kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ (классный час)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ

Цели:  

  • познакомить учащихся с термином «речевой этикет»,
  • рассмотреть устойчивые формы общения между людьми,
  • показать роль вежливости в общении.

Задача: Учить учащихся общению, быть терпимым друг к другу, учитывая, что у каждого свой характер и темперамент.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ (классный час)»

Средняя общеобразовательная школа-гимназия эстетического направления














РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ

(классный час)





Классный руководитель

Васильева Е.В.

























Уральск, 2015 год.

Тема РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ

Цели:

  • познакомить учащихся с термином «речевой этикет»,

  • рассмотреть устойчивые формы общения между людьми,

  • показать роль вежливости в общении.

Задача: Учить учащихся общению, быть терпимым друг к другу, учитывая, что у каждого свой характер и темперамент.
Оснащение урока: правила речевого этикета (в конвертиках), энциклопедия этикета (на каждый стол), раздаточный материал для игры: “общительный - ли ты?”, диск «Речевой этикет».
Вступительное слово учителя.

Культура поведения, культура общения и жизнь общества... Все, что связано с понятием "культура", сегодня чрезвычайно актуально, как и во все времена.

Объявление темы и цели занятия.

Наша встреча посвящена культуре речевого общения. Надеюсь, она будет интересной и полезной для вас. Я назвала ее так: “Как слово наше отзовется…”. А предметом нашего внимания будут слова речевого этикета.

Цель классного часа – привлечь внимание к проблеме культуры речевого общения.

Задачи классного часа:

1) расширить и уточнить представление о речевом этикете как об одной из составляющих культуры речи;

2) проанализировать этимологию и этикетных слов;

3) привести результаты наблюдения за употреблением этикетных слов учениками СОШ ГЭН жителями города Уральска;

4) представить основные тезисы классного часа в буклете для широкого круга читателей (домашнее задание).

Ход урока.
1. Поздравление с праздничным мероприятием.
Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе и оттого, что у нас сегодня много гостей. И я говорю вам: 

  • Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу! 

  • Здравствуйте, кто любит учиться! 
    - Здравствуйте, легко и привычно произнесла я первую фразу. А вы легко и привычно ответили на нее. Но представляю ваше удивление, если б начало было таким: “Ели Вы сегодня?”
    - Давайте вспомним, что обозначало это приветствие в Древнем Китае, Монголии, Египте? - Здоров ли Ваш скот? (Желали животным у скотоводов здоровья. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори и бескормицы - и у людей голод, болезни и смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким).
    - Какими только приветствиями не пользуются люди. Скажите, как приветствуют друг друга: взрослые, девочки, мальчики, немцы, англичане и американцы? А бывают ли приветствие у танцоров?
    (Учащиеся, занимающиеся танцами показывают приветствие)
    - Вспомните стихотворение Владимира Солоухина, прочтите его вслух, и не торопясь.
    Ученица.

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали, 
Хотя были совсем незнакомы.
- Здравствуйте –
Что особого тем мы друг другу сказали? 
Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали. 
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Вот видите, вы поздоровались “на капельку радостней сделалась жизнь”. А ведь поздороваться с человеком так “чтобы на капельку солнца прибавилось в мире” тоже надо уметь.
“Пожалуйста, подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик или девочка? Два мальчика? И кстати, кто первым подает руку?”
А следующие вопросы посложнее.
“Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?”
“Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?”
“С вами, наверно, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?”
“Можно ли вместо “здравствуй” говорить “привет”?
“В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Игорь Семенович”. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?”

Не исключено, ребята, что мнения ваши разойдутся. Одним покажется, что лучше поступать так, а другим иначе. А между тем спорить тут особенно нечего. Дело в том, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом “ЭТИКЕТ”.
АССОЦИАЦИЯ - ЭТИКЕТ
Что же такое этикет? А этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде и т.п. являются своеобразной этикеткой. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих.
В чем же отличие в словах ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА?
- Казалось бы, что между этими словами ничего общего. Этикетку видели все, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазинах, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. И все - таки этикетка много значит. Ну, представьте себе на бутылке вкуснейшего лимонада наклейка “Уксус”. Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, нет. Так и в отношениях с людьми. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее.
Речевой этикет как один из компонентов культуры речи

Ученик. Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение “ярлык”, “этикетка” (фр.etiquette). Но образовалось оно на основе греческого ethos – “обычай”, “характер”. Этикет – установленный   порядок поведения, форм  обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.

Каждый день вы ходите в школу и выполняете правила для учащихся. Давайте вспомним, каковы эти нормы поведения учеников в здании и на территории школы.
(Заслушиваются ответы учащихся, после чего проводится “Минутка “оруна”)
Стихотворение Г. Сапгира “Оруны” читается вместе с учащимися сначала громко, затем все тише и тише, доходя в конце до шепота.

Мы играли в игру. 
Вовка крикнул: - Не ори! 
- Мне обидно: - Я ору? 
Сам потише говори! –
Мы забросили игру. Он орет, 
И я ору. 
Он вопит, 
А я - сильней:
- Иго - го! Иа! Эгей!
Всполошили весь двор:
Это что за страшный ор?
Цирк приехал?
Где пожар?
Безобразие!
Кошмар!
Вовка смолк - и ни гугу. 
Я ответить им хочу, 
Но сдержаться не могу –
На всю улицу кричу!

Привели меня домой.
Мама шепчет: - Что с тобой? 
Бедный мальчик, ты в жару!
- Я не болен! - я ору.

Папа рявкнул: - Не орать! 
-Я свалился на кровать, 
Я заткнул подушкой рот, 
Но во мне
Все 
Орет!

Изо рта - не крик,
А хрип,
Наконец-то я охрип...

Хорошо, что я охрип 
И от крика не погиб.


Некоторые ребята думают “Мое поведение - мое личное дело!” Что ж, это правильно, но только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живет на необитаемом острове.

Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Надо учесть также, что отличаются друг от друга не только люди, с которыми мы общаемся, но и обстоятельства общения: мы работаем и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся. Разобраться во всем этом не так-то просто. Поэтому среди многих наук, без которых не обойтись человеку есть одна, совершенно для всех необходимая это наука ОБЩЕНИЯ. С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.

Работа в группах. Игра «Цветок вежливости».Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано: Приветствия Прощания Извинения Просьба Благодарность


Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание оценивается по десятибалльной системе.

Научно – исследовательская работа (Проект)


2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.

НЕЗНАКОМКА.

Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.

«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…» - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напомнила незнакомку с картины Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды… Как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для нее лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…

Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:

- Ну, чего вылупился?

А. Моисеев.

Вопросы после просмотра:

  1. Какое впечатление произвела девочка сначала?

  2. Почему это впечатление изменилось?

  3. Думает ли девочка о своем языковом паспорте?

  4. Как бы можно было выразить ее мысли по-другому? Что было бы лучше ей сказать? Предложите свои варианты.

  5. Работа в группах.

  6. 1 группа. Сформулируем основные правила речевого этикета.

  7. 2 группа. Как стать интересным собеседником.

  8. 3 группа Составить тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»

4 группа Составить таблицу «ТЫ» И «ВЫ» В ОБЩЕНИИ Пустое «Вы» сердечным «ты»

Она, обмолвясь, заменила.

А.С. Пушкин

  1. Отрывок из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше». 1.07

(анализ)

В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?

Отрывок из мультфильма «Винни – пух» 5.45

Актуальный вопрос: конфликтное общение, которое часто наблюдается в семье и в школе.

Будем помнить! Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».

Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.

Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек - так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.

III. Анализ ситуаций.

Задание: Как следует обращаться к человеку в различных ситуациях?

Ситуация 1.

Милиционер останавливает человека, который нарушил правила дорожного движения. Какие обращения тут уместны?

Ситуация 2.

Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение уместно к продавцу?

Ситуация 3.

Молодая женщина обронила зимой на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней?

Ситуация 4.

Вы не знаете дорогу в микрорайоне. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?

Работа звукооператоров. Попробуйте озвучить эпизод в соответствии с современным речевым этикетом 1.48 отрывок на диске «Речевой этикет»

(Рассказать притчу “ Все в наших руках”)
“Пришел завистник к мудрецу с вопросом о жизни, держа в руке мотылька, и думает, если мудрец скажет, что мотылек жив, я возьму его и задавлю. Если скажет, что мертв, я возьму его и отпущу. Как вы думаете, что сказал мудрец?
(Выслушать мнения учащихся)
“Мудрец сказал: “Все в твоих руках”. А у нас (сказать всем вместе, держась за руки) все в наших руках.


Подходя к концу нашего классного часа, мне хотелось бы прочесть слова писательницы В.Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».

Приложение

Этимология некоторых этикетных слов русского языка

ЗДРАВСТВУЙ

Речевое приветствие “здравствуйте” является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из описательных оборотов, типа “повелеваю тебе здравствовати”, “здравия тебе желаю” и т.д.


ПРОЩАЙ

Рассмотрим этимологию слова “прощай” (разреши). Оно означало “сними с меня вину”, “отпусти меня свободным”. “Прощайте”, высокое по стилю слово, категорично. С начала прошлого века в оборот входило и более мягкое по тону “до свидания”. Теперь в практике речевого общения можно услышать: “Всего вам доброго, до свидания!” (пожелание и прощание вместе).


СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА

Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста от пожалуй ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь) [4]. Окончательно утвердилось “спасибо”, включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. Не вас благодарю, но вам желаю всех благ. Сегодня слово “пожалуйста” можно перевести на современный язык как “будь милостив”, “будь добр”. В “Школьныом этимологическом словаре русского языка” Н. М. Шанского [14] находим:

СПАСИБО. Искон. Сращение спаси богъ, с отпадением после утраты редуцированного конечного г (ср. укр. спасибі).

ПОЖАЛУЙСТА. Искон. Образовано с помощью -ста от пожалуй (см.). Ср. устар. спасибоста, здоровоста. Частица ста — бывшая форма глагола стать (см.) во 2-м — 3-м лице (ср. бы, чу).


БЛАГОДАРЮ

Известное слово “благодарю”, читаем в этом же источнике, произошло от русского слова “благодарствую”, т.е. “приношу благодарение”.

Изучение литературы показывает, что современный язык, речевые нормы вежливости тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует этимология слов: “пожалуйста”, “благодарю”, “здравствуй”, “спасибо” [16].




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ (классный час)

Автор: Васильева Елена Владимировна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248504


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства