Просмотр содержимого документа
«РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ (классный час)»
Средняя общеобразовательная школа-гимназия эстетического направления
РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ
(классный час)
Классный руководитель
Васильева Е.В.
Уральск, 2015 год.
Тема РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ, ИЛИ КОЕ-ЧТО О ВЕЖЛИВОСТИ
Цели:
познакомить учащихся с термином «речевой этикет»,
рассмотреть устойчивые формы общения между людьми,
показать роль вежливости в общении.
Задача:Учить учащихся общению, быть терпимым друг к другу, учитывая, что у каждого свой характер и темперамент. Оснащение урока:правила речевого этикета (в конвертиках), энциклопедия этикета (на каждый стол), раздаточный материал для игры: “общительный - ли ты?”, диск «Речевой этикет». Вступительное слово учителя.
Культура поведения, культура общения и жизнь общества... Все, что связано с понятием "культура", сегодня чрезвычайно актуально, как и во все времена.
Объявление темы и цели занятия.
Наша встреча посвящена культуре речевого общения. Надеюсь, она будет интересной и полезной для вас. Я назвала ее так: “Как слово наше отзовется…”. А предметом нашего внимания будут слова речевого этикета.
Цель классного часа – привлечь внимание к проблеме культуры речевого общения.
Задачи классного часа:
1) расширить и уточнить представление о речевом этикете как об одной из составляющих культуры речи;
2) проанализировать этимологию и этикетных слов;
3) привести результаты наблюдения за употреблением этикетных слов учениками СОШ ГЭН жителями города Уральска;
4) представить основные тезисы классного часа в буклете для широкого круга читателей (домашнее задание).
Ход урока. 1. Поздравление с праздничным мероприятием. Сейчас я чувствую радость оттого, что мы собрались и что мы все вместе и оттого, что у нас сегодня много гостей. И я говорю вам:
Здравствуйте, кто сегодня с радостью пришел в школу!
Здравствуйте, кто любит учиться! - Здравствуйте, легко и привычно произнесла я первую фразу. А вы легко и привычно ответили на нее. Но представляю ваше удивление, если б начало было таким: “Ели Вы сегодня?” - Давайте вспомним, что обозначало это приветствие в Древнем Китае, Монголии, Египте? - Здоров ли Ваш скот? (Желали животным у скотоводов здоровья. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори и бескормицы - и у людей голод, болезни и смерть. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода - все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким). - Какими только приветствиями не пользуются люди. Скажите, как приветствуют друг друга: взрослые, девочки, мальчики, немцы, англичане и американцы? А бывают ли приветствие у танцоров? (Учащиеся, занимающиеся танцами показывают приветствие) - Вспомните стихотворение Владимира Солоухина, прочтите его вслух, и не торопясь. Ученица.
Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали, Хотя были совсем незнакомы. - Здравствуйте – Что особого тем мы друг другу сказали? Просто “здравствуйте”, больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? - Вот видите, вы поздоровались “на капельку радостней сделалась жизнь”. А ведь поздороваться с человеком так “чтобы на капельку солнца прибавилось в мире” тоже надо уметь. “Пожалуйста, подумайте и ответьте, например, кто здоровается первым, если встретились младший и старший? Мальчик или девочка? Два мальчика? И кстати, кто первым подает руку?” А следующие вопросы посложнее. “Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым вам человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и вам?” “Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?” “С вами, наверно, такое бывало: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?” “Можно ли вместо “здравствуй” говорить “привет”? “В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Игорь Семенович”. Не скажите ли вы, какая допущена ошибка? А может быть, все в порядке?”
Не исключено, ребята, что мнения ваши разойдутся. Одним покажется, что лучше поступать так, а другим иначе. А между тем спорить тут особенно нечего. Дело в том, что для подобных случаев существуют определенные правила поведения, которые называются красивым словом “ЭТИКЕТ”. АССОЦИАЦИЯ - ЭТИКЕТ Что же такое этикет? А этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствия, поведение за столом, вкус в одежде и т.п. являются своеобразной этикеткой. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего, бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих. В чем же отличие в словах ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА? - Казалось бы, что между этими словами ничего общего. Этикетку видели все, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазинах, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают о предмете. И все - таки этикетка много значит. Ну, представьте себе на бутылке вкуснейшего лимонада наклейка “Уксус”. Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, нет. Так и в отношениях с людьми. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее. Речевой этикеткак один из компонентов культуры речи
Ученик. Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение “ярлык”, “этикетка” (фр.etiquette). Но образовалось оно на основе греческого ethos – “обычай”, “характер”. Этикет – установленный порядок поведения, форм обхождения. Следовательно, речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми.
Каждый день вы ходите в школу и выполняете правила для учащихся. Давайте вспомним, каковы эти нормы поведения учеников в здании и на территории школы. (Заслушиваются ответы учащихся, после чего проводится “Минутка “оруна”) Стихотворение Г. Сапгира “Оруны” читается вместе с учащимися сначала громко, затем все тише и тише, доходя в конце до шепота.
Мы играли в игру. Вовка крикнул: - Не ори! - Мне обидно: - Я ору? Сам потише говори! – Мы забросили игру. Он орет, И я ору. Он вопит, А я - сильней: - Иго - го! Иа! Эгей! Всполошили весь двор: Это что за страшный ор? Цирк приехал? Где пожар? Безобразие! Кошмар! Вовка смолк - и ни гугу. Я ответить им хочу, Но сдержаться не могу – На всю улицу кричу!
Привели меня домой. Мама шепчет: - Что с тобой? Бедный мальчик, ты в жару! - Я не болен! - я ору.
Папа рявкнул: - Не орать! -Я свалился на кровать, Я заткнул подушкой рот, Но во мне Все Орет!
Изо рта - не крик, А хрип, Наконец-то я охрип...
Хорошо, что я охрип И от крика не погиб.
Некоторые ребята думают “Мое поведение - мое личное дело!” Что ж, это правильно, но только в одном единственном случае: когда, человек как Робинзон, живет на необитаемом острове.
Мы с вами не Робинзоны. Мы живем среди людей и наши слова, жесты, поступки небезразличны для окружающих. Надо учесть также, что отличаются друг от друга не только люди, с которыми мы общаемся, но и обстоятельства общения: мы работаем и играем вместе, требуем и просим, ссоримся и миримся. Разобраться во всем этом не так-то просто. Поэтому среди многих наук, без которых не обойтись человеку есть одна, совершенно для всех необходимая это наука ОБЩЕНИЯ. С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы им было хорошо, приятно, удобно.
Работа в группах. Игра «Цветок вежливости».Учитель выносит ромашку, на лепестках которой написано: ПриветствияПрощанияИзвиненияПросьбаБлагодарность
Ученики делятся на группы, каждая группа берет лепесток и выполняет задание: «Вспомнить обороты речи, которые будут уместны в данных ситуациях». Побеждает та группа, которая больше таких оборотов вспомнит. Задание оценивается по десятибалльной системе.
Научно – исследовательская работа (Проект)
2. «Как мы говорим». Театрализованная сценка, подготовленная учениками.
НЕЗНАКОМКА.
Я увидел ее в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала вдруг смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжелых, пыльных люстрах засеребрились, засверкали и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…» - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие красивые руки – она напомнила незнакомку с картины Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки – почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звезды… Как она улыбается? Наверное, у нее улыбка Джоконды… Я выучу для нее лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало вдруг тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала негромко:
- Ну, чего вылупился?
А. Моисеев.
Вопросы после просмотра:
Какое впечатление произвела девочка сначала?
Почему это впечатление изменилось?
Думает ли девочка о своем языковом паспорте?
Как бы можно было выразить ее мысли по-другому? Что было бы лучше ей сказать? Предложите свои варианты.
Работа в группах.
1 группа. Сформулируем основные правила речевого этикета.
2 группа. Как стать интересным собеседником.
3 группа Составить тест «Необходима ли коррекция вашего общения?»
4 группа Составить таблицу «ТЫ» И «ВЫ» В ОБЩЕНИИПустое «Вы» сердечным «ты»
Она, обмолвясь, заменила.
А.С. Пушкин
Отрывок из мультфильма «Карлсон, который живет на крыше». 1.07
(анализ)
В. А. Сухомлинский писал, что мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное — приносит беду. Подкрепите это высказывание примерами из жизни. Ответьте на вопросы: как связана культура речи с культурой чувств? По каким признакам можно судить об эмоциональной культуре человека? Какова взаимосвязь между чувствами, речью и воспитанностью человека? От чего зависит способность управлять своими чувствами? Какими чувствами должен руководствоваться человек во взаимоотношениях с другими людьми? Придерживаетесь ли вы требований речевого этикета в общении с людьми?
Отрывок из мультфильма «Винни – пух» 5.45
Актуальный вопрос: конфликтное общение, которое часто наблюдается в семье и в школе.
Будем помнить! Один великий мыслитель сказал: «Слово - полководец человеческой силы. Могущество его беспредельно. Оно лечит, и наносит смертельные раны, яростных врагов делает верными друзьями или дружбу превращает в ненависть и навсегда разлучает людей. И, видимо, потому с древних времен мудрецы призывают умело обращаться с этим грозным оружием, словом».
Вежливость - это проявление уважения. Готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт.
Очень часто можно услышать: «Какая славная у Вас девочка! Всегда говорит: «Здравствуйте!», или: «Наш сосед хороший человек - так вежливо говорит «спасибо» даже за маленькую услугу», или: «Какой неприятный человек, говорит всем «ты». Таким образом, люди часто обращают внимание, вежлив человек или нет.
III. Анализ ситуаций.
Задание: Как следует обращаться к человеку в различных ситуациях?
Ситуация 1.
Милиционер останавливает человека, который нарушилправила дорожного движения. Какие обращения тут уместны?
Ситуация 2.
Покупатель приобретает дорогую вещь в магазине. Какое обращение уместно к продавцу?
Ситуация 3.
Молодая женщина обронила зимой на улице перчатку. Вы это заметили. Как вы обратитесь к ней?
Ситуация 4.
Вы не знаете дорогу в микрорайоне. Как вы обратитесь к прохожему за помощью?
Работа звукооператоров. Попробуйте озвучить эпизод в соответствии с современным речевым этикетом 1.48 отрывок на диске «Речевой этикет»
(Рассказать притчу “ Все в наших руках”) “Пришел завистник к мудрецу с вопросом о жизни, держа в руке мотылька, и думает, если мудрец скажет, что мотылек жив, я возьму его и задавлю. Если скажет, что мертв, я возьму его и отпущу. Как вы думаете, что сказал мудрец? (Выслушать мнения учащихся) “Мудрец сказал: “Все в твоих руках”. А у нас (сказать всем вместе, держась за руки) все в наших руках.
Подходя к концу нашего классного часа, мне хотелось бы прочесть слова писательницы В.Зинченко: «Культура непосредственна, искренна и скромна, а бескультурие расчетливо, притворно и нагло. Культура бесстрашна и неподкупна, а бескультурие трусливо и продажно. Культура совестлива, а бескультурие хитро».
Приложение
Этимология некоторых этикетных слов русского языка
ЗДРАВСТВУЙ
Речевое приветствие “здравствуйте” является повелительной формой глагола, которая сформировалась к концу 17 века из описательных оборотов, типа “повелеваю тебе здравствовати”, “здравия тебе желаю” и т.д.
ПРОЩАЙ
Рассмотрим этимологию слова “прощай” (разреши). Оно означало “сними с меня вину”, “отпусти меня свободным”. “Прощайте”, высокое по стилю слово, категорично. С начала прошлого века в оборот входило и более мягкое по тону “до свидания”. Теперь в практике речевого общения можно услышать: “Всего вам доброго, до свидания!” (пожелание и прощание вместе).
СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА
Самые употребительные в русском языке слова благодарности, просьбы спасибо и пожалуйста образованы от сочетания слов: спасибо от спаси Бог, пожалуйста от пожалуй ста (пожалуй – окажи милость, внимание; ста – по мнению некоторых ученых, сокращение слова государь) [4]. Окончательно утвердилось “спасибо”, включив в себя все коренные смыслы сопутствующих ему некогда слов. Не вас благодарю, но вам желаю всех благ. Сегодня слово “пожалуйста” можно перевести на современный язык как “будь милостив”, “будь добр”. В “Школьныом этимологическом словаре русского языка” Н. М. Шанского [14] находим:
СПАСИБО. Искон. Сращение спаси богъ, с отпадением после утраты редуцированного конечного г (ср. укр. спасибі).
ПОЖАЛУЙСТА. Искон. Образовано с помощью -ста от пожалуй (см.). Ср. устар. спасибоста, здоровоста. Частица ста — бывшая форма глагола стать (см.) во 2-м — 3-м лице (ср. бы, чу).
БЛАГОДАРЮ
Известное слово “благодарю”, читаем в этом же источнике, произошло от русского слова “благодарствую”, т.е. “приношу благодарение”.
Изучение литературы показывает, что современный язык, речевые нормы вежливости тесно переплетаются с прошлым народа, о чем свидетельствует этимология слов: “пожалуйста”, “благодарю”, “здравствуй”, “спасибо” [16].