kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ПРОГРАММА работы с родителями учащихся 7-9 классов С(к)ОУ VIII вида на период с 2015-2018 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Цель Программы:

Формирование эффективной системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей, создание благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, социально адаптированной.

 

  Задачи программы.

  • Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки         семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.
  • Формирование взаимного доверия в системе отношений между школой и семьёй.
  • Повышение правовой компетентности родителей.
  • Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.
  • Организация совместной деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.
  • Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.
  • Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.
  • Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.
  • Совершенствование форм взаимодействия школа-семья.
  • Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА работы с родителями учащихся 7-9 классов С(к)ОУ VIII вида на период с 2015-2018 учебный год. »











ПРОГРАММА



работы с родителями учащихся  7-9 классов


С(к)ОУ VIII вида


на период с 2015-2018 учебный год.






Составила

Югова Наталья Ивановна, учитель


МБС(к)ОУ С(к)О

«Школа № 54 VIII вида» г.Перми












Цель Программы:

Формирование эффективной системы целенаправленной работы с семьями обучающихся, воспитанников по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей, создание благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, социально адаптированной.


Задачи программы.

  • Оказание коррекционно-педагогической и психологической поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей.

  • Формирование взаимного доверия в системе отношений между школой и семьёй.

  • Повышение правовой компетентности родителей.

  • Гармонизация межличностных отношений между членами семьи.

  • Организация совместной деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения и родителей по укреплению здоровья детей.

  • Создание условий родителям для обмена опытом, обсуждения проблем, совместного поиска путей и способов их решения.

  • Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы.

  • Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков.

  • Совершенствование форм взаимодействия школа-семья.

  • Педагогическое сопровождение семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.).


  Исполнители мероприятий программы.

Ученический, родительский коллектив класса, педагогический коллектив школы.

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями.

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе, приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность психолого-педагогического взаимодействия с родителями обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное развитие человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

· потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

· инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

· с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

· со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

· с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Задачи взаимодействия:

•         формирование активной педагогической позиции родителей;

•         вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

•         активное участие родителей в воспитании детей.




Принципы взаимодействия с родителями:

· первоочередное право родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

· достоверность информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

· практикоориентированность информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

· взаимное сотрудничество и взаимоуважение (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

· развитие (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

· гуманизации отношений и общения;

· системность воспитательных воздействий на ребёнка;

· преемственность семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как

- система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.


Таким образом, перед школой стоит задача - содействовать развитию семьи, детско-родительских отношений. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.


Работу с родителями условно можно разделить на две части:

1.Фронтальная (групповая)

Наиболее распространенной фронтальной формой работы с родителями являются родительские собрания (организационные, текущие или тематические, итоговые, общешкольные и классные). Классные родительские собрания проводятся 4 раза в учебном году. На них обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются планы сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, их возможностей, носит как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии. Здесь родители имеют возможность обмениваться опытом, обучаясь друг у друга определенным навыкам.


2.    Индивидуальная

 с частью родителей в форме коррекционно – развивающей работы по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с конструктивным взаимодействием в системе родитель-ребёнок.  


  • Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Они должны способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Здесь решаются частные вопросы. Организуются консультации сразу же после обращения родителей, при возникновении трудностей. Педагог, работающий на классе, является связующим звеном между родителями и всеми специалистами образовательного учреждения.

  • Посещение семей.

  • «Телефон доверия». Педагог и родители всегда в «зоне доступа».


Сроки реализации программы 2015-2018 г.г.

Правила работы:

- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искренне уважение;

- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;

- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Направления и формы работы.

1.      Изучение семьи учащихся.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. 

Психолого-педагогическая диагностика:

- наблюдение;

- беседа;

-  тестирование;

- анкетирование («Знакомство с родителями», «Ваш ребёнок», « Незаконченное предложение»);

- материалы детского творчества;

- интерактивные игры. 

2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах:

- родительские собрания;

- круглые столы;

- тренинги;

- индивидуальные и тематические консультации;

- беседы.

 

3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе:

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных мероприятий;

- шефская помощь. 

4.Участие родителей в управление учебно-воспитательным процессом:

-участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы;

-участие родителей класса в работе совета школы.

Методы диагностики:

Сотрудничество с родителями необходимо выстраивать, используя комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики:

•         наблюдение;

•         беседу;

•         тестирование;

•         анкетирование;

•         деловые игры;

•         материалы детского творчества и творчества родителей,

что позволит классному руководителю ближе познакомиться с учащимся, понять его поведение и мотивы поступков через изучение стиля жизни семьи, ее уклада, традиций, духовных ориентиров и ценностей; выявить воспитательные возможности семьи.



 

Виды диагностики:

В зависимости от решаемых педагогом задач выделяют 3 вида диагностики:

•         предварительная (необходима при знакомстве с семьей, подготовке родительских собраний, тематических консультаций, внеклассных мероприятий, организации поездок и экскурсий, при планировании внеклассной работы …);

•         оперативная (необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем во взаимоотношениях школьников, родителей и детей, учителя и учащихся);

•         итоговая (проводится в конце учебного года по результатам работы).

В зависимости от поставленных целей все методики изучения семьи можно разбить на 3 блока (по основным направлениям взаимодействия):

1 блок.
Изучение и сопровождение семьи
(предварительная и оперативная диагностика)

 

Необходимая информация

Методы и методики

     Социально-демографическая характеристика семьи:

·социально-демографический портрет семьи;

·организация и принципы семейного воспитания;

взаимоотношения родителей со школой. Анкеты и тесты для родителей.

     Сочинения и рисунки учащихся («Моя семья», «Мой выходной день»…).
Описание учащимися своего генеалогического древа.
Педагогические консилиумы.
Посещение семьи.
Психолого-педагогическое консультирование (беседы).
Методика незаконченных предложений.

 

 

2 блок   
Привлечение родителей к сотрудничеству со школой 
(предварительная диагностика)

 

Информационные запросы родителей;

ориентация родителей в сфере образования,

наличие свободного времени, материальных и профессиональных возможностей

Анкеты для родителей.
Беседы с родителями.
Дискуссионные собрания.
Проведение «круглых столов».

 







3 блок 
Информационно-просветительская работа с родителями
(предварительная и оперативная диагностика)



 

      Правовая, психолого-педагогическая компетентность родителей в проблемах обучения и воспитания.

     Анкетирование и тестирование родителей.
Наблюдение.
Беседы с родителями.
Обсуждение педагогических ситуаций.
Деловые и сюжетно-ролевые игры.
Психолого-педагогическое консультирование.(психолого-соц.служба школы).
Тренинги, практикумы.






Перспективный план работы над программой.

1.Изучение социального состава семей школьников.

2.Изучение проблем воспитания в семье.

3.Посещение конфликтных и неблагополучных семей.

4.Изучение семейных традиций и пропаганда семейных праздников и часов семейного досуга.

5.Обучене родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, конференции, консультации.

6.Вовлечение родителей в организацию досуга детей на каникулах, в проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, праздников, соревнований.

7.Привлечение родителей в работу родительского комитета, общественного совета содействия семье и школе.

8. Поощрение активных родителей.




 

 

                                 Ожидаемые результаты.

1.Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей,  вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование культуры здорового образа жизни.

4. Привлечение родителей  к активной созидательной, воспитательной практике; развитие   национальных духовных традиций.

5. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной  досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

6. Организация системы работы по формированию у школьников осознанного отношения к будущему родительству.

7. Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой. 



МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.

Данная программа носит долгосрочный характер, рассчитана на все время обучения ребенка в школе. Участниками программы являются коллектив родителей и детей (учащиеся класса), педагоги, работающие в классе: учителя – предметники, педагог – психолог, учитель-логопед, социальный педагог, учитель ЛФК; медицинские работники, библиотекарь специального (коррекционного) образовательного учреждения.

Сотрудничество педагогов и семьи - это совместное опре­деление целей деятельности, совместное планирование пред­стоящей работы, совместное распределение сил и средств в соответствии с возможно­стями каждого участника, совместный контроль и оценка ре­зультатов работы, а затем прогнозирование новых целей и задач.

Сотрудничество школы и семьи обусловлено следующими обстоятельствами:

  • единым объектом (субъектом) воспитания;

  • общими целями и задачами воспитания детей;

  • необходимостью согласованности действий педагогов и родителей;

возможностью объединения усилий школы и семьи в ре­шении проблем ребенка

  • возможностью взаимного обогащения семей, классного и школьного коллективов, каждого участника взаимодействия.

В центре этого взаимодействия - интересы ребенка как формирующейся личности.




План работы с родителями на 2015 – 2016 учебный год.

 

Мероприятия


Сроки

Ответственные

1.

Изучение запросов родителей. Составление социального паспорта семьи. Изучение семей «проблемных» детей. Индивидуальное консультирование.

Сентябрь

Кл. руководитель

Родители

2.      

Организовать систематическую работу с родителями учеников.

В течение года

Кл. руководитель

3.

Родительское собрание. Тема собрания: «Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения». Индивидуальное консультирование. Консультирование родителей по использованию электронного журнала.

Сентябрь

Кл. руководитель,

Родители

4.

Индивидуальное консультирование законных представителей опекаемых детей.

Октябрь

Кл. руководитель,


5.      

Посещение семе учащихся категории СОП и ВШУ. Индивидуальное консультирование.

Ноябрь

Кл. руководитель

Родители

6.      

Организация круглого стола с родителями на тему «Как помочь ребенку в выборе будущей профессии Итоги успеваемости 2 четверти. Трудности и успехи. Причины неуспешности. Индивидуальное консультирование.

Декабрь

Кл. руководитель

Родители  

7.      

Организовать консультации для родителей.

Анкетирование, тестирование родителей.

В течение года

Социально-психолого-педаогическая служба школы.

8.

Рейд-проверка причин неуспеваемости

учащихся. Индивидуальное консультирование.

Январь

Кл. руководитель,

Родители

9.

Индивидуальное консультирование родителей,

чьи дети относятся к категории СОП и ВШУ.

Февраль

Кл. руководитель,

Родители

10.

Родительское собрание «Тема: «Ответственность подростка за свои поступки:

-Административная и уголовная ответственность за правонарушения и преступления несовершеннолетних».

Индивидуальное консультирование.

Март

Кл. руководитель,

Родители

11..

Посещение семей и консультирование

родителей,

чьи дети относятся к категории СОП и ВШУ.

Март


12.      

Тематические консультации тренинги для родителей:

-«Проблемное поведение подростка;

- « Детско-родительские отношения»;

-«Стили и методы воспитания старшеклассника в семье»;

-« Влияние родителей на позитивную мотивацию и успешность обучения ребенка в школе»;

-« Развитие внимания и памяти школьника»;

-« Ориентация школьников на ценности семьи»;

-« Воспитание в семье уважения к закону, развитие гражданственности и патриотизма»;

-«Наказания и поощрения подростка»;

-«Тренинг бесконфликтного поведения»;

- «Предупреждение травматизма обучающихся».






В течение

года

Кл. руководитель 

13.      

Работа общественной приемной для родителей.

В течение года

 

Администрация

Кл.руководитель

Родители 

14.

Родительское собрание «Летняя занятость учащихся»:

1.Отдых обучающихся на базе ОУ.

2.Отдых обучающихся в социуме.

Май

Кл. руководитель,

Родители



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Югова Наталья Ивановна

Дата: 03.09.2015

Номер свидетельства: 228449


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства