Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.
Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью - будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.»
Моргунова Рушания Мударисовна
МБОУ «СОШ №23», п.Айхал, Мирнинский район, Республика Саха (Якутия)
Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников.
Духовно-нравственное развитие гражданина России - это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
На мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью - будущее всего человечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать как общечеловеческие проблемы.
Современные представления молодежи о некоторых вещах не просто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки - воспринимаются как норма жизни, от которой никуда не деться). Уровень культуры и понятий об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение и справедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого не знать? (в автобусе надо уступать место старшим).
Души современных подростков разорены, опустошены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферы человека, особенно в последние десятилетие. Никандров считает: “Это испытали на себе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо сама исчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще не сформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем больше ощущались потери в области общественной нравственности”.[1, с. 3] Такой переходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушена государственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогда, когда будет четко определенная стратегия духовного воспитания, можно будет говорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.
Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли ее вырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой? Наверное, церковь и государство, а также семья.
Многие, затрагивая подобную проблему, говорят о том, что когда-то раньше было лучше, потому, что люди были добрее, воспитанные и духовно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, что чем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становится его душа и развратнее мировоззрение. А. Ф.Киселев изложил это так: “…Он “упростил” свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностями современной техники. За все пришлось платить. Приобретая - утрачивать. Утеряны живительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с «нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию и красоте.”(2,с.9) К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное, к власти машин в прямом и переносном смысле, потому что человек, утративший способность сочувствовать, сопереживать, проявлять искренние человеческие эмоции автоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботом, выполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернуться к Богу, услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлять человечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная и великая миссия.
Факт крещения Руси в 988 году явился судьбоносным для формирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения к миру, к себе, к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей, воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” [3, c. 4]. Значит, Русский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. В истории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент-церковь. Опора на устоявшиеся традиции, которые способствуют укреплению и единению страны – основа духовно–нравственного воспитания. На основании всего выше сказанного я считаю, что педагогическое воспитание обязательно должно опираться на Православие. К.Д.Ушинский считал нехристианскую педагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.
Социалистический строй отвергал православие, но социалистические ценности и образ нового человека, по сути, являются воплощением идей записанных в Новом Завете. Следовательно, социалистический строй продолжал укреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, что способствовало развитию в советских людях таких качеств, как порядочность, честность, открытость, доброта. К сожалению, эти качества в современной России - редчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.
Важную роль в духовно – нравственном воспитании играет государство и политический строй.
Приоритетной задачей государства и политического строя, по моему мнению, является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этой связи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2012г.- взвешенное и необходимое политическое решение. Духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленно на духовную и социальную консолидацию российского общества, укрепление гражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основ российского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениями россиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышение доверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, к нашему общему настоящему и будущему.”[5, c. 9]
На мой взгляд, духовность – это красота внутреннего мира человека. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания» внутреннего мира человека. Можно предположить, основываясь на том, что у человека природой заложено стремление к прекрасному, значит, развивая в человеке художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека ожил росток духовности.
“Культура как высший акт творчества человека рождалась под мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силы человека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющая поколения прочными духовными связями.”[6, c. 22]
“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренний мир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне: как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю, какой у меня будет дом, машина и многое другое.”[7, c. 23].
“Духовность и нравственность как производные от внутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”. Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющий человека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас", открывая ориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут быть созданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этому способствующие.”[8, c. 2)
Итак, изучив данную проблему, ее причины и пути решения, я могу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да, проблема духовно – нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И при целенаправленной и скоординированной воспитательно-педагогической работе церкви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятой личности над собой данная проблема заметно уменьшится.
И уже сегодня в данном направлении происходят заметные улучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”.
Однако, несмотря на это все, еще остается острым вопрос с засильем в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все еще размытые стратегии и цели воспитания.
Очень надеюсь на то, что меры, необходимые для устранения данной проблемы будут применены раньше непоправимой катастрофы общечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей и безвозвратного перерождения людей в роботов.
Список использованной литературы
1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России”- Педагогика.-2008.- № 9
2.Киселев А.Ф. “Выбор”- Педагогика.- 2008.- № 9
4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание в современной России”- Педагогика.- 2008. - № 9
5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования” - Педагогика.- 2008. - № 9
8.Колесникова И.А. “Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008.- № 9