Программа по профилактике семейного неблагополучия "счастливы вместе"
Программа по профилактике семейного неблагополучия "счастливы вместе"
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике семейного неблагополучия "счастливы вместе" »
Бюджетное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черлакского района"
"СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ"
Программа по профилактике семейного неблагополучия
Составители: Свирская Е.В.
социальный педагог
отделения социальной реабилитации
Бакенева Н.В.
педагог-психолог
отделения социальной реабилитации
Черлак, 2012
Программа родительского университета «Счастливы вместе»
Пояснительная записка
Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.
Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления.
Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;
рост скрытой и явной безработицы;
педагогическая несостоятельность родителей.
Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.
В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.
Программа «Счастливы вместе» предназначена для использования в качестве родительского всеобуча в БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черлакского района».
Таким образом, главным в решении проблем семейного неблагополучия в условиях БУ «СРЦН» является системная работа с семьями воспитанников, предусматривающая, прежде всего, профилактику детского и семейного неблагополучия, формирование осознанной родительской позиции
Программа родительского университета «Счастливы вместе» предназначена для работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. Программа направлена на профилактику семейного и детского неблагополучия и включает в себя социально-правовую, психолого-педагогическую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Цели программы
профилактика семейного неблагополучия
повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Задачи программы:
психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей;
расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений;
овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия;
восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений.
Целевая группа:
родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;
семьи, находящиеся в социально опасном положении.
В основу программы заложены следующие принципы:
Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы.
Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения (при необходимости) обратиться за помощью к специалистам.
Принцип интеграции усилий – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.
Реализация этих принципов в рамках деятельности родительского университета предполагает партнерство родителей и специалистов БУ «СРЦН», способствующее раскрытию и сохранению семейного потенциала.
Прогнозируемые результаты
Для семьи:
оптимизация детско-родительских отношений;
формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком;
повышение уровня семейной культуры.
Для родителей:
осознание родительской роли и обязанностей;
совершенствование детско-родительских отношений;
повышение уровня педагогической и правовой грамотности родителей.
Ресурсное обеспечение условий для реализации программы
Кадровое обеспечение программы
1. Социальное сопровождение: социальный педагог, специалист по социальной работе.
Реализация программы «Счастливы вместе» включает в себя реализацию следующих блоков занятий:
Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»
Когда семья вместе — и сердце на месте.
Семья – основа взаимодействия сотрудников БУ «СРЦН» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.
Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.
Основные направления работы с семьями:
проведение тренингов детско-родительских отношений;
организация тематического лектория для родителей;
Работа с семьями основывается на данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.
Тема занятия
Целевая аудитория
метод проведения
Дата проведения
"Мой дом – моя семья"
Дети и родители
Занятие с элементами тренинга
февраль
«Семья и семейные ценности». (приложение 1) (составление генеалогического древа)
Дети и родители
Ролевая игра
Апрель
Идеальные родители. Идеальный ребенок
Дети и родители
Семинар - практикум
май
"Счастье – это когда тебя понимают"
Дети и родители
Семейный праздник (День Семьи)
июль
«Духовная жизнь семьи» (приложение 3)
Дети и родители
Психологический практикум
август
"Роскошь человеческого общения"
дети
Занятие с элементами тренинга
март
«Кто и что воспитывает наших детей» (просмотр фильма «Кто и что воспитывает наших детей»)
Родители
Беседа и демонстрация фильма
март
Лучше мамы не найти
Дети и родители
Семейный праздник
ноябрь
"Положительные эмоции и их значение в жизни человека"
родители
Занятие с элементами тренинга
сентябрь
"Эмоциональное самочувствие ребенка"
дети
Занятие с элементами релаксации
сентябрь
Волшебная магия свечи (итоговое занятие)
Дети, родители
Занятие с элементами тренинга
декабрь
Блок 2. «Наше право»
Цель: повышение правовой грамотности родителей
Тема занятия
Целевая аудитория
Методы поведения
Кол-во часов
«Знакомство с семейным законодательством: права и обязанности родителей»
родители
Ролевая игра
июнь
«Мы имеем право: мы – дети. Основные положения Конвенции о правах ребенка»
дети
Ролевая игра
июнь
"Семейный кодекс" (заповеди и законы семьи)
Дети и родители
Круглый стол
октябрь
Список литературы
Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. – С-Петербург, 1998 г.
Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль, 2001 г.
Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации. – Ярославль, 2003 г.
Соловов А.В. ребенка. – Москва, 2000 г.
Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – Москва, 2001 г.
Чижова И.Н. За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа 1-4 класс. – Ярославль, 2007 г.
Кузнецова М. В. Если хочешь быть здоров. Программа профилактических занятий для детей младшего школьного возраста. Переславль-Залесский, 2007 г.