Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание в 7 классе по теме «Психологические особенности подростка. Проблемы, внешние и внутренние конфликты преодолеваем вместе»»
Второе родительское собрание в 7 классе
«Психологические особенности подростка. Проблемы, внешние и внутренние конфликты преодолеваем вместе»
Цель: продолжить работу в рамках родительского образования
Задачи: способствовать просвещению родителей учащихся по данной проблеме; оказание помощи родителям в общении с подростком; побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.
Форма проведения: семинар-практикум с элементами лекции.
Ход собрания:
Вступительное слово.
На предыдущем собрании мы говорили о физиологических особенностях подростков 12-14 лет. Думаю, что информация вам помогла заметить существенные внешние изменения в ваших детях, а также истекающие из физиологических и поведенческие изменения.
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов. И снова будем говорить о переходном возрасте, находим ответы на вопросы «Какой? Куда? Как?» (Демонстрируются на доске)
«Портрет современного подростка», где перечислены индивидуальные особенности подростка( зачитывается или выдаются карточки).
Задача для родителей: выбрать черты, которые свойственны подросткам, дополнить этот список и таким образом составить портрет ребенка. Затем каждый зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.
«Портрет современного подростка»
Ценнейшее психологическое приобретение этого возраста — открытие своего внутреннего мира. Это возраст быстрых перемен в теле, в чувствах, позициях и оценках, отношениях с родителями и сверстниками. Это время устремления в будущее, которое притягивает и тревожит, время, полное стрессов и путаницы. Для него характерен повышенный уровень притязаний, критическое отношение к взрослым. Ключевые переживания этого возраста — любовь и дружба. В это время формируется мировоззрение, начинается поиск смысла жизни. Центральное новообразование этого возраста — личностное самоопределение…..
Подростковый возраст — сложный и во многом противоречивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическом и психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам. Подростковый возраст — период кризиса в развитии личности ребенка.Особенности личности подростка можно довольно точно охарактеризовать в двух словах — стремление к самостоятельности. Оно накладывает отпечаток на все стороны личности, поведение, чувства. Подростки находятся на 3 этапе развития самостоятельности: «Пробую быть самостоятельным, хотя не очень умею». Данный этап сопровождается следующими моментами:
1. Есть свое мнение, не всегда верное
2. Считает именно свое мнение истинно верным
3. Не считается с мнением родителей
4. Поступает так, как хочет
5. Есть стремление попробовать все, что делают его сверстники и взрослые (покурить и т.д.)
6. Считает, что он все может и с ним ничего не может случиться (не заботится о безопасности)
7. Качает права, не чувствуя ответственности, т. е. не задумывается об обязанностях
Для успешного прохождения и оптимизации развития самостоятельности нужно: • аргументировать запреты
• обсуждать: если ты поступишь так, то какие будут последствия (испортишь свое здоровье, можешь попасть в плохую компанию, с тобой может случиться что-то плохое) • считаться с мнением подростка (иначе он не научится считаться с вашим) • не считать свою позицию на 100% правильной
• поддерживать его, хвалить (возможно, даже не совсем заслуженно, для повышения уверенности в себе)
• не ругать его друзей или тех, с кем он встречается (бесполезно, вызовет только отрицание и негатив), если только тех, с кем он уже расстался или поссорился • в спорах пытаться договориться, не повышая голоса
У обоих родителей – одинаковая позиция
Подростковый возраст рассматривается как этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни.
Итак, подросток уже не ребенок, вместе с тем он еще не взрослый. Он не терпит ограничений своей самостоятельности, нередко проявляет резко отрицательное отношение к требованиям взрослых. Чаще всего конфликты подростка со взрослыми возникают в тех семьях, где родители не замечают взросления сына или дочери, продолжают смотреть на них как на «маленьких».
В возрасте 12-14 лет меняется система ценностей и интересов.То, что было ценно обесценивается, появляются новые кумиры, подросток перестает прямо копировать взрослых, характер взаимоотношений с взрослыми и родителями часто носят протестный характер. В этом возрасте очень вероятно «заражение» фанатизмом т.к. подростки тянутся ко всему необычному, часто увлекаются неформальными течениями. Внешне кризис подросткового возраста проявляется в грубости, скрытности и нарочитости поведения, стремление поступать наперекор требованию и желанию взрослых, в игнорировании замечаний, ухода от обычной сферы общения. У подростка часто возникает беспричинное чувство тревоги, колеблется самооценка, он в это время очень раним, конфликтен, может впадать в депрессию. В тоже время перестройка отношения подростка к себе влияет не только на его эмоциональное самочувствие, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворенность и жизнью вообще. Учеба в это время отходит на второй план .Самый главный вопрос подросткового возраста – это половое созревание. Об этом подробно говорили на прошлом собрании. Так как подросток стремится к крайним позициям в оценке, то он склонен переоценивать или недооценивать свои качества и свойства. Если успешность в чем-то отклоняется от некоего выбранного самим подростком стандарта, то она не воспринимается как успешность. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживая из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Самооценка неустойчива: подросток склонен считать себя либо гением, либо ничтожеством. К тому же оценка носит сверхобобщенный характер: любая мелочь может в корне изменит отношение подростка к себе. В собственных глазах он должен быть очень умным, красивым, очень смелым и т.д. Если он вынужден признать, что что-то не так, его мнение о себе падает по всем пунктам, правда, именно такая противоречивая самооценка необходима подростку, для того чтобы развить у него новые, взрослые, критерии личностного развития. В подростковом возрасте обострена боязнь прослыть слабым, несамостоятельным, маленьким. Чтобы показать свою самостоятельность, подросток нередко проявляет упрямство и грубость, хотя он и может осознать, что был не прав. Случайная удача или похвала со стороны взрослых может привести подростка к переоценке себя, к излишней самоуверенности, зазнайству. Даже временная, случайная неудача может вызвать неверие в свои силы, развить чувство неуверенности, робости, застенчивости. Поэтому требуется особый такт со стороны родителей, учителей при общении с подростками. Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. Особенности проявляются в пренебрежительном отношении к обучению, плохая успеваемость, невыполнение обязанностей: всячески избегая выполнять какие-либо обязанности и поручения по дому, готовить домашние задания, а то и посещать занятия. И в классе стараются избегать поручения «А почему я?» Подобные подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени», но для них характерно неумение распределять это время, им его все время не хватает, как и взрослым. У подавляющего большинства таких подростков отсутствует какие-либо индивидуальные увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, они не посещают выставки и театры, их никуда не вытащишь «А зачем нам это?» Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». (алкоголь, наркотики, курение и т.п.) .Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков, демонстрируя их в социальных сетях. Впоследствии, объясняя свои плохие поступки, они имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости «А что тут плохого?» На всем протяжении подросткового периода наблюдается четко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. Они особенно зависимы от микросреды и конкретной ситуации. Одним из определяющих элементов микросреды, в отношениях формирующих личность, является семья. При этом решающим является не ее состав – полная, неполная, распавшаяся – а нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста.
Можно выделить 4 неблагополучные ситуации в семье:
Гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мысли, чувств, поведения) до семейной тирании
Гипоопека нередко переходящая в безнадзорность
Ситуация создающая «кумира семьи» - постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи
Ситуация, создающая «золушек» в семье. Появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Пути решения проблемы. Как общаться с подростками в этот период?
Формирование круга интересов на основе особенностей их характера и способностей
Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья»
Привлечение к таким занятиям как чтение, самообразование, занятия спортом, активный отдых положительно формирующим личность.
Индивидуальное воздействие с участием школьного психолога по психокоррекционной работе с ним
Включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создает возможности ему реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Снижение проявления агрессии путем посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей и эспандера, железных гирь и боксерских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами)
Не предъявлять подростку завышенное требование, не подтвержденное способностью подростка
Честно указывать подростку на его удачи и неудачи (причем удачи объяснять его способностями, а неудачи – недостаточной подготовкой)
Не захваливать подростка, объясняя его неудачи случайностью, т.к. это формирует у эффект неадекватности.
Рекомендации для родителей:
Будьте всегда чуткими к делам своих детей
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
Научите преодолевать трудности
Сравнивайте своего ребенка только с ним самим!!!, обязательно отмечая продвижение вперед
Постоянно контролируйте ребенка, но без гиперопеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
Покупайте своему ребенку книги по психологии, самопознанию
Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, неупрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью. Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения
Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать Вас о способах времяпровождении, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка.Помните: недоверие оскорбляет!!!
Следите за тем, что и в каких сайтах смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или дивидиантного поведения. Сами изучайте и общайтесь о кибербезопасности
Будьте всегда для своего ребенка прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)
Подростковый возраст — в высшей степени сложный и противоречивый период становления человеческой личности, требующий от родителей и педагогов больших усилий, напряженного труда. В то же время это возраст неповторимой прелести: бурной энергии, жажды познания, страстного искания истины.
Учите подростка отвечать за свои поступки. Начните это делать, прежде всего, с собственных установок на ситуацию.
Источники:
Борба М. Нет плохому поведению. М., 2006
Вачков И. Королевство разорванных связей. М., 2001
Свердлова О. Вы любите меня? // Воспитание школьников. 2008. №1.