kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе рассматривается сущность психолого-педагогических компетенций классного руководителя как инструмента взаимодействия школы и семьи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.»

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

(Слайд 1) Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». Поэтому ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.

Семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребенка. Именно здесь он рождается здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные либо негативные), первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.

(Слайд 2) Опыт анализа деятельности успешных классных руководителей показал наличие четырёх базовых вариантов деятельности классных руководителей:

Классный руководитель – организаторЭто классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.

Классный руководитель – социальный организатор. Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах.

Поддерживающий классный руководитель. Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.

Классный руководитель – психолог. Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.

(Слайд 3) В настоящее время уровень сформированности психолого-педагогической культуры большинства родителей низок, что, разумеется, отрицательно сказывается на результате их воспитательной деятельности, а следовательно, проявляется в низком уровне воспитанности современных детей. Большая часть родителей не знакома с закономерностями развития и воспитания детей в разные возрастные периоды, некомпетентна в вопросах семейного воспитания и плохо представляет себе его цели. Педагогическая неграмотность отцов и матерей, непонимание ими, насколько сложен процесс развития ребенка, приводит к большим ошибкам в семейном воспитании. Следовательно, решение проблемы семейного воспитания в современных условиях зависит от целенаправленной педагогической подготовки родителей. Подготовка родителей к воспитанию детей должна предусматривать значительное повышение уровня их психолого-педагогической культуры. Ведущую роль в решении данного вопроса играют классные руководители. Педагог, обладающий психолого-педагогической компетенцией сможет оказать грамотную просветительскую, консультативную и коррекционную помощь родителям в воспитании и развитии детей.

(Слайд 4)В модели профессиональной компетентности учителя в соответствии со стандартами образования четко определена сущность психолого-педагогической компетентности учителя, которая включает в себя:

  • осведомленность учителя об индивидуальных особенностях каждого ученика, его способностях, сильных и слабых сторонах характера, достоинствах и недостатках предшествующей подготовки, которая проявляется в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

  • осведомленность в области процессов общения, происходящих в группах, с которыми учитель работает, процессов происходящих внутри групп как между учащимися, так и между учителем и группами, учителем и учащимся, знание того, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют достижению искомых педагогических результатов;

  • осведомленность учителя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество своего труда.



Таким образом, психолого-педагогическая компетенция педагога: система знаний о личных внутренних ресурсах учебно-познавательного успеха ученика, знания об особенностях познавательной сферы каждого ученика, о его психологических особенностях, о развитии мотивационно -потребностной и эмоционально-волевой сфер учащихся, умение педагогическими способами определить уровень развития «познавательных инструментов» ученика, умение использовать знания об учебно - познавательных особенностях каждого ученика для конструирования реального образовательного процесса, личностная позиция учителя при оценке возможностей ученика.

(Слайд 5) Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок» или ориентироваться только на интуицию. Необходимо изучать ученика, семью ученика, что позволит классному руководителю ближе познакомиться с ним, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.

(Слайд 6) При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

-​ наблюдение;

-​ беседу;

-​ тестирование;

-​ анкетирование;

-​ деловые игры;

-​ материалы детского творчества и творчества родителей.

Система работы с родителями

  • изучение семьи, ее уклада, микроклимата, характера воспитательной деятельности;

  • установление и поддержание единых требований школы и семьи в воспитании детей;

  • последовательное психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • систематическое взаимное информирование о ходе развития учащегося;

  • совместное принятие решений, способствующих успешному обучению и воспитанию детей;

  • оказание практической педагогической помощи родителям в случае необходимости;

  • содействие в установлении связи семьи с общественностью в целях улучшения воспитания детей;

  • привлечение родителей к внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися в школе и вне его.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пругло Виктория Владимировна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382864


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства