Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание школьников средних классов в рамках цикла внеурочных занятий «разговоры о важном»»
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ В РАМКАХ ЦИКЛА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Им Миралья Юрьевна
МБОУ «Крестяхская СОШ им. И. Г. Спиридонова»
учитель английского языка
В статье рассматривается патриотическое воспитание школьников средних классов в циклах внеурочных занятий «Разговоры о важном». На этом основании сформулированы основные цели внеурочных занятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся средних классов.
Без патриотического воспитания немыслимо полноценное развитие государства и народа.
Актуальность темы воспитания патриотизма непрерывно растет. Это связано с:
- расширением и усилением тенденций интеграции и международного взаимодействия населения Земли;
- постоянным нарастанием, распространением и усложнением механизмов межгосударственного, межрегионального и глобального объединения государств и народов планеты;
- возрастающими потребностями в укреплении суверенности государства;
- ростом воздействия культуры более развитых государств на культуру менее продвинутых;
- распространением средств массовой культуры в молодежной среде на международном уровне;
- становлением бездуховности, нигилистических взглядов, космополитичности, нравственного упадка, агрессивности и прочих негативных факторов [2].
С лица нашей планеты исчезают многочисленные народности. Этому способствует множество причин. Одними из них являются недостаточная сформированность в обществе чувства национальной самобытности, отсутствие должного осознания важности и сущности единства страны, воспитания подрастающих поколений в духе патриотизма.
Любовь к Отечеству, его народу, истории, культурному наследию, родному языку, окружающей природе, стремление к преумножению его славы и достояния - это и есть воплощение высокого духовного начала человека, проявление его патриотических чувств. Народ, который не изучает собственную историческую судьбу, ценности, не занимается постижением уровня и возможностей самосовершенствования, обречен на убогое бытие.
Формирование чувства национальной самобытности не отдаляет личность от общечеловеческого, а напротив, через познание и осваивание своей национальной культуры он приобщается к культуре народов земного шара, так как именно национальная культура наиболее совершенно и масштабно осмысливается, и постигается в сочетании с культурами других народов. Национальный уровень культуры действительно служит основой для приобщения к культурам других народов.
Следовательно, воспитание патриотически сознательного гражданина, самоотверженно любящего свою Отчизну, жаждущего, способного творить и созидать ради блага своей Родины, непрерывно размышляющего о том, что сделал, продолжает делать и будет способен совершить для своей страны, для того чтобы оказать ей помощь в реализации решения многочисленных социально-экономических и культурно-просветительских задач - актуальнейшая задача патриотического воспитания современных школьников.
Начиная с глубокой древности и заканчивая современностью, каждая народность стремилась донести до молодого поколения накопленный опыт и сложившиеся традиции предшествующих поколений, воспитать чувство любви к отечеству, национальной культуре и родному языку [4].
Древние эллины любовь к Отечеству рассматривали как наивысшую благодетель. В педагогике важное внимание уделяется патриотическому образованию. Из всех морально-этических ценностей превыше всего ставятся такие, как чувство патриотизма, уважение к родной земле, своему краю, родному языку [3].
Чувство ответственности за свою Родину пронизывает все произведения фольклора: сказочные истории, исторические эпосы, народные песни, сборники пословиц и поговорок.
В народной педагогике понятие патриотизма неотрывно связано с отвагой, храбростью, мужеством, смелостью, чувством чести и благородства, в том числе и в отношениях с противником. Нам об этом говорят и напоминают богатыри из чудесных сказаний, которые борются с самыми страшными монстрами за правду, за независимость, за счастье и свободу народа.
Впервые термин "патриотизм" был употреблен во времена Великой французской революции. Патриотами тогда назывались сторонники республики в противопоставлении представителям из стана монархистов.
Понятие "патриотизм" произошло от старинного греческого слова, означающего родина, отчизна [1].
Патриотизм представляет собой идеологию и политический курс каждой страны; является качеством, свойством, проявляющийся в переживании и уважении человека по отношению к своей Родине. Проявляется в виде чувства любви и конкретных поступков, которые направлены на повышение ее престижа и благосостояния, упрочение ее авторитета и самостоятельности.
Основа патриотизма - это привязанность человека к той природно-культурной обстановке, где он проживает; отношение к ней как к достоянию своих прародителей; понимание важности защиты и прироста материально- духовных благ своего Отечества.
Патриотическое воспитание по своей сути представляет собой особый целеориентированный планомерный процесс педагогического взаимодействия между учителем и учеником, имеющий целью психологическое, общетеоретическое, учебно-методическое и прикладное развитие воспитанника и достижения в данной сфере деятельности уровня интеллектуально богатой, высокоморальной и высоко культурной личности, являющейся одновременно достойным представителем своей народности, патриотически настроенным гражданином, ратником за сохранность и прирост материальных и духовных ценностей, популяризатором национальной культуры.
Цели формирования патриотического воспитания учащихся средней школы:
- воспитать в каждом обучающемся патриотически выдержанную индивидуальность, патриота-ценителя, тонкого знатока, умельца, бережно хранящего и продолжающего драгоценный накопленный опыт своей народности, пропагандирующего культуру и историю своей страны, малой и большой родины;
- формировать у школьников внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию в патриотическом духе и патриотическому совершенствованию окружающих граждан;
- организовать коллективное направление по патриотическому воспитанию и нравственному становлению ровесников, учащихся младших и старших классов; способствовать образованию аналогичных внутришкольных и общешкольных коллективов учащихся;
- воплотить в жизнь идеи личного и командного патриотического развития учеников в самосовершенствовании: самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самообразовании.
Задачами патриотического воспитания детей школьного возраста являются:
- психологическая подготовка школьников к обретению и демонстрации ими патриотической зрелости, исполнению патриотического долга, популяризации исторического наследия своей Отчизны, патриотического самосовершенствования;
- обучение школьников проектированию процессов проявления патриотической активности и собственного развития в них в соответствии с требованиями социального развития страны и достижения общечеловеческих идеалов;
- развитие умения воспринимать, анализировать и оценивать патриотические действия и поступки окружающих и собственные действия;
- обучение школьников самостоятельно проводить анализ и оценку сильных и слабых качеств своих ровесников, своего коллектива, себя, устанавливать труднодостижимые, но реализуемые при этом цели и задачи по патриотическому самовоспитанию;
- обучение школьников выявлять важнейшие проблемные вопросы организации патриотической деятельности;
- обучение школьников отбирать и намечать самые актуальные и подходящие формы коллективно-личностной деятельности в соответствии с запросами социального развития, универсальными нравственными идеалами для самостоятельного формирования и становления патриотического самосознания, умений и норм патриотического мышления, норм и привычек патриотического поведения среди сверстников, друзей младшего и старшего возраста;
- обеспечить неразрывную взаимосвязь патриотического сознания и поступков, слова и действия. Согласно намеченным планам по индивидуальному и коллективному самовоспитанию и просвещению товарищей, учеников младших и старших классов, вовлекать учащихся в активные, осмысленные мероприятия патриотической направленности, которые позволяют им на практике реализовать возложенные на них функции гражданина-патриота.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся средних классов является одной из составляющих работы по организации внеурочной деятельности в течение всего учебного периода.
На этом основании сформулированы основные цели внеурочных занятий, направленных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся средних классов:
формирование заинтересованности в вопросах изучения отечественной истории и культуры,
формирование гражданской позиции и патриотизма,
становление и детализация концепта "Отечество", осмысление своего мнения о его ценности;
развитие представлений о духовно-историческом богатстве народов России и значимости процесса его сохранения;
воспитание гражданской самобытности и чувства гордости за свою страну,
совершенствование содержания понятия "Отечество".
Министерство образования Российской Федерации с 1 сентября 2022 года запустило в реализацию крупный проект - цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном", призванный доступными для школьников словами повествовать о таких общечеловеческих и общекультурных ценностях, как доброжелательность, уважение, почтение, историческая память, сострадание, справедливость [5].
Над разработкой сборников методических и интерактивных пособий для цикла внеурочных занятий, основной целью которых является качественная и максимально удобная организация и проведение занятий "Разговоры о важном" в школах и организациях среднего профессионального образования, трудилась многочисленная команда профессионалов из числа ведущих учреждений федерального уровня.
Главные темы связаны с основными моментами из жизни человека в современной России.
Подборка методических материалов для учителей носит информационно-консультативный характер. При этом на сайте проекта "Разговоры о важном" размещен детальный комплект методических и интерактивных материалов, который включает в себя поурочные планы, интерактивные элементы, презентации и видеоролики для проведения внеурочных занятий. Все это дает возможность учителю не только провести качественные внеурочные мероприятия, но и, применяя данный комплект методических и интерактивных материалов, эффективно сформировать личностные результаты учащихся, направленные на развитие духовно-нравственных качеств.
Таким образом, максимального результата удастся добиться только при условии интегрированного применения всех надёжных информационных источников для воспитания нравственных качеств и чувства патриотизма у будущего поколения нашей страны.
Библиографический список
Буняшин, И. В. Актуальность формирования патриотизма у школьников в условиях современного образовательного процесса / И. В. Буняшин, А. Я. Глывяк // Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы : Материалы Международной научно-практической конференции, Омск, 29–30 апреля 2021 года. – Омск: Омский государственный технический университет, 2021. – С. 68-71. – EDN SGEEDO.
Журавская, В. Н. Патриотизм как одна из главных задач педагога в воспитании школьников и учащейся молодёжи / В. Н. Журавская, Л. В. Журавская // Текст. Язык. Человек : Сборник научных трудов XІ Международная научная конференция в рамках Недели русского слова в Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякина. В 2-х частях, Мозырь, 18–19 ноября 2021 года / Редколлегия: С.Б. Кураш (отв. ред.) [и др.]. Том Часть 1. – Мозырь: установа адукацыі "Мазырскі дзяржаўны педагагічны універсітэт імя І. П. Шамякіна" = учреждение образования "Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина", 2021. – С. 24-29. – EDN XCBOYI.
Пономарева, Е. С. Формирование представлений младших школьников о патриотизме как базовой национальной ценности / Е. С. Пономарева // Problems and prospects in the international transfer of innovative technologies : Collection of articles based on the results of International scientific and practical conference, Izhevsk, 19 марта 2022 года. – Sterlitamak: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство международных исследований", 2022. – С. 19-22. – EDN IZZYSA.
Саматеева, М. З. Психолого-педагогические основы формирования патриотизма современных школьников / М. З. Саматеева // Научный альманах. – 2022. – № 6-1(92). – С. 129-133. – EDN ECRDQS.
Шапоров, А. М. Критерии сформированности гражданственности и патриотизма у школьников / А. М. Шапоров // Человек и общество: история и современность : Межвузовский сборник научных трудов / Науч. редактор М.В. Шакурова. Том Выпуск 20. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2021. – С. 154-157. – EDN RJRKXJ.