1

12

10



























Таким образом, в социальной психологии принято обозначать положение личности в группе в следующих категориях:

"Звезда" - член группы, получившей наибольшее количество выборов (на карте он размещается в I зоне, в центре). Он популярен. Однако, "звезд" в группе немного -1-2, реже - 3-4 человека.

"Предпочитаемый" - член группы, получивший более половины или половину максимального числа выборов. На карте он помещается во II зоне.

"Оттесненный" - термин, обозначающий члена группы, получающего менее

половины от максимального числа выборов. (В III зоне.).

"Изолированный" - лицо, которое не получает ни одного выбора. На карте его помещают в IV зоне.

В дальнейшем следует выяснить следующее:

Какие качества личности "Звезды", "Предпочитаемого" наиболее ценимы

членами группы?

2. Чем объясняется положение в классе тех, кого никто не выбрал?

Популярность тех или иных учеников в классе объясняется рядом бстоятельств. Так, "Звезда" умеет устанавливать контакт с одноклассниками. "Популярные" часто общительны, хорошо учатся. Они понимают и оценивают состояние своих товарищей по классу, помогая им, входят в их положение.

В отдельных же случаях среди школьников популярными оказываются ученики с сомнительным поведением и личностными качествами, не отвечающими высоким нормам морали.

Причин непопулярности также может быть немало.

В одних случаях - это безразличие к собственной учебе и успеваемости своих

одноклассников. В других - бездеятельность, пренебрежительное отношение к мнению своих товарищей, бездеятельность, вялость, что отталкивает от них большинство учащихся.

Выявление характера межличностных отношений в классе рекомендуется проводить два - три раза в год, что позволяет определить эффективность проводимой классным руководителем воспитательной работы и корректировать ее в дальнейшем.

Социометрия

Цель: выявить сплоченность группы, а также «лидеров» и «отверженных».

Методика: Социометрический метод - это метод опроса, направляемых на

выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социаметрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учёбы).

Испытуемые: было опрошено 14 школьников шестиклассников 11-12 лет МКОУ Перелешинская СОШ Панинский муниципальный район Воронежской области.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный листы с вопросами, давалась инструкция. После сбора анкет ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже)

Обработка результатов.

Взаимный выбор.

Число взаимных выборов 26.

  1. Адерихин Игорь (3)-Хрущёв Максим (1)

  2. Адерихин Игорь (2)- Черных Даниил(2)

  3. Владимирова Таня(1)- Пегарькова Катя (2)

  4. Владимирова Таня(3)- Тертычная Анна(3)

  5. Владимирова Таня(1)- Свиридова Александра(1)

  6. Гамзаева Нина(2)- Тертычная Анна(3)

  7. Гамзаева Нина(3)- Семенихина Дарья(2)

  8. Гамзаева Нина(2)- Свиридова Александра(1)

  9. Матюнин Миша(2)- Хрущёв Максим (2)

  10. Матюнин Миша(3)- Черных Даниил(3)

  11. Марченко Даниил(3)- Попов Кирилл(1)

  12. Пегарькова Катя(2)-Владимирова Таня(1)

  13. Попов Кирилл(1)- Марченко Даниил(3)

  14. Свиридова Александра(1)- Владимирова Таня(1)

  15. Свиридова Александра(1)- Гамзаева Нина(2)

  16. Свиридова Александра(1)- Тертычная Анна(3)

  17. Семенихина Дарья(2)- Гамзаева Нина(3)

  18. Тертычная Анна(3)- Владимирова Таня (3)

  19. Тертычная Анна(3)- Гамзаева Нина(2)

  20. Тертычная Анна(3)- Свиридова Александра(1)

  21. Хрущёв Максим(1)- Адерихин Игорь(3)

  22. Хрущёв Максим(2)- Матюнин Миша(2)

  23. Хрущёв Максим(1)- Черных Даниил(1)

  24. Черных Даниил(2)- Адерихин Игорь(2)

  25. Черных Даниил(3)- Матюнин Миша(3)

  26. Черных Даниил(1)- Хрущёв Максим(1)

Рис.2Выбор лидера

Выбор лидера:

  1. Свиридовой Александры (лидера)

  2. Адерихина Игоря (лидера)

  3. Тертычной Анны (лидера)

Рис.3 Социометрические группы

(6-7)Лидеры группы: Свиридова Александра, Адерихин Игорь, Тертычная Анна

(3-5)Популярные члены группы: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил

(1-2) Пренебрегаемые : Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья.

  1. Изолированные: отсутствуют.

Выводы:

Социометрия, проведённая в 6а классе МКОУ Перелешинской СОШ Панинский муниципальный район Воронежская область выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеют более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы 1, рис.1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщённости группы на отдельные группировки по половому признаку: у девочек лидер Свиридова Александра, у мальчиков –Адерихин Игорь. В основе выбора у девочек и мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявление интереса к совместной деятельности с выбираемым одноклассником. В данной группе положение как девочек так и мальчиков благоприятно в равной степени.

Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия.

Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Владимирова Таня, Гамзаева Нина, Хрущёв Максим, Черных Даниил

Нельзя оставить без внимания непопулярных учащихся: Быхонова Алёна, Матюнин Миша, Марченко Даниил, Пегарькова Катя, Перов Коля, Попов Кирилл, Семенихина Дарья. Следует отметить на отсутствие взаимных выборов у Перова Николая и Быхановой Алёны среди одноклассников. Следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо классному руководителю пересмотреть своё личное отношение к этим детям.
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Колганцева Галина Романовна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183692


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства