Провела учитель
начальных классов
МБОУ «СОШ №88»
Пархоменко М.Н.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу.
Здравствуйте, уважаемые родители. В жизни каждой семьи наступает момент, когда ребенок становится, как говорят, подготовишкой. Как готовить мою дочь к школе? Будет ли она успешной в первом классе? Хватит ли ей знаний, умений, навыков, способностей и возможностей, чтобы первый класс стал успешным стартом на всю оставшуюся жизнь. Когда начинать готовить к школе? Кто должен это делать? Чему учить ребенка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша с трех лет, другие - за год до поступления в школу. Самое главное - не впадать в крайности, не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать все на самотек, надеясь, например, на воспитателя детского сада. Дошкольное детство развивает такие уникальные возможности в ребенке как заинтересованность, любопытство, активность, желание вникнуть во все вопросы мира. И мы, взрослые, должны помочь в этом ребенку.
Несколько лет назад мы задумались над вопросом: какой он, выпускник детского сада? Каких первоклассников хотят видеть самые престижные школы, лицеи и гимназии? Каких первоклассников хотят видеть общество, родители? Каких выпускников готовы подготовить мы?
Для начала давайте убедимся, что наш ребенок действительно готов к обучению в школе. Широкий разброс индивидуальных вариантов темпов развития детей приводит к тому, что календарный (паспортный) возраст ребенка и уровень его развития (биологический возраст) могут довольно существенно расходиться. Между тем для проведения социальных и педагогических мероприятий с ребенком часто гораздо важнее ориентироваться на его индивидуальный уровень зрелости, чем на календарный возраст.
Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой – из самых благих побуждений), – одна из серьезных проблем современной педагогики.
Более зрелый биологически ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д.
Обратитесь к специалистам: психологи, педагоги, логопеды, медики вполне могут помочь Вам в определении индивидуального темпа развития ребенка.
В основу системы подготовки ребенка к школе положены критерии, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка. Давайте рассмотрим их более подробно.
Морфологические:
абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг); • пропорции тела (Филиппинский тест);
смена зубов.
Физиологические:
моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску); • работоспособность (усидчивость; способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому – иначе ребенок и воспитатель живут как бы в разных измерениях.
Исходя из этих показателей, Вы можете решить готов ли Ваш ребенок к обучению в школе.
Огромное значение для начала школьного обучения имеет физиологическая готовность ребенка.
Физиологическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней.
По статистике только 20% детей имеют первую группу здоровья, 50% детей имеют 2 группу здоровья. Т.е. это дети, склонные к инфекционным заболеваниям, которые могут развиваться на фоне переутомления и стресса. Расширяется спектр детей, имеющих основную и сопутствующую патологии.
Специалисты говорят о том, что за последние 10 лет здоровье российских школьников резко ухудшилось. По мнению детского врача Леонида Рошаля, так плохо со здоровьем у российских школьников было разве, что после революции и после войны. Все начинается с того, что здоровых детей изначально рождается очень мало.
Примерно два новорожденных из десяти могут быть признаны здоровыми. Действительно, начиная с первых дней жизни, здоровье требует очень больших усилий от родителей и от докторов с тем, чтобы оздоровить ребенка. Надо сказать, что на этапе детских учреждений, детских садов это удается. И примерно 70% детей при поступлении в школу могут быть признаны условно здоровыми. Но в то же время 30% имеют функциональные отклонения.
Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но также и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и родителей на длительный срок.
В связи с этим, мы можем выделить основные советы родителям для развития физиологической готовности ребенка к школе:
- Отнеситесь серьезно к этой составляющей готовности ребенка к школе.
- Дайте возможность ребенку посещать спортивные кружки и секции (футбол, гимнастика, ритмопластика).
- Подробно расспросите своих ведущих врачей, какие рекомендации они могут дать именно вашему ребенку в связи со школой.
- Сколиоз и миопия - бич современных школьников. Выполняйте упражнения для глаз.
- Плавайте – это укрепляет спину.
Оздоровительные мероприятия в течение учебного года в системе. Они включают в себя витаминизацию, закаливание, полоскания отварами трав и морской соли, масло туи, фитотерапию, витаминные смеси, отвар шиповника и соки и т.п. Основная цель - укрепить здоровье ребенка, обеспечить отсутствие заболеваемости и утомляемости.
Конечно, такие мероприятия надо формировать под наблюдением лечащего врача и отдельных специалистов. Рассмотрите с Вашим врачом «Оздоровительную программу» для ребенка. Современные дети развиваются таким образом, что каждый из них нуждается в своем графике оздоровительных мероприятий.
Обязательно используйте лето для укрепления здоровья Вашего ребенка. Ежедневное плавание, спортивные игры, велосипеды, самокаты, ролики, гимнастика на улице, походы в лес и многое, многое другое.
Еще один из важных факторов, о котором нужно обязательно сказать, - это питание.
Оно должно обеспечивать нормальное течение процессов роста, физического и нервно- психического развития ребенка. Ухудшение качества питания приводит к снижению уровня защитно-приспособительных механизмов детского организма и возможному увеличению аллергических реакций, способствует росту болезней органов пищеварения. Поэтому наша цель – организация рационального питания. Дорогие родители, поверьте, громадному опыту в работе с детьми и исключите из рациона Вашего ребенка чипсы, колу, фанту, кетчуп и прочие подобные продукты. Мы постоянно сталкиваемся с проблемами у детей после такого питания в выходные дни.
Лучше всего, если на завтрак у Вашего ребенка будет творог, каша или другое блюдо из детского питания, бутерброд с маслом или сыром, чай или кофе. В 11-11.45 мы даем детям сок или отвар шиповника. Обед – это салат или овощи кусочком, первое блюдо вегетарианское. На второе гарнир и мясо или рыба, птица. На ужин кисломолочные продукты, фрукты, сырники, запеканки и пр. На ужин овощи и горячее блюдо.
Пусть Ваш ребенок будет здоровым, активным и жизнерадостным!
Физиологическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физиологическая готовность в значительной степени обуславливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную, функциональную и психологическую готовность.
Уважаемые родители, на сегодняшний день можно выделить самые характерные проблемы, которые встречаются на сегодняшний день:
- ребенок с трудом учится читать;
- испытывает трудности в определении местонахождения звука в слове (начале, середине, конце);
- с ошибками выполняет задания на ориентацию в пространстве, в том числе на листе;
- тяжело удается запомнить стихотворение;
- с трудом учит числа и счет;
- не выдерживает занятие в 20-25 мин;
- не выполняет инструкцию; часто отвлекается.
Конечно, Вы можете столкнуться и с другими вопросами. В таком случае Вам нужна расширенная диагностика, которую проводят психолог, дефектолог и при необходимости нейропсихолог. Они дадут подробные рекомендации, каким образом учить именно Вашего ребенка, и все проблемы могут быть решены на их начальной стадии. Они скажут, как развивать вышеперечисленные значимые функции.
Специалисты прописывают ребенку, которому это необходимо, индивидуальную программу развития. Основной целью такой программы является развитие, упражнение, доформирование, «доведение» до уровня возрастных норм состояния значимых функций.