Педагогический такт в воспитании подростков. Поощрения и наказания.
Педагогический такт в воспитании подростков. Поощрения и наказания.
В данной работе дается побробное описание видов поощрений и наказаний для подростков. В помощь родителям -0сновные заповеди в воспитании. Используя данный материал, родители, возможно, сделают меньше ошибок в воспитании своих детей. Работа содержит важные аспекты воспитания обучающихся, которые помогут родитям избегать конфликты со своими детьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический такт в воспитании подростков. Поощрения и наказания. »
Поощрения и наказания для подростков
Наказания
1 Физическая расправа
Реакция маленького ребенка на физич расправу была очень быстрой и однозначной: не смея ответить ей тем же, он утопил ее любимого котенка в деревенском туалете. Реакция на побои у детей бывает разной:
• ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным; • ребенок чувствует глубокую неприязнь к своим обидчикам; • ребенок, которого бьют постоянно, чувствует ненависть к самому себе и окружающим Физические наказания недопустимы ни в отношении родного ребен¬ка, ни в отношении приемного. На самом деле воспитательное воздействие на ребенка оказывает не сам факт наказания, а
2 Эмоциональная реакция родителей на проступок. Эту реакцию можно выразить разными способа-ми, не прибегая к физическому наказанию Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т.д.
3 Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т.д. Самым страшным для подростка становится угроза отторжения. В качестве поощрения дети предпочитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей становится самым желаемым поощрением, недоверие — самым страшным наказанием. Компетентность приемных родителей (как, впрочем, и родных) определяется умением использовать адекватные методы поощрений и наказаний. Наиболее действенным наказанием нередко является модель так называемого тайм-аута. Так как для ребенка одной из наиболее действенных форм вознаграждения является отношение других, т.е. социальное подкрепление при помощи внимания, похвалы, подбадривания или совместной деятельности, то при нежеланных формах поведения целесообразно использовать в целях наказания лишение внимания. Изъятие из ситуации, внезапная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости. 4 недоверие — самым страшным наказанием.
5 Наиболее действенным наказанием нередко является модель так называемого тайм-аута. Для ребенка важно внимание, похвалы, подбадривания или совместная деятельность, то при нежеланных формах поведения целесообразно использовать в целях наказания лишение внимания. Изъятие из ситуации, внезапная утрата внимания часто служат единственной возможностью для воздействия и завершения конфликта, особенно при агрессивных спорах и приступах ярости.
Поощрения
Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не должны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закрепляли положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть четко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная награда лучше запоминается, а конфета за каждую пятерку теряет свою роль «быть поощрением». • Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием. . В качестве поощрения дети предпочитают словесную поддержку, совместное проведение досуга. И опять звучит проблема доверия. Доверие родителей становится самым желаемым поощрением • Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность. • Лучше использовать поощрения, чем наказания. Что доказывают эксперименты на животных, что те лучше поддаются выработке условных рефлексов, если в качестве подкрепления используется не наказание (например, удар током), а поощрение (что-нибудь вкусненькое). Если нужное поведение поощрять, а негативное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания. • Поощрения должны исполняться. Очень важно, чтобы обещанная награда была получена, поэтому не стоит давать невыполнимых обещаний. • Если родители действительно хотят закрепить желательное поведение ребенка, им лучше выбрать реальное выполнимое поощрение, так как поощрения обязательно должны исполняться. Приемлемыми наказаниями служат запреты, лишения чего-либо, игнорирование, отсутствие улыбки на лице матери и т.д.
Помните простые заповеди при наказании:
Первая заповедь родителя:«Нельзя вести себя всегда одинаково!». Для разных ситуаций нужны разные подходы к наказанию (или поощрению) ребенка.
Вторая заповедь родителя: «Прежде чем что-то решить, попробуйте встать на точку зрения ребенка», это очень важно – как сам ребенок смотрит на свой поступок, ведь если он не видит в нем ничего страшного, то и наказание не будет иметь нужного эффекта, а будет лишь обидным фактом.
Третья заповедь родителя: «Учитывайте индивидуальность вашего ребенка». Есть дети довольно толстокожие, почти «непробиваемые», а есть тонкие, ранимые натуры. Последних тоже можно наказывать, но очень редко. Первые, как правило, не могут обойтись без наказаний. Ребенок сам не может «поставить себя в рамки», сам собой управлять. Его поведение и даже его внутренний мир нуждаются в серьезных внешних подпорках. Так что большинству детей нужны не только любящие, теплые – но и в значительной мере строгие родители. Именно нужны – им самим. Потому что сами себя «привести в чувство» они не в состоянии.
Четвертая заповедь родителя: «Если вы сомневаетесь в своей правоте, ничего не решайте». Примените прием отложенного наказания. Скажите, что вы еще не знаете, что делать, пока подумаете. Иногда ожидание наказания тоже бывает наказанием. Может быть, потом наказывать уже и не придется.