kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогика в системе современного человекознания, функции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания.  Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогика в системе современного человекознания, функции»

Педагогика в системе современного человекознания, функции

Каждый человек опытным путем приобретает определенные педагогические знания.  Эти знания нашли отражение в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах.

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы.

Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Однако образование изучает не только педагогика. Его изучают философия, социология, психология, экономика и другие науки. Вклад многочисленных наук в изучение образования как социального феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связанные с повседневными процессами роста и развития человека, взаимодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой.

Предмет педагогики – реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Функции педагогической науки.  Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

· описательном, или объяснительном, - изучение передового и новаторского педагогического опыта;

· диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих;

· прогностическом - экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

1.проективный,

2.преобразовательный;

3.рефлексивный,

Категории педагогики: образование, обучение, воспитание, развитие, педагогический процесс, педагогическая технология

Задачи педагогики выявляют сближение наук человекознания и педагогики:

  • Научное обоснование развития системы образования, содержания образовательного процесса.

  • Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса.

  • Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания людей.

  • Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления.

  • Разработка содержания и методик самообразования и самовоспитания людей.

  • Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

  • Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

Педагогика напрямую работает с человекознаниием:

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный длительный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной профессиональной деятельности, направленный на реализацию целей образования.





















Педаго́гика сотру́дничества – педагогика, основывающаяся не на классическом принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я».

Педагогика сотрудничества – направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Основные положения: отношение к обучению как творческому взаимодействию педагога и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала; самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность, творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

Педагоги-новаторы заявили, что педагогика сотрудничества принимает любого ребёнка. Были выделены основные идеи педагогики сотрудничества:

учение без принуждения

набор ключевых слов, знаков, расположенных в виде опорной схемы, для исключения зубрежки материала

идея опережения

идея крупных блоков

идея свободы выбора

идея диалогического размышления

идея интеллектуального фона класса

идея совместной деятельности педагогов  и учеников

Педагогика сотрудничества  трудна. Чтобы добиться сотрудничества с детьми, надо иметь доброе сердце, высокую культуру, современный профессионализм.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания..

4. Педагогизация окружающей среды.

Гуманно-личностный подход

Гуманно-личностный подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру.

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

Дидактический активизирующий и развивающий комплекс педагогики сотрудничества открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему учить» и «как учить» сегодня детей:

В.А.Сухомлинский: «Для того, чтобы ребенок успевал, хорошо учился надо, чтобы он не отставал, учился хорошо. Но в этом кажущемся парадоксе и заключена вся сложность педагогического дела. Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха».

• Идея свободного выбора. Для развития сотрудничества эффективную роль играет возможность выбора – это путь развития творческой мысли;

• Идея опережения – не только вчера и сегодня, но и завтра, что позволяет свободно распоряжаться временем, исподволь готовить учеников к восприятию новой темы, способствуют развитию.

• идея крупных блоков – легче устанавливаются логические связи, удобнее выделить ведущие мысли, а затем уяснять детали и подробности.

• идея самоанализа – обучение индивидуальному и коллективному анализу, дают ребятам алгоритмы, эталоны анализа.

•личностный подход на первом плане – личность ученика.

• способности творческие и исполнительские.

• зона ближайшего развития.

Концепция воспитания

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают все важнейшие тенденции, по которым развивается современная школа:

• превращение школы Знания в школу Воспитания;

• постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;

• гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;

• развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности;-

• возрождение русских национальных и культурных традиций;

• сочетание индивидуального и коллективного воспитания;

• коллективное творческое воспитание;

• творческое самоуправление;

• идея ответственности;

• молодежная философия;

• игра как средство демократизации личности;

• идея воодушевляющего управления.

• детская половина дня;

• идея саморегуляции;

• игра как средство демократизации личности;

• идея гармонизации и гуманитаризации образования.

• оценка работ;

• идея свободного выбора;

• идея самоуважения;

• идея саморегуляции;

• идея уникальности;

Педагогизация окружающей среды

Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются: школа, семья и социальное окружение (среда). Результаты (личность выпускника) определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Идеи:

• идея трудной' цели;

• коллективное творческое воспитание;

• творческий производительный

труд;

• сотрудничество с родителями;

• процесс демократизации;

• молодежная философия;

• школа и общественные отношения;

• идея выбора;

• идея воодушевляющего управления.

Концептуальные положения.

• Все положения личностного подхода.

• Ребенок есть явление в нашей земной жизни, а не случайность.

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок есть высшее творение природы и космоса и несет в себе их черты — могущество и безграничность.

Целевые ориентации (акцент целей)

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение присвоения ребенком расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Педагогическое сотрудничество – явление двустороннее, предполагающее участие в нем обоих субъектов педагогического процесса. Нет учения без увлечения, и нет учения без требований. Здесь нет противоречия - это две стороны «педагогической медали», составляющие ее единство. Нельзя ориентироваться лишь на трудолюбивых, жаждущих знаний и умений, желающих успешно учиться, творчески работающих учащихся.            Педагогическое сотрудничество, выбор соответствующего стиля взаимоотношений с учащимися требуют педагогического такта, мастерства, опыта работы педагога.
























Задача.

Учитель выбрал авторитарный стиль. Ученик рассматривается в данной задаче как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Учитель единолично решает, что должен ответить ученик и что сделать, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, в данном случае учитель использует свои права без учета ситуации и мнения мальчика. Мы видим, что силы ученика направлены на психологическую самозащиту. Главными методами воздействия учителя являются приказ, поучение. Если у данного мальчика не сформирован мотив страха в обучении, то учитель добьется лишь непонимания и агрессии со стороны ученика и остальных учеников. В данном случае видим, что ученик увлечен учебой – это история, любимый предмет, и если бы учитель узнал истинную причину невнимания мальчика, то можно было бы дать индивидуальное задание, которое было бы интегративного характера, например, история жизни и открытий великого математика или история математики, или математика в музейных экспонатах. Ученик был бы заинтересован и мотивирован, у него бы была положительная коннотация в обучении математике и видение целостного педагогического процесса в предметах, также был бы налажен эмоциональный контакт.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогика в системе современного человекознания, функции

Автор: Воробьева Ирина Михайловна

Дата: 22.12.2022

Номер свидетельства: 621220


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства