kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самореализация личности младшего школьника в условиях системы развивающего обучения Л.В.Занкова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов по теме "Самореализация личности младшего школьника в условиях системы развивающего обучения Л.В.Занкова" для аттестации педагогических работников. Цель системы работы не подтянуть слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он сильным или слабым, способствовать его развитию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самореализация личности младшего школьника в условиях системы развивающего обучения Л.В.Занкова»

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности учителя начальных классов

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 49» Кировского района

Коршуновой Галины Викторовны

Я, Коршунова Галина Викторовна, имею общий педагогический стаж работы 22 года, из них в данном образовательном учреждении – 17 лет. Последний раз проходила аттестацию в 2008 году, её вывод – соответствует заявленной первой квалификационной категории.

Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов. С 2008 года я работаю по системе развивающего обучения

Л. В. Занкова. Основная цель обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. Понятие «оптимальное развитие» носит относительный характер. Цель системы – не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальные способности каждого и, независимо от того, считается он «сильным» или «слабым», способствовать его развитию.

С 2011 года работаю по теме самообразования «Самореализация личности младшего школьника в условиях системы развивающего обучения Л.В. Занкова».

Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его самостоятельной поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому в системе особое внимание уделяется организации учебной деятельности и социализации детей (развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе).

Начальное образование – первая ступень общего образования. В связи с модернизацией образования введен новый “Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования”, который направлен на реализацию новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение основных целей:

  • развитие личности школьника,

  • его творческих способностей,

  • интереса к учению,

  • формирование желания и умения учиться,

  • воспитание нравственных и эстетических чувств,

  • эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Для реализации этих целей необходимо внедрять в учебный процесс технологии, раскрывающие способности и дарования ребенка; активизирующие его познавательную деятельность, творческий потенциал, практическую самореализацию. Исходя, из вышесказанного, цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребенка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.

Эта цель определяет следующие задачи:

  • развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;

  • формировать навыки самоконтроля;

  • развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;

  • повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

  • развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

  • формирование положительной “Я – концепции”.

Для решения поставленных задач я опираюсь на основные принципы развивающего обучения Л.В. Занкова, так как считаю, что именно развивающее обучение помогает развитию и самореализации личности.

Организуя педагогический процесс, за основу беру следующие положения:

  • всегда на стороне ребенка;

  • развитие личности за счет ее собственной активности;

  • ориентация на субъект – субъектное взаимодействие; открытость, гуманизация, индивидуальный подход;

  • создание ситуации успеха.

По моему глубокому убеждению, личность реализуется во взаимодействии с миром, с другими людьми и с самим собой, что находит отражение в ее свойствах и качествах. Свою педагогическую деятельность стараюсь строить на основе уважения и веры в учеников, в стремлении внушать им, что они тоже творцы и исследователи.

Этому помогают условия необходимые для эффективного развития личности младшего школьника, ее самореализации:

  • самоанализ знаний, умений учащихся; причин затруднений в учебной деятельности;

  • составление индивидуальной оценочной шкалы, классифицирующей уровень развития учащихся;

  • объединение заданий по темам; подбор заданий, стимулирующих интерес учащихся к познавательной деятельности;

  • использование заданий, способствующих самодиагностике и самопознанию младших школьников;

  • обеспечение активности и самостоятельности, учащихся в процессе выполнения задания; наличие заданий, способствующих формированию адекватного образа “Я”;

  • наличие заданий продуктивного характера; сопровождающихся опорными схемами и подсказками, которые требуют от учащихся письменных ответов;

  • выполнение заданий творческого характера (определение понятий; ответы на проблемные вопросы; подготовка сообщений и докладов; составление кроссвордов; загадок; написание сказок).

В основу системы обучения младших школьников положены следующие принципы:

  • ориентация на зону ближайшего развития – заметить малейший успех, закрепить и развить его дальше;

  • ориентация на успех – каждый учащийся умный, грамотный, необыкновенный;

  • учить самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решение, развивать волю и целеустремленность;

  • учет результатов знаний;

  • учитель + ученик = содружество и диалог.

Данные принципы реализую при отборе материала и тематическом планировании системы занятий. Задания разного уровня: репродуктивного, поискового и эвристического помогают самореализации ученика.

На своих уроках использую разнообразные методы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, исследовательскую деятельность, способствующие развитию индивидуальности детей, формирующие у них стремление к самопознанию и самообразованию. Эмоциональное преподнесение материала дает лучшее качество знаний.

Урок – взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Достижение поставленных целей на уроках литературного чтения и окружающего мира идет через демонстрацию детям широкой картины мира, через науку, искусство и литературу. Испытав вместе чувство успеха, победы над трудностями в поисках нового, дети проявляют желание и готовность решать все более трудные задачи. В процессе обучения провожу дискуссии или коллективный диалог. Дети учатся общаться друг с другом, вести дискуссию, доказывать свою точку зрения. Ввожу деловые игры; решение творческих задач; викторины, решение и составление кроссвордов: работа в парах помогает самореализации личности.

На уроках математики и русского языка использую различные приемы: самостоятельный поиск информации учащимися, добывание знаний из разных источников; дети не просто решают, обсуждают, а сравнивают, группируют, делают выводы, определяют закономерности, высказывают свое мнение, выступают в роли исследователей. В результате дети на уроках не «зажаты», а работают, развиваются. Прием драматизации помогает упражнять детей в умении «вчувствоваться» в других, войти в его положение. Стремление посредством игры побывать в роли другого, тем самым, расширив границы бытия, воспитывает милосердие, дружеское отношение к другим (толерантность). Прием визуализации помогает научить детей тонко ощущать изменения в окружающем мире через слушание музыки, работе над картиной художника; написание сочинений и изложений, экскурсии, походы.

При изучении нового материала использую прием моделирования. Создание графических и динамических таблиц помогает систематизировать знания детей. Все эти приемы помогают мне организовать учебную деятельность, как особую форму активности ребенка, направленную на изменение самого себя как субъекта учения. В результате ребенок начинает понимать, что учить себя – значит не только вступать в отношения по поводу изучаемого со взрослыми, сверстниками, но и строить отношения с самим собой, «как с другим». Осознавая это, ребенок развивает свою «Я – концепцию».

Ценным, в своей педагогической деятельности считаю то, что все мои классы отличаются дружескими, сплоченными отношениями, что проявляется при работе в парах, группах; при подготовке внеклассных занятий. На уроках я использую: викторины и лото, домино и ребусы, головоломки, загадки, кроссворды. Мои дети соревнуются не только друг с другом, но и с самим собой. У них развивается работоспособность, усидчивость, желание узнать что-то новое, необычное, удивительное, развивается наблюдательность.

На уроках кроме индивидуальных и самостоятельных работ я использую и задания учебного сотрудничества. Они бывают самые разные. Дети работают в парах, группах, придумывают домашние задания и затем выполняют их дома; составляют вопросы для самопроверки, тесты, отвечают на них и выставляют свои оценки; придумывают сказки, оформляют их.

Результатом моей работы по самореализации личности ребенка можно считать усиление желания учащихся принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в классе, школе, городе, а также участие большинства детей в конкурсах, предметных неделя.

Это позволило выделить некоторые умения и навыки:

  • ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкции и планировать свои действия по их выполнению, выявлять непонятное. Обращаться за помощью к учителю и сверстникам, дополнительной литературе);

  • полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе; во фронтальной работе с классом;

  • произвольно регулировать свое внимание при смене видов работы;

  • соотносить полученный результат с планируемым и адекватно его оценивать, осуществлять самоконтроль;

  • осознавать свои сильные и слабые стороны, осваивать “технологию успеха и достижений”.

  • повысился познавательный интерес детей, что проявляется в желании активной и самостоятельной работы на уроке. Учащиеся включаются в творческую работу и делают ее с удовольствием, результатом можно считать сочинения, сказки, рассказы, стихи, рисунки. Дети читают и используют в своей деятельности массу дополнительной литературы по различным предметам.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения.

Таблица показателей качества обучения

Изучаемые предметы

2-й класс

3-й класс

4-й класс

% качества

% качества

% качества

русский язык

85

81

85

чтение

92

96

100

математика

81

85

88

окружающий мир

100

93

92

Из таблицы видно, что качество знаний учащихся высокое и стабильное. Заметен рост качества знаний по литературному чтению и математике. Что касается русского языка и окружающего мира, то здесь мы видим незначительное снижение качества. Это связано с тем, что повысились требования к изучаемому предмету. Если в первом классе дети в большей степени имели опору на жизненный опыт, и учитель предлагал материал по данному предмету, то уже в четвёртом классе приоритетна самостоятельная работа, где учащимся при подготовке к уроку необходимо было использовать дополнительную литературу, а учитель выступал только в роли консультанта.

При составлении плана работы у нас с детьми сложилась система чередования традиционных поручений, что позволяет каждому ребенку побывать в роли организатора и участника. Для этого создается микрогруппа по организации дела, которая имеет название «совет Знаек». Моя роль же роль, незаметная корректировка, а основные функции у детей. Это позволяет реализоваться потребностям ребенка, стать взрослее и самостоятельнее. И хотя отследить уровень развития и самореализации сложно, стараюсь в своей педагогической деятельности совершенствовать старые и находить новые формы контроля качества обучения и развития младшего школьника: разрабатываю содержание тестов, контрольных работ, практических и лабораторных занятий, защиты своих докладов и сообщений; провожу с детьми предметные недели, олимпиады, КВН. Это все способствует сохранению и поддержанию мотивации достижения успеха, а также помогает активно выражаться индивидуальности моих детей.

Особыми достижениями своей деятельности считаю:

  • стабильно высокие показатели качества обученности учащихся по учебным предметам за последние три года (от 81% до 100 %);

  • участие учеников моего класса во всероссийских и городских играх-конкурсах «Лукоморье», «Инфознайка», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», «Золотое руно» в количестве 100%;

  • издание брошюры и статьи в журнале НГПУ в 2006 и 2007 г.;

  • статья в областной газете «Советская Сибирь» в 2012 году обо мне;

  • с 2009 года являюсь руководителем районного методического объединения по предшкольной подготовке;

  • с 2010 года вхожу в состав районной экспертной группы в конкурсах исследовательских работ и ежегодного конкурса чтецов;

  • в 2009 году мои ученики заняли I и III места в районном конкурсе исследовательских работ;

  • с 2009 года являюсь школьным организатором всероссийских игр «Чип» и «Инфознайка»;

  • имею грамоты и благодарственные письма (благод.письмо нач-ка ГУО мэрии г.Н-ска 2008 г.)

  • принимаю участие в работе городских семинаров (

  • участвую в мероприятиях по обмену опытом (выступление на районном семинаре на тему «Предшкольное образование детей по новому федеральному стандарту» август 2012 г.);

В работе над самореализацией личности большая роль принадлежит родителям, всей воспитательной работе в классе. И я учу детей видеть свои сильные и слабые стороны, начиная с самых первых встреч, привлекая родителей. Учащиеся вместе с родителями становятся участниками классных часов, конкурсов, игр.

Оглядываясь на опыт по реализации данной проблемы, не могу сказать, что все мои дети готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, но ведь начальная школа это только первая ступенька в жизни младшего школьника. А далее моим детям помогут педагоги из среднего звена. Ведь самореализация - одна из целей педагогического процесса, заключающаяся в помощи личности в осуществлении ее позитивных возможностей, в раскрытии задатков и способностей. Самореализация является результатом воспитания личности на протяжении всей его жизни. В жизни мои дети самореализуются: оканчивают колледжи и институты, работают на любимой работе, строят свои семьи на основе уважения и любви.

Ориентиром своей профессиональной деятельности вижу слова великого гуманиста педагога, врача и писателя Януша Корчака “Растет новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали хорошими. Нам не выиграть тяжбы с грузом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы стали хлебами”.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коршунова Галина Викторовна

Дата: 16.11.2014

Номер свидетельства: 131399


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства