Просмотр содержимого документа
«Содержательный анализ результатов ВПР»
Содержательный анализ результатов ВПР по окружающему миру в 4 классах
2023 - 2024 учебный год
В целях преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования, реализации региональной системы оценки качества образования, подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации на основе системных мониторинговых исследований с использованием индивидуальных образовательных маршрутов, в 4-8, 11 классах общеобразовательных организаций проводятся всероссийские проверочные работы.
Назначение всероссийской проверочной работы.
Назначение ВПР по предмету "Окружающий мир" – оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР, в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения, а также для совершенствования методики преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.
Структура проверочной работы
Вариант проверочной работы состоит из двух частей, которые различаются по содержанию и количеству заданий.
Часть 1 содержит 6 заданий: 2 задания, предполагающие выделение определенных элементов на приведенных изображениях; 3 задания с кратким ответом (в виде набора цифр, слова или сочетания слов) и 1 задание с развернутым ответом.
Часть 2 содержит 4 задания с развернутым ответом.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом
Правильно выполненная работа оценивается 32 баллами.
Правильный ответ на каждое из заданий 3.1, 5, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.2 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра/ не написана одна необходимая цифра или не подписана одна из фотографий)), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов. Ответы на задания 1, 4, 6.3–10 оцениваются по критериям. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 4, 6.3 оценивается 2 баллами, на задания 7–9 – 3 баллами, на задание 10 – 6 баллами.
Время выполнения варианта проверочной работы
На выполнение проверочной работы по предмету "Окружающий мир" дается 45 минут.
Описание дополнительных материалов и оборудования, необходимых для проведения проверочной работы
Дополнительные материалы и оборудование не используются.
Рекомендации по подготовке к работе
Специальная подготовка к проверочной работе не требуется.
Анализ результатов ВПР в Брасовском районе
В нашем районе писали работу 140 детей, из них: школа №1 – 39 детей, школа №2 – 40 детей, школа № 3 – 25 детей, Брасовская школа – 20, Глодневская школа – 3 человека, Хотеевская школа – 1 человек, Крупецкая школа – 1,Погребская школа – 10 человек, Дубровская школа – 1 человек.
При выполнении заданий самыми лёгкими для детей оказались задания под номерами: 1, 2, 3.2, 5, 8К1, 9.1, 9.2, 10.1. Самыми трудными оказались следующие задания: 6.3,10.2К3.
Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Задание 2 проверяет умение понимать и анализировать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения.
Задание 3- основой является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки/ природные зоны и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на территории каждого из этих материков / каждой из этих природных зон. Задание поверяет сформированность первичного навыка чтения карты и овладение логическими универсальными действиями. Назвать отмеченные буквами материки/ природные зоны смогли -80 % обучающихся, 20% -испытывают трудность в чтении карты и указании материка. Указать название животных по рисункам, соотнести рисунки, из приведенных в задании животных и растений, обитающих в естественной среде, на территории каждого из этих материков / каждой из этих природных зон.
Задание 5 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений, обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Правильно определить профессию (выбранное обучающимся изображение связано с названной им профессией) смогли 96% обучающихся. Правильно пояснить, какую работу выполняют представители выбранной профессии смогли 97% обучающихся, 3% обучающихся не справились см заданием. Уместное объяснение того, чем работа людей выбранной профессии полезна обществу смогли 96%, не справились с заданием 4% обучающихся. Обучающиеся не смогли конкретно описать, чем данная профессия важна для каждого из нас, какую пользу она приносит.
Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. Задание также предполагает проверку умения обучающихся анализировать информацию и переводить ее из текстовой в цифровую форму.
Задание 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы, жизни и хозяйственной деятельности людей, умение презентовать информацию о родном крае в форме краткого рассказа.
Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Во второй части задания требуется сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося.
Средний первичный балл по результатам работы составил 25баллов из 32 (78%), что соответствует отметке «4» – повышенному уровню. Ответы учащихся концентрируются около середины. Преобладает процент учащихся, набравших от 18баллов до 31 балла, что соответствует отметкам «4» и «5». Наивысший балл – 32 – не набрал никто из детей, 31 балл - набрали 4 учащихся 4 классов. По полученным первичным баллам участники распределились следующим образом: высокий уровень (отметка»5») – 41 человек (29,3%),отметка «4» повышенный уровень – 74 учащихся (53%), отметка «3» - базовый уровень – 25 учащихся (18%), низкий уровень отметка «2» - нет. Данное распределение говорит о хорошей подготовке учащихся к ВПР по окружающему миру. Статистика отметок по области: «5»-28,55%, «4» - 54,2%, «3» - 17%, «2» - 0,17%.
Соответствие отметок за выполненную работу и отметок по журналу.
Всего по району: понизили отметки- 30 человек, подтвердили – 102 человека, повысили 8 человек. По школам:
Школа
Понизили
Подтвердили
Повысили
№1
3
32
4
№2
17
22
1
№3
4
19
2
Брасовская
5
14
1
Глодневская
0
3
0
Хотеевская
0
1
0
Крупецкая
0
1
0
Погребская
1
9
0
Дубровская
0
1
0
Рекомендации 1. Усилить внимание формированию следующих умений, обучающихся: использовать различные способы анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами; освоение доступных способов изучения природы, использование знаковосимволических средств для решения задач; понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы. 2. В системе использовать задания, предусматривающие проведение несложных наблюдений в окружающей среде и проведение опытов, используя простейшее лабораторное оборудование, а также выполнение заданий, побуждающих создавать и преобразовывать модели и схемы опытов для решения поставленных задач. 3. Предусмотреть: усиление практической направленности в преподавании предмета, включение заданий, направленных на развитие вариативности мышления обучающихся и умений применять знания в новой ситуации, на умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач при моделировании экспериментов, предусмотреть проектную коллективную деятельность, направленную на формирование таких УУД как: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах, раскрывать роль семьи в жизни человека, роль родителей в воспитании детей, усилить практическую направленность в изучении раздела «Где мы живем», «Родной край - часть большой страны», с целью формирования умений обучающихся: назвать регион проживания, главный город региона, указывать достопримечательности региона, животный и растительный мир региона. 4. Предусмотреть в рабочей программе по окружающему миру проведение контрольных работ, близких к текстам ВПР, с целью определения направлений коррекционной работы с обучающимися по освоению программы по окружающему миру.