kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика и урегулирование конфликтов, возникающих в системе взаимодействия субъектов образовательных отношений

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье обозначены основные особенности урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия участников образовательных отношений. Представлены нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности педагогов, законных представителей детей, учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и урегулирование конфликтов, возникающих в системе взаимодействия субъектов образовательных отношений»

ПРОФИЛАКТИКА И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

АННОТАЦИЯ: В статье обозначены основные особенности урегулирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия участников образовательных отношений. Представлены нормативно-правовые акты, регламентирующие права и обязанности педагогов, законных представителей детей, учащихся.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конфликтная ситуация, конструктивный конфликт, деструктивный конфликт, медиация, нормативно-правовые акты участников образовательных отношений.


PREVENTIVE MAINTENANCE AND SETTLEMENT OF THE CONFLICTS ARISING IN SYSTEM OF INTEROPERABILITY OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL ATTITUDES


ABSTRACT: the article outlines the main features of the settlement of conflicts arising in the process of interaction of participants of educational relations. The regulatory legal acts regulating the rights and responsibilities of teachers, legal representatives of the children.

KEYWORDS: a disputed situation, the constructive conflict, the destructive conflict, regulatory and legal acts of participants of educational attitudes.


Участниками образовательных отношений являются учителя, учащиеся и их родители. Нередко их взаимоотношения приводят к конфликтам, во главе которых находится ученик.

На сегодняшний день, со стороны родителей, развивается тенденция, что «школа должна и обязана», стало обычным явлением предъявлять претензии педагогам, забывая про свои прямые родительские обязанности.

Не секрет, что конфликты учителей с родителями возникают все чаще. Некоторые из них становятся достоянием общественности. А тысячи мелких конфликтов остаются в стенах школы, вписываются в семейную историю и, как правило, имеют одного пострадавшего - собственно самого ребенка, в интересах и ради блага которого и происходила конфликтная ситуация.

Откуда же берется неуважение к учителю?

С одной стороны, существует версия, что причина неуважения к любой профессии скрывается в нашем менталитете. Кому мы доверяем, кого мы уважаем? Задайте себе вопрос…

Есть и другая проблема - образование сегодня стало услугой (ФЗ - N 273 «Об образовании в РФ»). И учитель не «сеет разумное, доброе, вечное», а оказывает услугу, и родитель считает возможным спросить с учителя (не всегда корректными способами) за качество услуги.

Но не стоит забывать, что именно за учителем стоит будущее общества, именно учителя закладывают нормы нравственности и культуры.

Стоит помнить высказывание У.Черчилля: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».

А конфликты? Они неизбежны в педагогической практике. А педагогически правильное разрешение конфликтных ситуаций – это профессиональная обязанность учителя.

Каждый конфликт должен иметь конструктивное решение и воспитательный эффект – на нем должен морально вырасти и ребенок, и родитель, и даже учитель.

Почему же в процессе взаимодействия двое взрослых людей, один из которых получил педагогическое образование, не могут найти общего языка, договориться друг с другом?

В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей обучением и воспитанием детей, организацией учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутриклассных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

Иногда конфликтную ситуацию создает и сам учитель.

Интересно, что педагоги, выступающие в двух ипостасях: учителей и родителей, нередко конфликтуют, хотя, казалось бы, уж кому, как не им, знающим все особенности педагогической профессии, жить мирно и взаимодействовать эффективно с учителем. Они так же, как и другие родители, чувствуют себя бесправными, униженными учителем, не хотят ходить на родительские собрания, идут с ними на конфликты.

Решение конфликта может развиваться в двух направлениях: быть конструктивным, когда оно стало полезным для сторон.

И может быть деструктивным, когда происходит неудовлетворение одной или обеих сторон, итогом столкновения является разрушение отношений, обиды, непонимание.

В большинстве случаев, к деструктивному решению конфликта приводят:

  1. Неумение сторон договариваться.

  2. Низкий уровень правовой грамотности участников образовательных отношений.

Хотелось бы обратить внимание на основные нормативно-правовые акты, которыми в своей работе должны руководствоваться педагоги, в том числе в процессе разрешения конфликтов: Конвенция ООН о правах ребенка, Конституция РФ, Закон «Об образовании в РФ», КоАП РФ, УК РФ, Семейный кодекс, Устав ОУ, Правила внутреннего распорядка для обучающихся. В данных нормативно-правовых актах обозначены права и обязанности участников образовательных отношений.

На основании Конституции РФ воспитание детей - это прямая обязанность родителей, а школа лишь помогает им, а не наоборот. В ст. 63 Семейного кодекса РФ говорится о том, что родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования. Если же родители пренебрегают своими обязанностями, то следует соответствующее наказание.

На основании ст. 5.35 КоАП РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних – влечет административную ответственность в виде штрафа. [1 с. 74]

В ст. 156 УКРФ предусмотрено наказание родителей, педагогов и иных лиц, на которых возложена обязанность осуществлять надзор за несовершеннолетним за деяния соединенные с жестоким обращением с несовершеннолетним.[4 с. 81]

Права и обязанности участников образовательных отношений также прописаны в законе «Об образовании в РФ»:

В ст. 43 обозначены обязанность и ответственность обучающихся, а именно указано, что обучающиеся обязаны соблюдать требования Устава школы и правила внутреннего распорядка. В данных документах очень подробно описаны все обязанности и правила поведения обучающихся. [5 с. 50]

За неисполнение или нарушение Устава ОУ, Правил внутреннего распорядка, иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В ст.44 прописаны права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. [5 с. 52]

Выстраивая взаимоотношения с родителя, учениками необходимо помнить, что с точки зрения закона у всех есть как права, так и обязанности и необходимо взаимодействовать друг с другом в рамках правового поля, что позволит избежать многих конфликтов, а возникшие решить конструктивно.

Для конструктивного решения конфликтных ситуаций в образовательной среде наиболее часто используется технология «медиация».

Медиация - одна из технологий альтернативного урегулирования споров с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, которая помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора и условия его разрешения.

Применение данной технологии позволяет продуктивно и объективно решать многие конфликтные ситуации.

Подводя итог, я хотела бы акцентировать вниманием на том, что при решении конфликтных ситуаций задачей педагогов является: научиться договариваться с родителями в рамках правового поля, что позволит эффективно и конструктивно разрешать конфликты.


Список литературы:

  1. Кодекс РФ об административных правонарушениях. – М.: ООО «Рид Групп», 2016 г. – 352 с.

  2. Конституция РФ. Герб. Гимн. Флаг: с изменениями на 2016 г. – М.: Эксмо, 2016 г. – 64 с.

  3. Семейный кодекс Российской Федерации. – Екатеринбург: Ажур, 2015 г. – 76 с.

  4. Уголовный кодекс Российской Федерации.- М.: Эксмо, 2015. – 256 с.

  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».– М.: Эксмо, 2016. – 160 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дегенгарт Анна Валерьевна

Дата: 21.11.2016

Номер свидетельства: 360985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства