kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание-тренинг «Пространство семьи, как пространство чтения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема чтения стоит  остро в наше время. Родительская помощь очень необходима. Поэтому нужно с ними работать в одном направлении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание-тренинг «Пространство семьи, как пространство чтения»»

Родительское собрание с элементами тренинга

«Пространство семьи, как пространство чтения»

Аннотация

Собрание направлено на возрождение культуры семейного чтения, книжной культуры, развитие читательской культуры на основе семейных ценностей, создание эффективной мотивации у родителей к погружению в мир книг.

Цель:

Создание ситуаций, условий для осмысления родителями важности семейного чтения.

Формирование у родителей педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению ребенка.

Развитие интереса к семейному чтению.

Задачи

Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения.

Помощь в построении семейного досуга, общения.

Формирование читательской, книжной культуры.

Формирование потребности в чтении, любви к чтению.

Формирование активной (субъектной) позиции в отношении чтения.

Показать важность духовного взаимодействия детей и родителей в процессе семейного чтения, пробудить заинтересованность родителей в мотивации детей к чтению.



Ход собрания-тренинга

Здравствуйте, уважаемые родители.

Тема нашей сегодняшней встречи: «Пространство семьи, как пространство чтения». Под пространством чтения мы понимаем атмосферу, побуждающую к чтению, среду, где чтение – необходимо и важно, где ему уделяется время, где оно – ценность. Только как это построить в семье, далеко не всегда понятно. Повторить уроки дома? «Всё забросить» и читать с детьми? Семья, к счастью – это не учреждение, и чтение в семье – это не шаблон с заданной программой. Это ваш особый, непохожий на другие, мир, стиль отношений между родителями и детьми, ваши традиции, привычки, распорядок дня. И воспитание любви к чтению, включение вашего ребенка в мир читательской культуры –особенность, которую нельзя просто перенять у кого-то,просто скопировать.

Как создать у себя дома, в семье, такое пространство - вопрос нашего занятия.Только особенность его в том, что авторство всех ответов будет принадлежать вам.

Восточная мудрость гласит:«То, что я слышу - я забываю, то, что я вижу - я помню, а то, что я делаю- я понимаюПоэтомусегодня наша встреча пройдет с привлечением тренинговых практик.Выполнение заданий тренинга поможет вам найти ответ на самый частый вопрос родителей: « Как сделать так, чтобы ребенок полюбил чтение?» Поможет потому, что вы самостоятельно найдете способ, походящий именно вам, для вашей семьи. В итогевсе выступят соавторами сборника рекомендаций «О семейном чтении».

Вот наш будущий сборник(на доске появляется «книга»). Как и у любой книги, у нее есть страницы и главы. И первой главой, которую мы открываем, будет:



Глава 1 «Что такое чтение?»

и

«Зачем уметь читать?»

Вы согласны? Ведь начиная любое дело, человеку прежде всего надо понять – что он будет делать, зачем он это делает, определить для себя смысл занятия.

Нам привычна мысль: «Чтобы научиться читать, надо прежде всего выучить буквы.» Конечно, понятно, что без этого знания ребенок читать не сможет. Чтобы ребенок запомнил буквы, потом научился сливать их в слоги, а слоги - в слова, мы прилагаем огромное количество усилий. Мы отстаиваем принцип «как можно раньше» и постоянно ищем какой-нибудь «верный способ» который позволит сыну или дочке освоить это важное умение. И при этом совершенно забываем о том, что такое чтение на самом деле? И зачем оно-малышу?

Что же это такое - чтение, как вы думаете? И зачем ребенку уметь читать? Начнем сочинение нашей книги с ответа на эти вопросы.

Записи первой главы будет в виде таблицы.Итак, упражнение

«Что и зачем - вот в чем вопрос?»

Родителям предлагается заполнить таблицу, продолжив высказывания. Каждая таблица распечатана в одном варианте. Заполняющие записывают свои суждения по очереди в каждую таблицу. Затем результаты зачитываются вслух и анализируются.

Примерные высказывания:




Читать это -

Воспринимать написанные  буквы произнося вслух или про себя

Различать, распознавать буквы

Воспринимать зрительно какой-нибудь текст







Уметь читать надо, чтобы...


получить много новых знаний

почерпнуть жизненный опыт, сведения о жизни других людей

развить память и мышление.

улучшить внимание и способность к концентрации.

увеличить словарный запас и стать грамотным

Улучшить воображение



Здесь мы встречаем основное препятствие, которое обучающие чтению родители принимают как серьезный аргумент «за чтение» - убежденность, что важнейшая функция чтения и главная цель читателя – получение знаний, информации. Но чтение как способ  «добывания знаний» и книга как «кладезь информации» с развитием новых информационных технологий нужны все меньше. И выходит, навык чтения –…устаревает. Видимо, поэтому часто ребенок, освоивший технику чтения, так и не становится читателем.Ребенок не видит смысла «продираться» сквозь дебри значков-букв для того, чтобы получить то, что легко можно почерпнуть из «Фиксиков» и «Ютуба». Просто глядя на экран или ткнув пальцем в монитор смартфона. Вот поэтому замотивировать ребенка к чтению лозунгами вроде «кто много читает - много знает» в настоящее время практически невозможно. Он много знает и так. Настоящее Чтение - абсолютно самоценный процесс, это замечательно сказано в стихотворении Валентина Берестова — «Как хорошо уметь читать». Чтение дает что-то такое, чего не получишь от видео или аудионосителя. Вот это самое ощущение «хорошести» от процесса. С чем оно связано? С переживанием эмоций, вначале от услышанного в чьем-то прочтении текста, связанных с тем, что волнует ребенка,затем от создания собственных миров, наполнения текста своими образами,картинками своего воображения. Этоискусство созидания,а не потребления.



Глава 2 «Читаем в месте, читаем вместе.»

Мы с вами говорим о пространстве чтения, в первую очередь это значит, что все мы читаем где-то. Важно, чтобы человек, особенно маленький, во время чтения чувствовал себя комфортно. И психологически, и физически. Вспомните себя: что-то делаете, а у вас плохие условия, неудобная поза, в итоге и работа кажется хуже, и дело идет труднее.А это значит, нужно создать комфортную, уютную, располагающую к чтению обстановку. Как это лучше сделать? Следующее упражнение открывает вторую главу нашей книги:

«Книжное место»

Цель: сформировать образ комфортного места для чтения.Участникам предлагаются карточки-фото с различными интерьерами для чтения. В результате обсуждения выбирают фото, наиболее подходящие к понятию «комфортная среда семейного чтения». Эти карточки прикрепляются на «Книгу».








Примеры обсуждения:

- читать удобно, когда ничего не отвлекает, поэтому стоит выбрать место у стены, не проходную комнату;

- книги расположить в открытом доступе, возможно так, чтобы было видно обложку. Важно, чтобы был ограничитель - книги не упадут на ребенка. Шкафчик лучше не застекленный;

- полки хорошо расположить низко, чтобы ребенок мог сам взять книгу;

- в зоне чтения не должно быть сквозняков;

- хорошо поместить мягкие подушки, теплый плед, одеяло или коврик;

- вместо дорогого дивана подойдет обычный матрас, одетый в чехол;

- необходимо мягкое, не режущее глаза освещение, естественный дневной свет.

Итак, место встречи с чтением, с книгой, подготовлено. Но этого еще не достаточно. Чтобы полюбить чтение, детям вначале нужно его поставить в один ряд с другими видами любимых занятий. Таким занятием для малыша, ребенка дошкольника, младшего школьника, является общение с родителями. Теми, на кого дети хотят быть похожими, теми, чьё одобрение стараются заслужить, теми, с кем просто быть рядом – счастье. Да, это – вы, уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Привязанность к вам, заложенная природой, сделает своё дело: дети полюбят то время, когда родители садятся с ними рядом и им читают. Возникнет атмосфера безопасности, доверия, чувство единства.

Но обстоятельства каждый день могут быть разными. И, безусловно, нелегко в круговерти теперешней жизни найти время для совместного чтения. Обстоятельства каждый день могут меняться. Для чтения не подойдут минуты маминого отдыха среди дня, или насыщенное событиями утро. Спасает традиция чтения детям на ночь. Дети хотят, чтобы мама оставалась с ними, а не уходила со своим « Спокойной ночи». Они готовы слушать. А значит, это время – возможность прочитать детям практически что угодно. 

Как читать вслух? Чтение книг похоже на пение колыбельных. Бабушки и мамы вовсе не должны обладать вокальными данными, чтобы убаюкивать малышей. Прочитанное родным голосом ребенку в радость. Однако есть несколько советов, которые помогут сделать чтение эффективнее.

Сейчас мы воссоздадим ситуацию чтения вслух с помощью упражнения:

«Дальше-больше»

Сидя в кругу, участники передают друг другу детскую книгу с закладками, на которых с обратной стороны записаны правила чтения вслух. Озвучив правило, участник, придерживаясь его, начинает читать заложенную страницу. Дальше он передает книгу следующему, тот продолжает чтение, зачитав новое правило и соблюдая его и предыдущее. Закладки с советами прикрепляются на «Книгу».

Правила чтения вслух:

1. Проговаривайте слова четко и не глотайте окончания.

2. Следите за скоростью чтения. Замедляйте темп. Чтение никогда не будет «слишком медленным».

3. Обязательно делайте паузы. Небольшие — между предложениями, подлиннее — между абзацами. Именно медленное чтение и паузы дают возможность ребенку, особенно маленькому, вникнуть в то, что вы читаете.

4. Не стесняйтесь добавить в текст выразительности.

Рычите за волка, рыдайте за принцессу. Ребенок с благодарностью воспримет любые ваши проявления актерства. Ведь для него это означает, что вы включились в игру.

5. Объяснять или нет непонятные слова — решайте сами. Чтобы убедиться, понял ли вас ребенок, можно не спрашивать об этом, а сделать чуть длиннее паузу и посмотреть на маленького слушателя. Если он увлечен, то не стоит ничего разъяснять. Или добавить в текст маленькое объяснение или слово-синоним: «Он насупился, то есть надулся».

6. Ведите пальцем по строке в книге. Конечно, когда ребёнок слушает сказку, он не думает о буквах или о желании научиться читать. Он мыслит образами: представляет грозного волка, отправляется в путешествие с мореплавателем, пытается спасти прекрасную принцессу от дракона. При этом его мозг всё-таки фиксирует: чтобы образы оживали, нужна книга. Её надо держать в руках, смотреть на все эти странные закорючки и разбирать их. Как мама, папа или бабушка. Именно в этот момент у ребенка появляется желание научиться читать самому.

Но какой должна быть книга для совместного домашнего чтения? Открывается третья глава книги:

Глава 3 «Чего изволите?»



Упражнение: «Книга моей мечты.»

Создадим заказ. Для этого объединимся в группы. Известно, что существует 3 основных цвета: красный, желтый и синий. Здесь в коробке находятся фишки этих цветов. Каждый из вас пусть возьмет себе одну фишку любого цвета. Те, кто вытащил красную фишку - составляете список требований к тексту, те. кто вытянул желтую - к иллюстрациям, те, кто синюю - к техническим характеристикам самой книги.

Примерные критерии подбора нужной литературы: 

  • Тексты, которые вы читаете с детьми, должны соответствовать возрасту вашего ребенка,быть доступными их пониманию.

  • Текст, проверенный временем;

  • Книга должна быть интересна как детям, так и взрослым. Не читайте истории, не нравящиеся вам самим;

  • Гуманное содержание, торжество добра, справедливости, положительные модели поведения;

  • Язык произведения должен быть ярким, полным сильных образов.

  • Способность книги быть помощником в обучении: содержание должно подталкивать задавать вопросы, искать ответы, размышлять;

  • Наличие качественного иллюстративного материала;

  • Крепко склеенная/сшитая, на хорошей бумаге, с четким шрифтом.

Если выбрать книгу трудно, то можно для начала
вспомнить, что вы сами любили читать в детстве. Энтузиазм, с которым вы возьмётесь перечитывать (а заодно и сверите свои взрослые впечатления с детскими), передастся остальным членам семьи. Но будьте внимательны – нынешние дети многого не поймут в советской литературе, реалии этого времени иные, жизнь сильно изменилась. Для восприятия труден и язык классических текстов, те же сказки Пушкина насыщены старинными словами, будьте готовы их объяснить.

Если подходит какой-то праздник, то подойдет книга о нем, например, накануне нового года это могут быть:«Планета новогодних елок», Дж. Родари,«Щелкунчик», Э.Гофмана, «Снежная королева», Х.К. Андресена.

Они наполняют ожидание размышлениями и особым трепетом. А ещё отлично подходят сказки народов мира, наши родные,славянские сказки – их сюжеты универсальны и увлекают как взрослых, так и детей.

Вотпримерный топ-лист книг, подходящих для семейного чтения:

* Герхард Хольц-Баумерт «Злоключения озорника»;

* Элинор Портер «Поллианна»;

* Астрид Линдгрен «Эмиль из Лённеберги»;

* Ольга Колпакова «Нестрашные сказки про страшную Буку»;

* Нисон Ходза «Догадливая невеста. Японские сказки»;

* Джулия Дональдсон «Если в домике тесно»;

* Фрид Ингульстад «Кривуля»;

* Туве Янссон «Волшебная зима»;

* Свен Нурдквист «Финдус и Петсон»;

* Тамара Михеева «Жили-были карандаши»;

* Нина Дашевская «Вилли»;

* Анна Анисимова «Семейка гор»;

* Анна-Катарина Вестли «Папа, мама, восемь детей и грузовик».

Николай Носов. Трилогия о Незнайке.Рассказы.

Помочь в организации домашнего чтения может составление своеобразного плаката - мотиватора со списком книг. Сейчас мы займемся с вами составлением подборки книг для этого плаката.(Вывешивается образец плаката.)

Упражнение « Плакат в помощь»

Вспомните интересные произведения, которые увлекали вас в детстве или назовите те, о которых вы слышали много хороших отзывов и хотели бы познакомить с ними ваших детей. Итак, начинаем, ваши предложения:

(Идет составление перечня и запись на страницах книги.)

Названия книг вы можете написать на прямоугольных полосках, оформив их в виде корешков и наклеить на прорисованные полки. Можно пронумеровать книги и выбирать путем жребия. «какую книжку мы читаем сегодня вечером», а затем раскрашивать фломастером корешок почитанной книги. В обозначенный кружок на корешке можно ставить значок - веселый смайлик - если книга понравилась, грустный -если же нет, сердечко - если она стала любимой, звездочку - если читается несколько раз, флажок - если хочется рассказать о ней другим. Так, с вашей помощью ребенок формирует свои читательские предпочтения, оценивает книгу.

Вспомните, пожалуйста, что вы испытывали, читая или слушая в детстве эти произведения, нарисуйте соответствующий значок на стикере и прикрепите его на плакат.





Работа над нашей книгой «О семейном чтении» завершена. Но она завершена лишь на сегодня. Надеемся, что в дальнейшем, в своей семье, вы продолжите дополнять её новыми главами, раскрывающими историю вашего общения, дружбы с книгой. И ваши дети продолжат это начинание, став настоящими читателями.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание-тренинг «Пространство семьи, как пространство чтения»

Автор: Ворона Людмила Васильевна

Дата: 20.08.2021

Номер свидетельства: 585531


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства