kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальный педагог: не обвинитель, а защитник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья содержит основные направления деятельности стратегии работы социального педагога

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальный педагог: не обвинитель, а защитник»



Социальный педагог: не обвинитель, а защитник



Смысл деятельности социального педагога в самом общем виде состоит в создании условий для относительно направляемой социализации личности вопреки складывающейся стихийности и неорганизованности этого процесса. Это если говорить по-научному. А на практике это изматывающая силы и нервы, тяжелейшая работа с детьми, которых никак не отнесешь к благополучным и примерным, общение с их далеко не образцовыми родителями, постоянное погружение в «изнанку» жизни, в психологические и моральные конфликты. Процесс социального взросления подрастающего поколения вообще необычайно противоречив и сложен, а в случае с детьми и подростками из так называемой « группы риска» вдвойне, а то и втройне сложнее. Спектр деятельности социального педагога довольно широк: это и работа с ближайшим окружением подростка (семья, соседи, одноклассники, приятели), и координация действий с различными учреждениями, включая поликлинику, диспансеры, полицию, различные внешкольные учреждения. Его функция заключается как в координации деятельности различных социальных сфер, так и в собственно педагогической работе с самими детьми и их родителями в направлении гармонизации их взаимодействия, предупреждения «деформации социальных связей».

Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала является: во-первых, исследовательская, нацеленная на выявление причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска».

Таким образом, основной объект деятельности - подростки и их социальное окружение. Эта работа может принести плоды лишь тогда, когда ведется целенаправленно и систематически, а не носит, как показывает анализ, ситуативный и стихийный характер, начинаясь только тогда, когда подростки уже совершили неблаговидные проступки. К тому же подчас она носит формальный характер: пригласят родителей, поприсутствуют на комиссии по делам несовершеннолетних. Еще проведут с самими подростками назидательную или устрашающую беседу. Воспитательный эффект от таких действий незначителен: подросток молча или с определенными комментариями выдерживает все процедуры и продолжает прежний образ жизни.

Есть и такая тенденция: так называемых трудных стараются привлечь к участию в школьных мероприятиях, но такое «привлечение» чаще всего заканчивается в лучшем случае пассивным присутствием, а чаще - отсутствием или какой-нибудь выходкой. Подростки остро чувствуют искусственность подобных действий и соответствующим образом на них реагируют. Очевидно, что их интересы лежат за пределами школы, и именно там они получают возможность самореализации. И воспитатели, которые в своих действиях не выходят за школьный порог, оказываются бессильными что-либо изменить.

Ставка некоторых социальных педагогов лишь на различные формы просветительной деятельности, такие, как беседы о вреде курения и употребления алкоголя и наркотиков, об ответственности за правонарушения, приносит кое-какие положительные результаты, но не является панацеей, позволяющей добиться успеха. Факты свидетельствуют, что основные просчеты и ошибки в работе с детьми «группы риска» состоят в том, что педагоги, как правило, используют репрессивные, подавляющие формы и методы, не учитывают специфику мировоззрения и психологии этих подростков. Такие методы в большинстве случаев не достигают эффекта даже в работе с благополучными школьниками, а уж на детей, имеющих склонность к асоциальному поведению, и вовсе не действуют. Социализация таких детей предполагает иные принципы и подходы. Надо учитывать, что социальный педагог всегда имеет дело с конкретным случаем, с отдельной личностью и должен учитывать все особенности ее становления и социального окружения. Основной способ его деятельности - поддержка позитивных устремлений, помощь в самореализации, физическом и духовном развитии. Он призван стать для ребенка, имеющего неблагоприятный социальный фон, защитником его интересов; создавать условия для изменения общественного мнения в позитивную сторону, проявляя уважение к личности, терпение и веру. Свою деятельность он строит на совместном с подростком поиске путей и способов самореализации в организованном культурном пространстве, показывая все его преимущества перед стихийными группами. Будучи координатором воспитательной деятельности как внутри школы, так и за ее пределами, он поддерживает у родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы гуманистический подход. В его задачу входит изменение отношения взрослых к процессу социального взросления детей, к осознанию ими того факта, что только контролирующая функция, которую они выбирают как основную, не убережет подрастающее поколение от различных негативных влияний. Надо помочь ребенку сформировать определенную систему ценностей, научить взаимодействовать с различными людьми, а для этого никогда, особенно в трудном отроческом возрасте, не терять душевного контакта с ним, создавая условия для развития положительного социально-активного начала. Родители и учителя - союзники социального педагога, им необходимо совместно вырабатывать стратегии педагогической и социальной поддержки.

Показатели социального развития и действия педагога

Первооснова деятельности социального педагога - изучение ситуации развития детей, нуждающихся в педагогической поддержке. Первое, что ему необходимо сделать, начиная свою работу, - это получить от администрации, учителей, классных руководителей, психолога наиболее полную информацию об уровне социального развития детей и подростков. На этом этапе важно выявить учащихся, которые являются систематическими нарушителями установленных в школе норм и правил (частый пропуск уроков, вызывающее поведение во время уроков и на переменах, курение в недозволенных местах, сквернословие и др.). Следующую группу составляют ученики, нарушающие нравственно- правовые нормы жизнедеятельности школы (оскорбление одноклассников, малышей, учителей, использование физической силы при выяснении отношений, воровство, принуждение, порча мебели). Возможно, выявится и группа учащихся, которые уже совершали правонарушения, имеют приводы в милицию и состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Социальный педагог составляет картотеку, в которой фиксирует внешние, основанные на отзывах педагогов и психолога проявления тех или иных поступков, социальный состав семьи, сведения о контактах за пределами школы.

Следующий очень важный этап - непосредственное общение с подростками. Задача этого - установление контакта с каждым из них. Очень важно найти время и место проведения первого знакомства, суметь вызвать подростка на разговор, не связанный с отрицательным поведением его в школе или за ее пределами. Предмет разговора может быть самым простым: какую любит погоду, фильмы, музыку, какие ребята или взрослые нравятся, что делал(а) в ближайшее воскресенье, нравятся ли девчонки и пр. Все зависит от собеседника и от сложившейся ситуации. Желательно, чтобы у подростка появилось желание продолжить общение. Если этого не произойдет, не следует торопить события.

Далее социальный педагог собирает более полную информацию о том или ином ребенке, в первую очередь о тех, кто требует повышенного внимания, - детях, систематически не посещающих школу, живущих в неблагополучных семьях, причастных к употреблению алкоголя и наркотиков, состоящих в тех или иных неформальных группировках. Такая информация может быть получена из разных источников. Пообщавшись с родителями, можно узнать о характере отношений в семье, об увлечениях и интересах ребенка, о том, что тревожит взрослых в его отношении к учебе, друзьям, к проведению свободного времени. В ходе такой беседы можно сделать вывод о том, насколько волнует родителей судьба ребенка и готовы ли они участвовать в изменении ситуации. Нередко неблагополучные семьи перекладывают всю меру ответственности за судьбу своего ребенка на школу и государство, и надо постараться настроить их на совместную работу.

Выбор стратегии

Полученная информация дает социальному педагогу материал для выстраивания первоначальной стратегии работы с тем или иным ребенком. Она зависит от того, какие из проблем (внутришкольные или внешкольные) на данный момент вызывают повышенную тревогу у педагогов, родителей и общественности. Если мы имеем дело с педагогической запущенностью и большинство проблем носит внутришкольный характер, касается отношения к учебе, к педагогам, нормам коллективной жизнедеятельности, то необходимо привлечь к совместной работе педагогов школы, психолога и родителей, с тем чтобы создать в самой школьной жизни благоприятные условия для успешной самореализации подростка, поднять его статус как ученика и члена детского коллектива.В случае так называемой социальной запущенности основные проблемы ребенка связаны с внешними негативными влияниями. И работа социального педагога в большей степени направлена на изучение особенностей этих влияний, поиск путей их нейтрализации.

Первая стратегия строится в большей степени на взаимодействии социального педагога с самим ребенком. Она имеет место в том случае, когда окружающая подростка среда довольно благополучна (полная и вполне материально обеспеченная семья, нормальные условия проживания, родители интересуются школьными успехами ребенка, в школе созданы хорошие условия обучения), но подросток по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог ориентируется на возможности личностного самодвижения ученика, стремится развить у него субъектную позицию. Проявляет повышенное внимание к достижениям и успехам учащегося, помогает ему самореализоваться и повысить свой статус в детском коллективе.

Вторая стратегия предполагает работу с педагогическим и взрослым социальным окружением подростка. Данная стратегия выбирается в тех случаях, когда вокруг ребенка сформировалось довольно устойчивое негативное общественное мнение, которое еще более усугубляет сложившуюся ситуацию. Основная задача социального педагога состоит в переориентации взрослых, в объединении усилий по поддержке ребенка, в создании благоприятных условий для его самореализации. Одновременно социальный педагог совместно с психологом работает с самим подростком, помогая ему осознать свои проблемы и сформировать стремление быть принятым своими одноклассниками и педагогами. А изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в самой личности.

Третья стратегия необходима в тех случаях, когда подросток оказывается в изоляции в своем классе, подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны одноклассников. В этом случае социальный педагог совместно с классным руководителем проводит работу по оздоровлению отношений в детском коллективе.

И, наконец, четвертая стратегическая линия направлена на нахождение способов взаимодействия с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и недостаточно изученная область педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому здесь возможно только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослым искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит, на каких принципах строится общение в той или иной группировке, что ценного видит подросток, участвуя в таких объединениях. Отсутствие со стороны взрослого осуждения, критики делает подростков более открытыми в общении. Социальный педагог, сумевший найти контакт с такими ребятами, может в дальнейшем использовать наиболее сильные, положительные стороны деятельности подростков и постепенно привлечь их к участию в организованных действиях.

Выделенные направления, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Ее содержание каждый раз зависит от конкретной ситуации и индивидуальности подростка!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальный педагог: не обвинитель, а защитник

Автор: Афанасьева Евгения Михайловна

Дата: 05.06.2019

Номер свидетельства: 513408


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства