Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха
Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха
В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.
Современное поколение сельских школьников проходит свое становление в условиях кризисного состояния села, разрушения его социальной инфраструктуры. Процесс социального формирования сельского ребенка протекает в условиях отдаленности от областного центра, не столь разнообразного, как в городе, на фоне ограниченного доступа к культурным и образовательным услугам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха »
Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха СЛАЙД
Выступление
В последние годы в России происходят процессы, связанные со стабилизацией общественной жизни, однако последствия явлений предыдущих лет еще не преодолены. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.
Современное поколение сельских школьников проходит свое становление в условиях кризисного состояния села, разрушения его социальной инфраструктуры. Процесс социального формирования сельского ребенка протекает в условиях отдаленности от областного центра, не столь разнообразного, как в городе, на фоне ограниченного доступа к культурным и образовательным услугам.
Наша школа испытывает эти влияния в силу обстоятельств, связанных с ее месторасположением. В школе, учатся дети не самых обеспеченных родителей, а, следовательно, не всегда уделяющих должное внимание воспитательной работе в семье, т. к. многие из родителей нашей школы являются безработными, находящиеся за чертой бедности, а так же есть процент семей официально являющиеся неблагополучными.
Многие классные руководители нашей школы, работающие с классами литера «б» испытывают затруднения т. к. именно в этих классах сосредоточенны не только дети со слабыми учебными способностями, но и поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В этой связи в практике работы таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально запущенными», «трудновоспитуемыми», «трудными».
Два года тому назад я стала классным руководителем именно такого класса, который относится к разряду «трудновоспитуемого».
Анализируя социальный паспорт класса видно, что 3 семьи являются неблагополучными, 5 неполные,7 семей находящиеся за гранью бедности, 3 многодетные , 6 опекаемые, 5 из которых дети Детского дома, преимущественно мальчики. СЛАЙД
Данный класс отличался частыми нарушениями дисциплины на уроках, имел замечания и выговора по школе, на ВШК стояли 6 человек, РОВД - 3 человека, КДН -1 человек. Ребята не желали проявлять себя во внеурочных мероприятиях.
Поэтому передо мной стала задача: помочь ребенку раскрыть и найти себя в этом обществе. Дети данного класса, испытывающие трудности в учении, должны получить шанс проявить себя в других сферах деятельности. Этот аспект для меня стал наиболее важен т.к. человек должен где-то реализовывать себя для того, чтобы в дальнейшем найти свою нишу в этой жизни.
Разрабатывая программу воспитания класса, я опиралась на следующие целевые ориентиры:
-включение учащихся, в активную творческую деятельность, при этом использовать такие формы работы с детьми, которые дадут им возможность проявить активность, самостоятельность и помогут им качественно изменяться;
-создание условий и использование таких форм работы с детьми, которые будут направлены на саморазвитие обучающихся и самосовершенствование при косвенном воздействии педагога, формирование культуры самообразования;
-формирование нравственной культуры обучающихся и их родителей, этики взаимоотношений детей и родителей, пожилых и молодых, взрослых и юных, волевых качеств личности;
-развитие понимания значения труда в жизни человека и его результатов на благо себя и других людей.
Исходя из необходимости решения вышеперечисленных проблем и целевых ориентиров, определила цели, задачи реализации данной программы.
Цель: создание условий для самореализации личности через ситуацию успеха и организацию совместной деятельности детей и взрослых. СЛАЙД
Задачи:
выявить социальных партнёров для реализации цели;
организовать совместную деятельность детей и взрослых;
содействовать формированию у подростков жизненных ценностей посредством совместной деятельности;
СИСТЕМА РАБОТЫ С «ТРУДНОВОСПИТУЕМЫМИ» УЧАЩИМИСЯ В КЛАССЕ.
предполагает
Работу по перевоспитанию трудных учащихся.
Индивидуальный подход в работе с трудными учащимися.
Приемы педагогического воздействия на трудных школьников
работа с родителями. СЛАЙД
Исходя из целей и задач, моя работа стала строиться с учетом диагностик при сопровождении психолого-педагогической поддержки, для определения сфер деятельности, где бы каждый учащийся смог раскрыться. Это помогло мне использовать в воспитательном процессе личностно-ориентированные приемы и методов для формирования личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения через создания ситуации успеха. В своей работе я активно сотрудничаю с обучающимися, родителями и социальными партнёрами (представители РЭСа), «призывая обучающихся к осознанию пагубности негативного поведения», через совместное проживание педагогом и воспитанником, шефом и воспитанником, родителями и ребенком настоящей жизни. Такая работа проходит в виде спортивных дружеских встреч с шефами, которые выступают не только как наставники, но и как друзья. За дружескими разговорами при встречах работники РЭСа рассказывают случаи из своей биографии, дают наставления, советы.
Ребята принимают активное участие в работе школьного клуба «Земляки - наша гордость», вынося из этих встреч положительный опыт.
Работа ученического самоуправления на классном уровне.
Большую роль в становлении каждой личности имеет значение социальная значимость каждого участника воспитательного процесса, поэтому дети изначально были добровольно распределены по различным министерствам, которые отвечают каждый за свое отдельное дело. Развитие ученического самоуправления в классе помогает не только приучить к самостоятельности, но и помочь ребятам работать в группе, научить слушать друг друга и уважать чужое мнение. Продуктом данной деятельности являются организованные праздники и мероприятия совместно с участием родителей, организация различных спортивных игр в параллелях. Работа ученического самоуправления предусматривает не только проведение праздников и мероприятий, а также активное вовлечение ребят из других классов. Практикуется и шефская работа над своими сверстниками, которая заключается в оказании помощи в выполнении домашнего задания (учебное министерство).
Работа по профилактике правонарушений и правовому воспитанию учащихся.
В моей работе помогает и плотное сотрудничество с ГУ «Социально-реабилитационным центром», которые включают мероприятия профилактического характера. Специалисты ведут работу с учащимися и родителями в форме классных часов, родительских лекториев, индивидуальных бесед.
Работа по вовлечению в активную творческую деятельность.
Вовлечение детей в активную творческую деятельность, помогает раскрываться многим учащимся. По истечению этого учебного года учащиеся приняли участие в следующих мероприятиях:
1.Творческие конкурсы: СЛАЙД
-на уровне школы: фото конкурс «Летнее сафари», КТД ко Дню учителя, Новому году, Дню матери, поздравительная открытка для шефов, листовки «Чистая вода - чистая планета»-10 человек,
-на уровне района: «От князя Игоря до генерала Жукова» (районный)-1 человек,
-на уровне области: «Космос глазами детей» (областной)-2 человека.
2.Разработка и проведение праздников на уровне класса: поздравительная программа в честь праздника Дню матери, игровая программа к Новому году и к 8 Марта;
-школы КВН «Космические дали нас с тобой позвали».
Работа с социально-психологической службой.
Ведется плотная работа с психологом и социальным педагогом, было проведено более 50 индивидуальных бесед с учащимися в течение учебного года, 7 треннинговых занятий «Мое «я» - в моих руках, «Самопознание – осознания своего я», «Свой и чужой»и т.д.». Совместная работа помогает классному руководителю скорректировать свою воспитательную работу в дальнейшем.
Работа с родителями.
Помощниками классному руководителю во все времена были авторитетные родители, которые помогают привлечь остальных родителей в совместную деятельность. В своей работе с родителями я выбрала доверительный стиль общения, который позволяет установить благоприятный климат в классе. Родители полноправные участники учебного процесса, они частые гости на различных мероприятиях, где проявляют себя не только как зрители, но и как участники. («Новогодний шабаш», «Прекрасной мамочке», дружеская встреча с шефами и т.д.) Работа с родителями предусматривает и повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи в общеобразовательном пространстве. К приоритетным формам работы с семьей относится психолого-педагогическое просвещение родителей через родительские собрания в виде круглых столов «Шаг в бездну», «Вредные привычки в подростковом возрасте» и т.д. Родители данного класса активные участники школьных лекториев, тематических собраний.
Система поощрения.
-моральное (признание коллектива) награждение грамотами самых активных по результатам классного рейтинга;
-рекомендации к участию в конкурсах, олимпиадах;
-поездки в оздоровительный лагерь «Орленок» за средства шефской организации (в 2009 г. – 3 учащегося по результатам экрана активности и успеваемости за год).
Работа в системе дополнительного образования.
Привлечение детей в систему дополнительного образования способствует профилактики правонарушений, асоциального поведения подростков. Опыт показывает, что дети, занимающиеся в той или иной форме, в системе дополнительного образования, оказываются более успешными, более мотивированными в сфере общего образования. На прошлый учебный год 10 учащихся посещают секции и кружки при школе и ДЮКФП и 5 из них заняты в кружках и секциях БОУ «Черлакский детский дом». На 2009-2010 учебный год 13 учащихся посещают секции и кружки при школе и ДЮКФП и 5 из них заняты в кружках и секциях БОУ «Черлакский детский дом». Причин много: неустойчивость интересов учащихся, слабая материальная база, отдаленность центров дополнительного образования от места жительства и школы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на низкий нравственно-культурный уровень «трудновоспитуемых» обучающихся, справедливость, слабо развитые правовые чувства - долг, ответственности, справедливости и чести, уважение к окружающим, низкий уровень или полное отсутствие мотивации к учению и слабого интереса к коллективным творческим делам школы и класса. Такая форма работы в воспитательной системе класса как создание ситуация успеха важна и необходима, так как приносит значительные результаты в плане социализации и благополучия каждого ребенка и позволяет добиваться положительной динамики:
- в сравнении с прошлым годом количество обучающихся стоящих на учете ВШК сократилось на 2 человека, стоящих в РОВД на 1 человека;
- уменьшилось количество пропусков без уважительной причины;
- снизилось количество обучающихся, которым объявлен выговор по школе;
- большинство класса входит в состав детского объединения «Алые паруса», и занимаются общественной деятельностью;
- количество обучающихся принимающих участие в различных мероприятиях, конкурсах, КВНах, праздниках, увеличилось на 12;
- количество обучающихся посещающих секции, кружки, увеличилось на 3.
Не все еще получается при организации воспитательной работы класса, но я стала ближе к осуществлению цели - дойти до каждого ученика, наиболее полно раскрыть его возможности и способности через создания ситуацию успеха.
«В стране, которая находится в условиях экономического кризиса, главным богатством является не газ, не нефть, не природные ресурсы. Главное богатство – это ее дети».