kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа по профилактике семейного неблагополучия "счастливы вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа по профилактике семейного неблагополучия "счастливы вместе" »

Бюджетное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черлакского района"











"СЧАСТЛИВЫ ВМЕСТЕ"

Программа по профилактике семейного неблагополучия









Составители: Свирская Е.В.

социальный педагог

отделения социальной реабилитации

Бакенева Н.В.

педагог-психолог

отделения социальной реабилитации






Черлак, 2012

Программа родительского университета «Счастливы вместе»

Пояснительная записка


Проблема семьи и семейного воспитания в последние годы стоит как никогда остро. Одной из причин кризиса семьи и воспитания является утрата преемственности с прошлым, нарушение связей между поколениями. Именно по причине утраты исторической преемственности современная семья не выполняет исконной своей функции: передачи подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, утратив понимание самого процесса воспитания как питания ребенка не только телесной, но и духовной пищей. Кризисное состояние современной семьи – и социальная проблема, требующая решения, и социальная реальность, которая ждет помощи.

Семья — базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей, здесь он совершает первые открытия на пути нравственного, социального, творческого становления.

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

  • резкое социально-экономическое расслоение общества;

  • постоянный дефицит в области государственного финансирования бюджетной сферы;

  • рост скрытой и явной безработицы;

  • педагогическая несостоятельность родителей.

Сложившаяся ситуация приводит к деформации внутрисемейных отношений, искажению нравственно-ценностных ориентаций, ослаблению воспитательных возможностей семьи. Благополучие многих семей пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

В контексте ранней профилактики семейного неблагополучия приоритетным направлением представляется восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация  супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, обеспечиваются предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье.

Программа «Счастливы вместе» предназначена для использования в качестве родительского всеобуча в БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Черлакского района».

Таким образом, главным в решении проблем семейного неблагополучия в условиях БУ «СРЦН» является системная работа с семьями воспитанников, предусматривающая, прежде всего, профилактику детского и семейного неблагополучия, формирование осознанной родительской позиции

Программа родительского университета «Счастливы вместе» предназначена для работы с семьями, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. Программа направлена на профилактику семейного и детского неблагополучия и включает в себя социально-правовую, психолого-педагогическую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Цели программы

  • профилактика семейного неблагополучия

  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Задачи программы:

  • психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей;

  • расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений;

  • овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия;

  • восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений.

Целевая группа:

  • родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;

  • семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации;

  • семьи, находящиеся в социально опасном положении.

В основу программы заложены следующие принципы:

  • Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.

  • Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы.

  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.

  • Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения (при необходимости) обратиться за помощью к специалистам.

  • Принцип интеграции усилий – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.

Реализация этих принципов в рамках деятельности родительского университета предполагает партнерство родителей и специалистов БУ «СРЦН», способствующее раскрытию и сохранению семейного потенциала.

Прогнозируемые результаты

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;

  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком;

  • повышение уровня  семейной культуры.

Для родителей:

  • осознание родительской роли и обязанностей;

  • совершенствование детско-родительских отношений;

  • повышение уровня педагогической и правовой грамотности родителей.



Ресурсное обеспечение условий для реализации программы

Кадровое обеспечение программы

1. Социальное сопровождение: социальный педагог, специалист по социальной работе.

2. Психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог.

Адаптивное пространство программы

Включает в себя помещения и территорию Центра, необходимые для реализации программы, со специальным оборудованием (мультимедиа):

  • актовый зал;

  • учебная комната;

  • холлы;

Механизм реализации программы

  • 1. Подготовительный: определение социального запроса родителей, сбор сведений о семьях, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.

  • 2. Аналитический: определение степени участия специалистов в работе с конкретной семьей.

  • 3. Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.

  • 4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.



Реализация программы «Счастливы вместе» включает в себя реализацию следующих блоков занятий:

Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»

Когда семья вместе — и сердце на месте.

Семья – основа взаимодействия сотрудников БУ «СРЦН» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.

Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.

Основные направления работы с семьями:

  • проведение тренингов детско-родительских отношений;

  • организация тематического лектория для родителей;

Работа с семьями основывается на данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.

Тема занятия

Целевая аудитория

метод проведения

Дата проведения

"Мой дом – моя семья"

Дети и родители

Занятие с элементами тренинга

февраль

«Семья и семейные ценности». (приложение 1) (составление генеалогического древа)

Дети и родители

Ролевая игра

Апрель

Идеальные родители. Идеальный ребенок

Дети и родители

Семинар - практикум

май

"Счастье – это когда тебя понимают"

Дети и родители

Семейный праздник (День Семьи)

июль

«Духовная жизнь семьи» (приложение 3)

Дети и родители

Психологический практикум

август

"Роскошь человеческого общения"

дети

Занятие с элементами тренинга

март

«Кто и что воспитывает наших детей» (просмотр фильма «Кто и что воспитывает наших детей»)

Родители

Беседа и демонстрация фильма

март

Лучше мамы не найти

Дети и родители

Семейный праздник

ноябрь

"Положительные эмоции и их значение в жизни человека"

родители

Занятие с элементами тренинга

сентябрь

"Эмоциональное самочувствие ребенка"

дети

Занятие с элементами релаксации

сентябрь

Волшебная магия свечи (итоговое занятие)

Дети, родители

Занятие с элементами тренинга

декабрь



Блок 2. «Наше право»

Цель: повышение правовой грамотности родителей

Тема занятия

Целевая аудитория

Методы поведения

Кол-во часов

«Знакомство с семейным законодательством: права и обязанности родителей»

родители

Ролевая игра

июнь

«Мы имеем право: мы – дети. Основные положения Конвенции о правах ребенка»

дети

Ролевая игра

июнь

"Семейный кодекс" (заповеди и законы семьи)

Дети и родители

Круглый стол

октябрь









Список литературы

  1. Прутцманн П. Дружный класс как маленькая планета. – С-Петербург, 1998 г.

  2. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов. – Ярославль, 2001 г.

  3. Рожков М.И., Ковальчук М.А. и др. Профилактическая работа: как ее организовать в среде детей и подростков? Методические рекомендации. – Ярославль, 2003 г.

  4. Соловов А.В. ребенка. – Москва, 2000 г.

  5. Хухлаева О.В. Тропинка к своему я. – Москва, 2001 г.

  6. Чижова И.Н. За здоровый образ жизни. Дополнительная образовательная программа 1-4 класс. – Ярославль, 2007 г.

  7. Кузнецова М. В. Если хочешь быть здоров. Программа профилактических занятий для детей младшего школьного возраста. Переславль-Залесский, 2007 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа по профилактике семейного неблагополучия "счастливы вместе"

Автор: Свирская Елена Владимировна

Дата: 21.03.2015

Номер свидетельства: 189469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Статья"Счастлив тот, кто счастлив у себя дома ""
    ["seo_title"] => string(49) "stat_ia_schastliv_tot_kto_schastliv_u_siebia_doma"
    ["file_id"] => string(6) "449621"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1515771202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства