РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - как один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - как один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
На сегодняшний день, духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
А Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задумываясь над тем, как же воплотить в жизнь данный компонент социального заказа, понимаешь, что только во взаимодействии с семьей можно добиться желаемых результатов и от того на сколько заинтересованы родители жизнью своих детей, ровно на столько и воплощены данные идеалы.
Всё начинается с семьи. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет имеют огромное значение для человека в любом возрасте.
В своем мастер классе я бы хотела поделиться одним очень интересным и эффективным, на мой взгляд, методом, который успешно ложиться как на коллективную, так и индивидуально-консультативную работу с родителями.
Это метод коученга. Коученг представляет собой один из методов консультирования, помогающий людям достигать своих желаний и целей в жизни.
Коучинг не имеет цель научить слушателя как ему поступить в той или иной ситуации, он лишь направляет свою помощь на создание условий, способствующих нахождению выхода из сложившихся условий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - как один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. »
Мастер-класс
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - как один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников.
Кабузенко Инесса Валерьевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №1 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова
г. Хабаровск, 2014
Актуальность.
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в психолого-педагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и профессионализма.
На сегодняшний день, духовно-нравственное развитие
и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
А Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задумываясь над тем, как же воплотить в жизнь данный компонент социального заказа, понимаешь, что только во взаимодействии с семьей можно добиться желаемых результатов и от того на сколько заинтересованы родители жизнью своих детей, ровно на столько и воплощены данные идеалы.
Всё начинается с семьи. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Любовь к Родине начинается с любви к отцу, маме, бабушке, деду, сестре, брату и другим близким людям. Ценности, признанные в семье и усваиваемые ребенком с первых лет имеют огромное значение для человека в любом возрасте.
В своем мастер классе я бы хотела поделиться одним очень интересным и эффективным, на мой взгляд, методом, который успешно ложиться как на коллективную, так и индивидуально-консультативную работу с родителями.
Это метод коученга. Коученг представляет собой один из методов консультирования, помогающий людям достигать своих желаний и целей в жизни.
Коучинг не имеет цель научить слушателя как ему поступить в той или иной ситуации, он лишь направляет свою помощь на создание условий, способствующих нахождению выхода из сложившихся условий.
Идеи коученга провозглашал еще сократ, но его философия не нашла должного применения в обществе. «Яне могу никого ничему научить, я только могу заставить думать».
На самом деле очень важно дать человеку не готовые знания, а возможность сделать «открытие» самому.
Этапы проведения коученга:
Определение целей коученга. (цели ставят перед собой сами родители)
Анализ текущей ситуации.
Уточнение целей, постановка задач.
Составление плана действий.
Результат. Анализ. Вывод.
Попробуем применить этот метод для организации родительского собрания в форме тренинга.
Давайте разделимся с вами на 2 группы:
И сиграем в детскую игру – доскажи словечко.
Победителем будет та команда, которая правильно продолжит строчки из стихотворений.
Зайку бросила хозяйка
Под дождем остался зайка
Уронили мишку на пол
Оторвали мишке лапу
Идет бычок качается
Вздыхает на ходу
Я люблю свою лошадку
Причешу ей шерстку гладко
От южных морей до полярного края
Одна ты на свете, одна ты такая
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын.
Делаем вывод, что у нас ничья и придется определить тему сегодняшнего родительского собрания
Воспитание гражданина.
Как бы пафосно не звучала формулировка, сколько бы возможных споров и возмущений не вызывала она у родительской общественности, и если не вдаваться в экономико-политическую ситуацию современной России.
«Мы воспитываем ребенка для себя, но будет ли он жизнеспособен в будущем чужом мире?» Зависит только от нас- родителей.
Давайте уточним понятие гражданин для себя, окунемся в него не с точки зрения юридической формулировки, а попробуем приоткрыть внутренний смысл этого понятия:
ГРАЖДАНИН
Вот что у на получилось:
Значит воспитать гражданина – это воспитать личность !!!
Важнейшая мудрость жизни которую должен постигнуть наш гражданин – это человеческие взаимоотношения. В эти отношения ребенок вступает буквально с самого рождения. Следовательно и гражданское воспитание начинается с первых дней жизни.
Так где человек получает первые уроки гражданственности? – В СЕМЬЕ!!!.
Давайте еще раз взглянем на наши характеристики и попробуем для себя уточнить цель.
Воспитание ОТВЕТСТВЕННОСТИ.
Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности.
Мы очень часто путаем ответственность с послушанием. Ответственность — это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.
Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это имен-но так, как нужно ему, мы показываем юной личности ее неповторимость, уникальность, ценность. Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя
Действия:
Давать посильную нагрузку. Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам - пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.
Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.
Помогайте в делах, которые пока для него трудны. Наверное, любой ребенок хотел бы заработать деньги, так как они расширяют его возможности. Но работу надо искать, надо договариваться с незнакомыми людьми, перестраивать привычный ритм жизни. Часто подростка сдерживает опасение, что не хватит сил и на занятия, и на работу. Лучшее время начать работать - каникулы. Предложите свою помощь в поиске работы. Сначала можно даже поработать вместе с ребенком. А потом, скорее всего, подросток захочет объединиться со своим приятелем.
С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно - пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) - то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки - он должен свои уроки делать самостоятельно.
Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.
Нагрузить ответственностью. Назначить ответственным в ситуации, когда неудобно отказаться. Смотри видео «Кадет Стоун, принимайте управление взводом!»
Приучать платить за свои инициативы и за свои проколы. Не купил хлеба — пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки — они остались мокрые и теперь нельзя пойти гулять
Результат – анализ – вывод Результат м.б в 2-х вариантах:
Первый и самый благоприятный – достижение поставленной цели.
Как вы считаете, какие должны быть ваши дальнейшие действия?
Продолжать придерживаться выбранной стратегии и ставить перед собой новую цель!
Второй вариант – мы не получаем проявления необходимых качеств в той или иной мере.
В этом случае проводим анализ ситуации и отвечая на вопрос КАК Я это сделал?, делаем выводи и возвращаемся к предыдущим этапам.
Например.
ДЕЙСТВИЯ
Ответственность рождается не в условиях злобного подчинения, а тогда , когда ребенок чувствует что его уважают как личность, и знает, что окружающие нуждаются в нем.
Чувство долга у ребенка по отношению к другим находится у ребенка в прямой зависимости от того, насколько другие ответственно ведут себя по отношению к нему.
Живи порядочно сам – звучит проще простого! Вдумайтесь взрослые в эти слова! Ведь главный проект вашей жизни – это ваш ребенок!
Выстраивая работу с родителями именно в такой форме, заставляешь каждого прочувствовать и понять на сколько все зависит от него самого!
Родители моего класса, стали моими партнерами что позволяет нам вместе вести ребенка нелегким школьным маршрутом.
А полноценное включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его ученичества, что непременно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Но в работе с родителями есть свои проблемы. Если подойти к оценке родителей дифференцированно, то следует отдавать отчет в том, что они разные. Можно выделить 3 группы:
1)Родители, которые хотят и умеют общаться со своими детьми (если не умеют, то учатся этому). В школе таких родителей немного, и они образуют меньшинство среди родительского коллектива школы.
2)Группа родителей, которые хотят, но не умеют воспитывать, поэтому у них с детьми есть проблемы; таких родителей большинство.
3)Родители, которые не могут и не хотят заниматься своими детьми, дети предоставлены сами себе, точнее – социальной стихии; таких родителей немного, но именно они поставляют школе детей «группы риска», «трудных».
Закончить свой мастер класс, мне хочется такими словами:
Гражданина страны может воспитывать человек, который сам является гражданином высокой нравственности.
Личность может быть воспитана, только личностью.
Действительно гуманную педагогику может строить гуманной души человек!
И вобще очень емко и определенно было сказано МАРКСОМ – Воспитатель, сам должен быть воспитан!
В этой мудрости по моему убеждению заключена вся суть реформы нашей страны!