Педагогика в системе современного человекознания, функции
Педагогика в системе современного человекознания, функции
Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах.
Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогика в системе современного человекознания, функции»
Педагогика в системе современного человекознания, функции
Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания. Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах.
Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы.
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой.
Предмет педагогики – реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Функции педагогической науки. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:
· описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;
· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;
· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.
Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:
1.проективный,
2.преобразовательный;
3.рефлексивный,
Категории педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, педагогический процесс,педагогическая технология
Задачи педагогики выявляют сближение наук человекознания и педагогики:
Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.
Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.
Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.
Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.
Педагогика напрямую работает с человекознаниием:
Педагогическое взаимодействие – преднамеренный длительный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическая деятельность – особый вид социальной профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования.
Педаго́гика сотру́дничества – педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я».
Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.
Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала; самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность, творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
Педагоги-новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:
учение без принуждения
набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала
идея опережения
идея крупных блоков
идея свободы выбора
идея диалогического размышления
идея интеллектуального фона класса
идея совместной деятельности педагогов и учеников
Педагогика сотрудничества трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания..
4. Педагогизация окружающей среды.
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру.
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» сегодня детей:
В.А.Сухомлинский: «Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».
• Идея свободного выбора. Для развития сотрудничества эффективную роль играет возможность выбора – это путь развития творческой мысли;
• Идея опережения – не только вчера и сегодня, но и завтра, что позволяет свободно распоряжаться временем, исподволь готовить учеников к восприятию новой темы, способствуют развитию.
• идея крупных блоков – легче устанавливаются логические связи, удобнее выделить ведущие мысли, а затем уяснять детали и подробности.
• идея самоанализа – обучение индивидуальному и коллективному анализу, дают ребятам алгоритмы, эталоны анализа.
•личностный подход на первом плане – личность ученика.
• способности творческие и исполнительские.
• зона ближайшего развития.
Концепция воспитания
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:
• превращение школы Знания в школу Воспитания;
• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-
• возрождение русских национальных и культурных традиций;
• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
• коллективное творческое воспитание;
• творческое самоуправление;
• идея ответственности;
• молодежная философия;
• игра как средство демократизации личности;
• идея воодушевляющего управления.
• детская половина дня;
• идея саморегуляции;
• игра как средство демократизации личности;
• идея гармонизации и гуманитаризации образования.
• оценка работ;
• идея свободного выбора;
• идея самоуважения;
• идея саморегуляции;
• идея уникальности;
Педагогизация окружающей среды
Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Идеи:
• идея трудной' цели;
• коллективное творческое воспитание;
• творческий производительный
труд;
• сотрудничество с родителями;
• процесс демократизации;
• молодежная философия;
• школа и общественные отношения;
• идея выбора;
• идея воодушевляющего управления.
Концептуальные положения.
• Все положения личностного подхода.
• Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.
• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.
• Ребенок есть высшее творение природы и космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.
Целевые ориентации (акцент целей)
• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.
• Облагораживание души и сердца ребенка.
• Развитие и становление познавательных сил ребенка.
• Обеспечение присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.
Педагогическое сотрудничество – явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся. Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога.
Задача.
Учитель выбралавторитарный стиль. Ученик рассматривается в данной задаче как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, что должен ответить ученик и что сделать, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, в данном случае учитель использует свои права без учета ситуации и мнения мальчика. Мы видим, что силы ученика направлены на психологическую самозащиту. Главными методами воздействия учителя являются приказ, поучение. Если у данного мальчика не сформирован мотив страха в обучении, то учитель добьется лишь непонимания и агрессии со стороны ученика и остальных учеников. В данном случае видим, что ученик увлечен учебой – это история, любимый предмет, и если бы учитель узнал истинную причину невнимания мальчика, то можно было бы дать индивидуальное задание, которое было бы интегративного характера, например, история жизни и открытий великого математика или история математики, или математика в музейных экспонатах. Ученик был бы заинтересован и мотивирован, у него бы была положительная коннотация в обучении математике и видение целостного педагогического процесса в предметах, также был бы налажен эмоциональный контакт.