Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание по теме: "Откуда идёт нежелание учиться?"»
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Откуда идёт нежелание учиться?
♦ Что происходит с ребёнком, когда он приходит в школу?
♦ Что мы понимаем под ведущим видом деятельности?
- Ведущей деятельностью для ребёнка становится учёба.
Это не значит, что она становится единственной. Дети школьного возраста охотно играют, помогают родителям по хозяйству. Дети постарше нанимаются на разную посильную работу, чтобы помочь семье или подзаработать себе на компьютер или другую нужную для себя вещь.
Это нормально, всё так и должно быть.
Все три основных вида деятельности в той или иной мере присутствуют в жизни школьника. Но только один из них является ведущим – учёба!
- Именно она формирует и определяет сейчас его психическое развитие.
- Играми он может заниматься сколько угодно и часто делает это с большим удовольствием, но игры уже не развивают его функций, его способностей, как это было раньше.
Теперь они – дань прошлому.
Эта роль перешла к учёбе. Она остаётся для школьника ведущей деятельностью.
Игра в качестве ведущей деятельности уступает своё место учёбе. Это значит, если продолжить анализ в этих же терминах, что ребёнок, обнаруживающий нежелание учиться, сопротивляется и протестует против этой самой смены ведущей деятельности. А у особо трудных ребят этот протест и это сопротивление затягиваются на годы, перерастая в острый конфликт со всеми окружающими.
А почему, собственно, протестует ребёнок?
Чем его не устраивает этот переход?
Что именно, какие изменения вызывают это сопротивление?
Чтобы уяснить это, давайте попробуем на минуту поставить себя на место ребёнка.
Чем характеризовалась его жизнь, пока он был младше?
Несколько утрируя картину, можно сказать: тем, что он делал то, что хотел.
Ну, конечно, не во всём, не абсолютно, нормально воспитанный ребёнок уже в дошкольном возрасте знает много ограничений.
Он знает, что нельзя баловаться с огнём, газом, электрической розеткой… Что нельзя шуметь, если бабушка прилегла отдохнуть. Что если мама зовёт есть, нужно сразу же идти к столу. И так далее и тому подобное.
Но даже у такого ребёнка основное время – свободное.
Оно посвящается игре, и взрослые в неё, как правило, не вмешиваются. По крайней мере, до тех пор, пока эта игра не принимает опасный или угрожающий характер.
А в игре ребёнок свободен. Его воля практически ничем не ограничена. Он делает то, что ему хочется. Но это в семьях, где ребёнок нормально воспитан.
А сколько приходится сталкиваться со случаями, когда ребёнок уже в 3-4 года воспитан плохо!
Есть семьи, где все розетки наглухо закрыты, т.к. ребёнок боевой и может шпилькой поковырять в розетке. Чтобы ребёнок не открыл газ, ключ хранится высоко от него. Т.е. ребёнок не знает, что такое «НЕЛЬЗЯ».
Он всякий раз капризничает, когда его зовут есть, а через некоторое время, когда убрано со стола, у него «просыпается» аппетит.
Его просят, чтобы он вёл себя тихо, а он нарочно стучит и гремит и т.д.
В таких семьях ребёнок очень часто свободен даже за пределами игры.
Все его капризы удовлетворяются.
На его поведение не накладываются ограничения даже в ряде случаев, вызывающих протест у многих взрослых.
Ребёнок очень рано привыкает к тому, что его воля – закон для окружающих.
И вдруг – школа.
Привычный уклад жизни резко меняется. На уроке нельзя делать то, что хочется, а нужно то, что велела учительница, то, что надо.
А хочется тебе это делать или нет – это никого не интересует.
Учительница сказала открыть тетрадь, значит, надо открыть тетрадь, а не книгу, хотя в ней интересные картинки, привлекающие внимание.
Учительница велела взять ручку, значит, надо брать ручку, а не яркий карандаш, который так притягательно хорош.
Сказано писать слова – и приходится писать слова, а это неинтересно, монотонно и нудно. А карандаш манит нарисовать домик, солнышко, травку, качели.
И так весь урок – делай не то, что очень хотелось бы, а то, что сказали.
Даже на перемене, когда малышу хочется побегать, а тут и это нельзя.
А если всё же побежать, что будет?
И дома уже не та обстановка.
Надо почитать, пописать, а то отстанешь от Егорки, будешь плохо учиться.
И гулять уже не сколько хочешь, а сначала сделать уроки.
Оказывается, он должен делать то, что ему совсем бы не хотелось.
Что привлекательного, интересного в этих занятиях – писать, читать, решать задачки?
Поставьте себя на его место – и вы поймёте, что ничего.
Только не судите с высоты взрослого человека. Это нам кажется легко писать, читать и решать задачки.
А ребёнку совсем нелегко даётся этот учебный труд.
Учёба с самого начала требует огромных усилий, для него это самая настоящая работа, ничуть не менее утомительная и напряжённая, чем для взрослых работа на производстве.
Итак, если мы хотим понять ребёнка, то мы должны уразуметь, что учение для него – совсем не лёгкое и не простое дело.
А дальше возникает вопрос: что, собственно, побуждает ребёнка заниматься этой трудной для него деятельностью?
Что для него является движущим мотивом?
Мотивация, побуждающая ребёнка стараться – это стремление хорошо учиться, что поддерживается отношением окружающих.
А если этого нет?
Кто-то из ребят справится с трудностями в учёбе, а кто-то спасует и будет всячески уклоняться, демонстрируя необъяснимое для многих взрослых нежелание учиться.
Те дети, которые приучены преодолевать трудности, справятся; те, кто не приучен или плохо приучен – нет.
Если ребёнок с малолетства приучен, когда это требуется, делать то, что надо, а не то, что ему захотелось, то он, поступив в школу, справится и с тем, что, согласно пословице, «ученье горько».
Он без труда заставит себя отсидеть за неинтересным упражнением или задачей столько, сколько нужно, чтобы сделать их как следует.
Конечно, и у таких детей возникают трудности в учёбе. Но эти трудности носят совершенно другой характер.
Они обычно связаны с несформированностью учебной деятельности, неумением выделять учебную задачу или предмет усвоения и т.д.
Но такие ребята хотят учиться.
И никогда не пытаются уклониться от помощи, предлагаемой им старшими.
Поэтому рано или поздно эти трудности будут преодолены.
Совсем в другом положении окажутся те дети, которые не были приучены делать то, что нужно, а не то, что хочется.
Как может заставить себя делать совсем неинтересные задания ребёнок, который привык делать только то, что он хочет, то, что ему приятно делать?
Нужные психологические механизмы у такого ребёнка просто не сформированы.
Всякий раз, садясь за уроки, ему приходится претерпевать борьбу с самим собой, поэтому он ищет всевозможные отсрочки: поиграть с кошкой, посмотреть в окно, пойти в туалет…
Удивительно ли, что он ищет причину не садиться за уроки?
Нет и нет! Он не приучен к труду.
Для него предстоит мучительный процесс, ломка самого себя.
Такие ребята в принципе могут себя заставить заниматься, но это всегда будет требовать от них больших усилий.
Им проще обеспечить себе сносное существование при минимальной затрате сил: допустим, усвоить технику списывания у соседа, отвечать по подсказкам товарищей и т.п.
Такой ученик закончит школу, но без привычки напрягаться и затрачивать усилия для достижения желаемого результата.
Он потенциальный неудачник в жизни.
Нежелание учиться, как правило, является результатом отсутствия навыка трудиться.
Значит, прилагаемые усилия должны быть сосредоточены на том, чтобы его сформировать.
Усилия же, направленные на бесконечные объяснения, что учиться нужно, интересно и полезно, или на попытки добиться этого с помощью угроз и наказаний, желаемого результата принести не могут.
Не могут принципиально, потому что направлены совсем не туда, куда требуется. Потому что игнорируют психологическую причину, лежащую в основе нежелания учиться. Более того, чем сильнее вы будете развивать своё взрослое давление, направленное не туда куда надо, тем хуже будет становиться ситуация. Объяснять одно и то же по-разному вы не сможете, неизбежно начнёте повторяться.
Ребёнок постепенно возненавидит такую попытку повторяющимися нотациями.
У него возникнет неприязнь ко всему, что с ними связано. К школе и к учёбе.
Лично к родителям, которые изо дня в день твердят одно и то же.
В этом случае вы потеряете контакт с ребёнком, его доверие к вам и, может быть, лишь усугубите положение ребёнка.
Чему необходимо научить ребёнка?
● Любить себя.
● Интерпретировать поведение людей.
● Объяснять собственное поведение.
● Общаться с помощью слов.
● Понимать различия между мыслями и действиями.
● Интересоваться и задавать вопросы.
● Понимать, что на сложные вопросы нет простых ответов.
● Не бояться неудач.
● Доверять взрослым.
● Думать самому.
● Знать, в чём можно полагаться на взрослого.
Памятка для родителей.
* Формируйте положительную мотивацию к учёбе.
* Никогда не критикуйте учителей в присутствии детей.
* Помогайте ребёнку в случае необходимости.
* Никогда не выполняйте задания за ученика.
* Старайтесь привить ребёнку привычку использовать дополнительную
литературу, заинтересуйте его.
* Хвалите, радуйтесь вместе с ребёнком, когда он получает хорошие
отметки.
* Поощряйте ребёнка за его успехи.
* Держите связь с учителями-предметниками в том случае, если вы сами