Психолого-педагогические причины дискомфортного состояния учащихся на уроках.
Психолого-педагогические причины дискомфортного состояния учащихся на уроках.
Здоровьесберегающая организация обучения и воспитания предполагает реализацию принципов здорового образа жизни, базирующегося на психолого-педагогических и санитарно-гигиенических основах, направленных на сохранение духовного и физического благополучия школьников.
Обеспечение здоровьесберегающей организации учебного процесса в общеобразовательной школе дает возможность сформировать устойчивые потребности и ценностные ориентации школьников к сохранению и укреплению здоровья. Актуальность проблемы сохранения здоровья школьников приобретает особую остроту в условиях современной жизни нашего общества, вставшего на путь социально-экономических преобразований. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни.
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе. В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровье сберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
В настоящее время ведется поиск методов оздоровления детей в условиях школы. По мнению исследователей (Н. К. Смирнов, В. Д. Сонькин, Ю. В. Науменко ), для сохранения и укрепления здоровья учащихся должны использоваться эффективные и несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват, и в то же время не нарушающие воспитательно-образовательный процесс в школе. Однако Л.Г. Качан считает, что задачи здоровьесбережения невозможно решить без совершенствования содержания образования. Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ, наполнение учебного плана валеологическим содержанием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогические причины дискомфортного состояния учащихся на уроках. »
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Тольяттинский государственный университет »
Дисциплина: Здоровьесберегающая технология в начальной школе.
Тема: Психолого-педагогические причины дискомфортного состояния учащихся на уроках. Здоровьесберегающая направленность педагогических приёмов и методов, используемых учителем в учебно-воспитательном процессе.
Выполнила:
Студентка гр. ППОбз-0932
Леунова Наталья Владимировна
Научный руководитель: Инна Викторовна Груздова
Тольятти, 2013
Здоровьесберегающиеобразовательные технологии
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.
Н.К.Смирнов
Дискомфортные состояния учащихся :
часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
долго переживает неудачи в течение урока;
с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры;
при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
заметно не любит урок, томится, оживает только на переменах;
не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.
Известно пять характерных состояний школьников на уроках.
Причины неуспешности учащихся
Педагогические
Психологические
Соматические,
физиологические
Педагогическиепричины, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:
1. Стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
2. Несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
3. Несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
4. Отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.
Психологические причины 1 ) нарушение межличностных отношений; 2) внутриличностные причины: трудности с возможностями выразить себя, чувство одиночества, недостаток активности, энергии; 3) причины перегруженности делами ;
Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств :
1. Средства двигательной направленности .
2. Оздоровительные силы природы
3 Гигиенические факторы..
Методы здоровьесбережения
Общепедагогические
характерные только для процесса педагогики оздоровления
применяемые во всех случаях обучения и воспитания
Приёмы здоровьесбережения
1. Защитно-профилактические.
2. Компенсаторно-нейтрализующие.
3. Стимулирующие.
4. Информационно-обучающие .
Заключение
Применение здоровьесберегающих технологий в начальных классах направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся.
Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей.
Для того чтобы добиться наибольшей эффективности урока следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье учащихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психического здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его успеваемости.