kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка родительского собрания в рамках деятельности ЦППР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка родительского собрания на тему " Как понять и принять подростка"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка родительского собрания в рамках деятельности ЦППР»



КГУ «Школа-лицей №5»








Родительское собрание

«Развиваем память»

в рамках деятельности

«Центра педагогической поддержки родителей»




Организаторы: 5в А.Ж.Нұрланова, руководитель М.Ж.Избасарова

Место проведения: Школа-лицей, №37 кабинет

Составители: 5в А.Ж.Нұрланова, руководитель М.Ж.Избасарова









2024-2025 учебный год



Как понять и принять подростка

Цель: оказание помощи родителям в развитии эмпатии, установлении взаимопонимания и эффективной коммуникации с подростками.

Задачи:
    • познакомить с особенностями развития и поведения детей подросткового возраста;

    • стимулировать потребность в понимании мотивов и причин поведения подростка и установлении доверительных отношений с ним;

    • развивать навыки эмпатии, готовности к взаимопониманию и позитивному общению с подростком.

Национальные ценности и качества личности: справедливость, ответственность, солидарность.


План
  1. Вводная часть

    • Увлечение и хобби ваших детей

    • Игра «Вспомните»

  2. Основная часть

    • Теоретическое погружение в тему

    • Групповая работа и обсуждение

    • Разбор кейсов

    • Просмотр видео «Мозг подростка»

    • Чек-лист

  3. Заключительная часть

    • Подведение итогов занятия


Ожидаемые результаты

Родители:

    • расширят знания о возрастных особенностях, существующих проблемах и потенциальных рисках подросткового периода;

    • получат информацию о мотивах и причинах поведения подростков, научатся устанавливать доверительные отношения с ними;

    • усовершенствуют навыки сотрудничества, умение работать в группе, договариваться, понимать и принимать подростка, находить выход из спорной / конфликтной ситуации.

Продолжительность занятия: 60 минут



Хроном

етраж

Содержание

Ресурсы




5–7 мин.

I. Вводная часть

Педагог: Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем занятии.

Вы являетесь родителями подростков, у которых очень много идей, мыслей, талантов и т. д.

Слайд 1

Слайд 2



Скажите, пожалуйста, какие увлечения, хобби и интересы есть у ваших детей? (Ответы родителей)

Действительно, все дети разные, каждый имеет свои личные предпочтения и желает быть принятым и признанным в своем кругу.


Игра «Вспомните»

Педагог: Предлагаю сыграть в игру. Вам нужно вспомнить себя в возрасте вашего ребенка и хлопнуть в ладоши, если вы хоть раз:

перечили взрослым; пробовали уйти из дома; считали, что вас не понимают;

экспериментировали со своей внешностью.

Прошу поделиться мыслями и комментариями. Есть ли совпадения в поведении с вашим ребенком?

Вывод: мы тоже были подростками.









Слайд 3


10 мин. Разделе ние на группы. Правила группы










15 мин.

II. Основная часть

Тема нашего занятия «Как понять и принять подростка». Что такое подростковый возраст, особенности подросткового возраста, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций – об этом мы сегодня и поговорим.


Теоретическая часть: психологические особенности подростков

Подростковый возраст – это период жизни, который характеризуется значительными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Обычно он охватывает период от 10–12 до 18 лет, хотя точные границы могут варьироваться в зависимости от культурных и социальных факторов.

Подростковый возраст – это время значительных изменений и вызовов, но также возможностей для личностного роста и развития. Он играет ключевую роль в формировании личности и будущего жизненного пути каждого человека.

Теория о подростковом возрасте включает в себя различные подходы и концепции, которые помогают понять и объяснить особенности этого периода развития.

Вот несколько основных теорий.

Теория Эриксона о психосоциальном развитии


Слайды 4–5



Эрик Эриксон выдвинул теорию развития, в которой подростковый возраст связан с кризисом идентичности против ролевой рассеянности. По его мнению, подростки сталкиваются с необходимостью определиться с собственной идентичностью и встать на путь к самоопределению, что часто сопровождается эмоциональной нестабильностью и поиском своего места в обществе.

Теория Ля Люси о развитии мозга

Согласно этой теории, подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием мозга, особенно в области фронтальных долей, которые отвечают за принятие решений, планирование и контроль поведения. Это период, когда мозг подростка проходит критический этап формирования, что может влиять на поведение, решения и восприятие мира.

Теория психосоциального развития Джеймса Марка Джеймс Марк предложил теорию, в которой подростковый возраст рассматривается как период, когда молодые люди сталкиваются с задачами в области интимности против изоляции. Он подчеркивал важность формирования близких отношений и социальной поддержки в этот период, что влияет на их эмоциональное благополучие и развитие личности.

Социокультурная теория развития Леонтьева

Алексей Леонтьев развил концепцию социокультурного развития, в которой подростковый возраст рассматривается через призму взаимодействия с окружающей средой и культурными нормами. Он подчеркивал влияние социального и культурного контекста на формирование личности и процессы самопознания в подростковом возрасте.

Теория развития Л. С. Выготского

Лев Выготский подчеркивал влияние социального взаимодействия и культурного контекста на когнитивное развитие подростков. Он считал, что общение и участие в социальных практиках способствуют формированию высших психических функций и интеллектуальных способностей в подростковом возрасте.

Каждая из этих теорий предоставляет уникальный взгляд на подростковый возраст, его особенности и важные задачи развития. Все они подчеркивают сложность этого периода и

влияние различных факторов – от биологических и психологических изменений до социальных и культурных















10 мин.

аспектов. Объединяя эти теории, можно лучше понять подростковый возраст как период перехода от детства к взрослости, когда формируются ключевые аспекты личности и будущего развития человека.

Кроме известных теорий, у каждого народа этот возраст считается особенно важным.

Ұлыңа бес жасқа дейін патшаңдай қара Он бес жасқа дейін қосшыңдай сана, Он бестен асқан соң досыңа бала Бойың жетсе де, ойың жеткен жоқ.

Например, казахский народ издавна понимал потребности детей подросткового возраста, чутко относился к ним, о чем свидетельствуют народные пословицы и поговорки.


Работа в группах «Портрет подростка»

Родители делятся на три группы с помощью игры «Атомы и молекулы».

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке. В этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. По команде ведущего игроки должны создать «молекулу», т. е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга.

Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока («атома») сливаются в одну «молекулу».

Сигналом к тому, чтобы «молекулы» вновь распались на отдельные «атомы», служит команда ведущего: «Реакция окончена!»

После этого каждой группе дается задание. Группа 1: описать физические и физиологические особенности подростка

Группа 2: описать психологические изменения в подростковом возрасте

Группа 3: социальные особенности подросткового возраста Каждая группа защищает свои работы и отвечает на вопросы аудитории.

Дополнительная информация для спикера и видеозаключение групповой работы

Физиологические изменения

1. Половое созревание. Важной частью подросткового














Слайд 6












Можно разделить на группы (физичес кие и физиолог ические, психолог ические и социальн ые особенно

сти этого возраста),




































30 мин.

периода является половое созревание. У мальчиков начинается рост половых признаков, у девочек – менструальный цикл и другие изменения.

  1. Рост и развитие. Подростки обычно испытывают быстрый рост и изменения в процессе физического развития, такие как увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела и т. д.

  2. Нейрологическое развитие. В этот период происходят значительные изменения в мозге, связанные с формированием нейронных связей и развитием частей мозга, ответственных за принятие решений, самоконтроль и социальное восприятие.

Психологические аспекты

  1. Идентичность и самопонимание. Подростки активно ищут свое место в обществе, определяют свои ценности и убеждения, формируют личностную идентичность.

  2. Эмоциональное развитие. Возникают новые эмоциональные вызовы, связанные с самостоятельностью, отделением от родителей и установлением близких отношений с однолетками.

  3. Поиск автономии и готовности к будущему. Подростки начинают проявлять интерес к своей будущей карьере, образованию и независимости от родителей.

Социальные аспекты

  1. Отношения с однолетками. Однолетки становятся центральным аспектом жизни подростков, и они начинают формировать собственные социальные круги и группы.

  2. Социальное влияние. Влияние сверстников становится сильным, и подростки могут испытывать давление группы, чтобы соответствовать нормам и ожиданиям своих сверстников.

Семейные отношения. Возникают изменения в отношениях с семьей, включая увеличение конфликтов и необходимость переговоров о новых уровнях автономии и ответственности.


Разбор кейсов

Что же нужно делать взрослым, чтобы понимать подростка и позитивно разрешать конфликты в общении с ним?

Давайте попробуем разобрать возникающие жизненные ситуации.

а потом дополнят ь в ходе презентац ии.

Слайд 7

Информа ция на видео




















Слайд 8

Кейсы распечата ны на трех листах










10 мин.









5 мин.

















15 мин.

Кейс 1. Аружан 12 лет, она долгожданный и единственный ребенок в семье. С раннего детства была окружена любовью, заботой и поддержкой. Успехи в учебе у Аружан были хорошие, дополнительно посещала музыкальный кружок.

Мама всегда помогает Аружан в обучении, хобби и общении. У них всегда найдутся общие интересы, вопросы и темы для бесед.

Но в последнее время отношения между Аружан и мамой стали напряженными. Учеба у девочки стала «хромать», посыпались двойки и замечания учителей. Аружан все больше уходит с головой в общение с подругами по телефону вместо того, чтобы исправлять оценки. Она перестала помогать по дому, выполнять свои обязанности по ведению быта и периодически игнорирует просьбы родителей.

После очередного напоминания мамы, что она должна была прибраться в своей комнате еще три дня назад, Аружан грубо ответила: «Ну что ты пристала с этой комнатой?! Я никому ничего не должна, мне сейчас некогда, потом уберусь. Никто же не умер от того, что она не убрана. Меня лично вообще все устраивает».

А маму совсем не устраивает такое поведение дочери, и она решила поговорить с ней об этом.

Как маме начать разговор? На что обратить внимание дочери?

Кейс 2. В 14 лет Максат решил раскручивать свой YouTube- канал и профиль в социальных сетях. Стал готовить материалы, монтировать видео, активно рассказывать о себе и всех событиях в своей жизни, брать хайповые и скандальные сюжеты из интернета. Чтобы привлечь аудиторию, он начал выкладывать фото с дорогими вещами из дома, постить смешные видео в TikTok, смешно озвучивать первых лиц страны с нецензурными шуточками и мемами.

Постепенно количество подписчиков стало расти, на него начали подписываться, смотреть и оставлять комментарии не только его знакомые, но и совершенно незнакомые люди, в том числе и взрослые. Комментарии были как позитивного, так и некорректного содержания.

После того как количество подписчиков перевалило за тысячу, стали поступать предложения о рекламе и раскрутке

























Педагог наблюдае т за работой группы и направля ет их ход мыслей, но не дает никаких советов по выполнен ию

задания.



его паблика. Максат сказал, что это абсолютно нормально и ничего страшного нет, потому что так все делают.

Папа Максата работает в силовых структурах, поэтому для семьи крайне важна репутация в обществе и интернет- пространстве, а также информационная безопасность.

Родители начали беспокоиться, что ребенок слишком много рассказывает о себе, делится спорным и провокационным контентом, постоянно отмечает геолокацию из дома, дачи и школы.

После поста с подсказками, как обмануть учителей, чтобы получить хорошую оценку, у родителей вполне естественно возникло опасение, что активность подростка и нежелательный контент навлекут проблемы на него и семью в целом. Ведь в борьбе за хайп и подписчиков он будет выкладывать много такого, за что им придется краснеть, или еще хуже – попадется на крючок мошенников.

Папа и мама понимают, как важно это увлечение для их ребенка, его популярность и количество подписчиков растет, и это затягивает его все больше и больше.

Как обезопасить семью, сына, не навредив ему и не испортив с ним отношения? Если бы вы были на месте родителей

Максата, как бы отреагировали и что предприняли бы?

Кейс 3. Мама заметила у 11-летнего Максима царапины на лице и надорванный рукав недавно купленной рубашки. На вопрос, что именно случилось, он погрустнел и признался, что его задирал и побил старшеклассник. Но он не дал себя в обиду и ответил, как мог, и ничего страшного нет: они разобрались по-мужски, а волноваться из-за возможного повторения ситуации вовсе не стоит.

Максим слезно просил, чтобы мама с папой не вмешивались, иначе над ним будут смеяться в школе, будто он «маменькин сыночек». Мама облегченно вздохнула и собиралась вечером с гордостью рассказать папе о том, что сын взрослеет и растет «настоящим мужиком», что может постоять за себя и что вложенные в воспитание силы себя оправдывают. Это особенно было важно для папы: он в свое время настоял на том, чтобы Максим начал ходить в разные силовые секции и не рос «тряпкой».

Но маму опередил неприятный звонок от классного руководителя с приглашением прийти в школу на встречу с

















Спикер дополняе т ответы родителе й рекоменд ациями и раздает чек- листы.




другим родителем, так как, оказывается, Максим задирает мальчика из младшего класса, подрался с ним и выбросил из окна его портфель на глазах у ребят. Мальчик пытался его остановить и оттолкнуть от окна. Более того, это уже не первый случай. После того как Максим первым толкал его на перемене, о чем есть запись на школьных камерах, с ребятами была проведена беседа, и Максим обещал его не трогать, но ситуация снова повторилась. Также он был замечен с ребятами из старших классов за школой, и от него пахло сигаретами. Мама того мальчика настроена враждебно, классный руководитель хочет решить все мирно и не усугублять конфликт.

Ситуация выглядит неоднозначно, ведь слова Максима совсем не сходятся с тем, что говорит классный руководитель.

Как на месте родителей Максима вы бы поступили в этой ситуации? Как отреагировали бы на такое поведение сына? Далее каждая группа защищает свои ответы. Педагог дополняет предложения родителей.

Вывод. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.

Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители.

Просмотр ролика «Пойми» https://www.youtube.com/watch?v=I21smaR7P7U&t=3s Педагог подводит родителей к итогу занятия.


Чек-лист по обращению с подростком

Будьте мудрее, не провоцируйте ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения.

  1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от





























Слайд 9












категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

  1. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

  2. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

  3. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность,

непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.



5 мин.

  1. Заключительная часть Упражнение «Чаша чувств»

Каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух.

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

    • принятие;

    • внимание;

    • признание (уважение);

    • одобрение;

    • теплые чувства;

    • понимание;

    • любовь;

    • доверие;

    • поддержку;

    • юмор.


Слайд 10

Вместо чаши можно использо вать коробку, шкатулку и т. д.















5 мин.

Педагог: Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы.


Рефлексия

Как вы себя сейчас чувствуете?

Что полезного было для вас на занятии?

Участники по цепочке высказываются и подводят итог занятия.












Слайд 11






























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка родительского собрания в рамках деятельности ЦППР

Автор: Нұрланова Алтынай Жарасқызы

Дата: 13.06.2025

Номер свидетельства: 671572


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства