kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Секреты общения. Родительское собрание-практикум

Нажмите, чтобы узнать подробности

Порой бывает так, что мы – и взрослые и дети, не знаем, как себя вести в той или иной ситуации. Из-за этого часто попадаем в конфликтную ситуацию. Что же такое «конфликт»? На этот вопрос и дает ответ данное родительское собрание, которое проходит в совместной  практической деятельности родителей с учащимися 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Секреты общения. Родительское собрание-практикум»

Родительское собрание-практикум


Секреты общения


 Цель:  сформировать и расширить представления обучающихся и родителей о необходимости общения и культуре общения как одном из условий эффективного общения; развивать коммуникативную способность общаться  с людьми разного возраста; воспитывать у обучающихся культуру общения.

Задачи:

-закрепить навыки бесконфликтного общения;

-обучить анализу различных ситуаций при общении;

-расширить понятия о правилах общения.

Формы и методы работы: деловые игры, групповая деятельность

Оформление: высказывания известных людей «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» (А. де Сент-Экзюпери), «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее» (Ф. де Ларошфуко) идр.

Оборудование:  карточки со словами, конверты, знаки для оценивания

Предварительная подготовка выступающих детей

Тестирование родителей и детей «Конфликтная личность», итоги и анализ

Эпиграф собрания

«Дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной»

(А.С. Макаренко).

Вступление.


Учитель.
Начну собрание с восточной притчи:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
- Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылёк в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал…
Пленённый мотылёк затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
- Ты держишь всё, сейчас, в своих руках!
Результат любой деятельности в наших руках, таким образом всё зависит от нас. Стать человеком—большая работа.

Нужно работать над собой каждый день, и с каждым днём становиться хоть чуточку лучше.

Порой бывает так, что мы –и взрослые и дети, не знаем, как себя вести в той или иной ситуации. Мы часто попадаем в конфликтную ситуацию. Что же такое «конфликт»?

Обратимся к словарю Википедии.

Конфли́кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Давайте прежде всего проверим, конфликтная ли Вы личность? Правильно ли Вы общаетесь с другими людьми?

Озвучиваются итоги предварительного тестирования


1. Тест для родителей и детей.

1. В классе (на работе) начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?

а) не принимаю никакого участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю нужной, правильной;

в) очень активно вмешиваюсь и вызываю «огонь на себя».

2. Выступаете ли Вы с критикой учителей (с критикой своего руководства)?

а) нет, никогда;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли Вы спорите со своими друзьями?

а) только в шутку, и только с теми, кто не обидится;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) спорю всегда, везде и со всеми, спорить очень люблю.

4. Вы стоите в очереди. Ваша реакция, если кто-то лезет без очереди?

а) буду возмущаться лишь в душе (себе дороже);

б) делаю замечание по поводу плохого тона;

в) прохожу вперед очереди и навожу порядок.

5. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция?

а) не буду ссориться из-за такого пустяка;

б) молча возьму солонку;

в)не буду молчать, выскажу свое мнение и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

6. На улице или в транспорте Вам наступили на ногу.

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо сделаю замечание;

в) бурно выскажусь, не стесняясь в выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая Вам не нравится.

а) деликатно промолчу;

б) ограничусь коротким тактичным комментарием;

в) выскажу все, что об этом думаю.

8. На улице в лотерее Вы просадили кучу денег. Как не повезло! Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досаду, но отнесусь с юмором, потом обязательно отыграюсь;

в) проигрыш испортит надолго мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщикам.

а) – 4 очка; б) – 2 очка; в) – 0 очков.

22-23 очка – Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, всегда избегаете критических ситуаций в школе и дома. Изречение: «Платон мне друг, но истина дороже» - не Ваш девиз. Иногда Вас называют приспособленцем. Совет: наберитесь смелости, и, если обстоятельства потребуют, высказывайтесь принципиально, не взирая на лица.

12-20 очков – Вы слывете человеком КОНФЛИКТЫМ, но это преувеличение. Во поступаете так, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к Вам товарищей. При этом не «выходите за рамки», не оскорбляете. Все это вызывает к Вам уважение окружающих.


До 10 очков – СПОРЫ И КОНФЛИКТЫ – Ваша стихия. Вы любите критиковать других. Если же услышите замечания в свой адрес – можете «съесть человека живьем». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом, очень трудно приходится тем, кто рядом с Вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у Вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Результаты тестов родителей и детей сравниваются.

Делается вывод, как же поступать, чтобы не было конфликтов.


2. Специальные правила предупреждения конфликтов.

Много статей и программ посвящено умению правильного общения. Существует даже наука конфликтология. Помните об этих маленьких «серетиках» общения!

(читают подготовленные ученики)

- не говорите сразу с возбужденным человеком;

- прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела и поступки;

- постарайтесь посмотреть на проблему глазами противника, постарайтесь «встать на его место»;

- не скрывайте доброго отношения к людям, чаще высказывайте ОДОБРЕНИЕ своим товарищам, не скупитесь на похвалу;

- умейте заставить себя молчать, когда Вас задевают в ссоре, будьте выше мелочных разборок.


Давно известно, что каждому человеку хочется стать чуточку лучше. Это я знаю по себе. Существует много способов, возможностей научиться жить безконфликтно. Один из них – умение делать КОМПЛИМЕНТЫ. Давайте поучимся говорить друг другу приятные слова.


3. Игра «Комплименты».

(Игроки от каждой группы)

Два игрока идут навстречу друг другу и при каждом шаге говорят комплименты о внешности, о личных качествах.

Умение высказывать свое расположение к собеседнику – это еще не все.

Человеку надо уметь вести культурный диалог, умело поддерживать беседу. В речи культурного человека обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость– неотъемлемое качество общения с другими.


4. Игра «Речевой этикет» (по очерели каждая группа)

- назовите слова приветствия;

- выскажите просьбу;

- как начать знакомство;

- слова извинения;

- несколько слов утешения и ободрения;

- назови слова благодарности;

- как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретиться с тобой?


Часто при общении возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко, но нужно. Попытаемся сделать это вместе.


5. Ситуации (разыгрываются сценки).

1. Ира обижается: «Витя, вчера ты шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивился: «А почему Я должен здороваться первым? Ты же меня первая увидела, вот ты и здоровайся!». Кто прав? (Ответ: кто культурнее, тот первым и здоровается).


2. Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми, вот у меня соседка такая вредная, что я ей не хочу здоровья делать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?


3. Таню на перемене обозвали обидным словом. Как поступит Катя? (отделается шуткой, демонстративно раскланяется и поблагодарит за «хорошие» слова, отблагодарит тем же, т.е. обзовет теми же словами, пожалуется старшим и т.д.).


Какими же качествами личности должен обладать человек с характером, который достоин подражания, которому можно всегда и во всем довериться? Сегодня на собрании мы вместе постараемся создать коллективный портрет нашего класса из положительных и отрицательных качеств, и хочется. чтобы положительных было гораздо больше.


6. Игра «Положительные и отрицательные качества»

Учитель. Нет на земле большей роскоши, чем роскошь общения.

Только в процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия - общение. Общаясь, мы можем соглашаться и сопереживать, противостоять собеседнику и противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга.


Родителям и детям раздаются листочки с надписями качеств.

Играющие совещаются и раскладывают их в два конверта у доски со смайликами качеств (выбирать нужно те, которыми ты обладаешь).

Примеры:

Положительные качества: аккуратность, активность, бережливость, воспитанность, выносливость, вежливость, гостеприимность, доброта, деликатность, достоинство, искренность, миролюбивость, настойчивость, трудолюбие и др.

Отрицательные качества: лень, эгоистичность, лживость, грубость, несдержанность, агрессивность, равнодушие, болтливость, жадность, ехидность, занудство, лицемерие, небрежность, обидчивость, злопамятство, зазнайство и др.

Затем производится подсчёт.

А теперь я предлагаю самое серьезное задание. Вместе мы создадим для себя коллективный свод Законов общения друг с другом и в школе и дома.. Ваши предложения (записываются поступающие предложения).


7. Законы общения (законы нашего класса).


1. Делай добро!

2. Люби и прощай людей.

3. Относись к людям так, как ты бы хотел бы, чтобы относились к тебе.

4. Бойся обидеть человека.

5. Найди цель в жизни.

6. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.

7. Не спорь по мелочам.

8. Лучше отдай свое, чем возьми чужое.

9. Не теряй веры в себя.

10. Умей дарить радость людям.


Знайте, общение – это не только взаимоотношения, контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и переживаниями с целью взаимопонимания и взаиморегулирования поведения, но это и главное условие и способ существования и развития людей.

В заключение нашего собрания дадим еще несколько рецептов культурного поведения (дети по очереди):

- невежливо во время разговора отводить кого-либо в сторону, чтобы говорить, еще более невежливо подслушивать, что говорят двое в стороне, в таких случаях следует просто отойти от них подальше;

- никогда не шепчитесь в гостях;

- не прерывайте говорящего;

- если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дайте ему закончить;

- в обществе и за столом «не спите», хотя лучше молчать, чем говорить слишком много;

- никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушивать вам самим;

- грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и «бьют» говорящего сильнее того, кому они были направлены.


8. Итог.

Хочется верить, что после сегодняшней встречи мы еще раз задумаемся о нашем отношении к своим ближним и постараемся соблюдать в своей жизни секреты общения.

«Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более он готов к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное – добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь – возьми, что ценишь – отдай». (Жуховицкий Л.)

9. Рефлексия.

У вас у каждого на столе листы со знаками. Вы должны поднять определенный знак:

? - не вижу пользы от собрания для себя. Почему?

! - здорово, мне всё понравилось и пригодится.

: - еще хотел бы поговорить на эту тему.



Источники

http://gopsy.ru/otnoshenija/ssory/konflikty/chto-takoe-konflikt.html


Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. Сценарии 50 классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.


Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.





5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Секреты общения. Родительское собрание-практикум

Автор: Метлицкая Антонина Александровна

Дата: 23.06.2016

Номер свидетельства: 335873

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства