Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на северном кавказе
Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на северном кавказе
Духовно-нравственное развитие гражданина России — это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников на северном кавказе»
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
В настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость, особенно это важно для Северного Кавказа, как многонационального и многоконфессионального региона.
Духовно-нравственное развитие гражданина России — это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.
Россия послереволюционного периода основную нравственную задачу видела в воспитании у подрастающего поколения патриотизма преданности идеям социалистической Родины. И весь учебно-воспитательный процесс в школе соответствовал этому направлению. Но именно в это время ушло из нашего обихода слова духовное, духовность.
Нравственное, патриотическое, нравственно-патриотическое вот те слова, которые постоянно встречались в этот период, которые, реже слышишь сейчас, так как они у нас ассоциируются у нас с нашим недалеким прошлым.
Отсутствие духовного развития, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро - как источник радости, мир и согласие в душе, покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.
Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.
Если же обратить свой взор к истории Государства Российского, к своим истокам, то увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине.
Многие видят выход из создавшегося положения в духовности как полноте бытия. И в первую очередь обращаются к нравственным ценностям православия. Во все времена ядром русской культуры были православные устои и традиции народной жизни. И, чтобы вернуться к истокам развития духовно-нравственного воспитания необходимы духовно здоровая семья и школа.
Сложившаяся в нашем обществе социокультурная ситуация привела к тому, что в настоящее время наше светское образование определяли приоритеты, подобные религиозно-нравственным ценностям христианства. Реформируемая система образования призвана строить педагогический процесс на основе историко-традиционных духовных и культурных ценностей русского народа.
И церковь, и государство осознают сегодня, что задачи просвещения и духовно-нравственного воспитания должны пронизывать и подчинять себе всю образовательную систему.
Наше законодательство позволяет интегрировать православные ценности в образовательный процесс, позволяет вводить в содержание дополнительного образования курс «Основы православной культуры», который является одним из блоков курса «Основы религиозных культур и светской этики». Обращаясь к этому курсу отрадно отметить, что он стал итогом совместной работы светских ученых и представителей различных религиозных конфессий.
Отмечая непростую геополитическую ситуацию на Северном Кавказе, непрестанные усилия правительства вывести регион из экономического, политического кризиса, закономерно обращение к духовным истокам. Во многих республиках Северного Кавказа преподавание курса по истории мировых религий является составной частью системной политики, направленной на создание более благоприятных условий для межкультурного и межконфессионального диалога.
Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа, осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день, духовно-нравственное воспитание не может быть представлено отдельными уроками в учебном процессе. Это, скорее всего обучение и воспитание на основе духовности.
Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не только в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.
Образовавшийся духовный вакуум заставляет общеобразовательную школу искать пути совершенствования образовательного процесса.
Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая: — общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания; — условия к тому, чтобы школа не только была учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.