воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения, образу жизни.
Оформление и оборудование:
Выставка личных достижений каждого ученика 4-А класса ( грамоты, медали, поделки, рисунки, стихи собственного сочинения.) На доске белое дерево толерантности без листьев, фотографии разных детей (больших, маленьких, толстых, худых, с разными прическами , с разными эмоциями, с ограниченными возможностями и т. д.)на прогулке, в лесу, в школе, на детской площадке, в музее, в театре, в кино, фотографии детёнышей различных животных.
Картонные фигурки-автопортреты уч-ся (мальчиков и девочек), у каждого уч-ся конверт с карточками № 1,2,3,4,5(см. приложение), ручка, фломастер, цветовой веер – «радуга» 7 цветов (КОЖЗГСФ).
Цели: формирование эффективно действующей команды.
Задачи: научить работать в команде; принимать групповые решения; формировать доверие по отношению к своим товарищам; развивать коммуникативную гибкость; учить взаимопомощи и поддержке.
Формы работы: коллективные, групповые, индивидуальные и парные; методы: словесный (беседа), наглядный (презентация), практический, проблемно-поисковый, рефлексия.
Слайд 1 - Здравствуйте. Несмотря на то, что на улице морозно, у каждого из нас есть своя погода, погода нашей души. Давайте посмотрим, какой прогноз на сегодняшний день у нас. Если на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Посмотрите, мы все улыбаемся, значит, в данную минуту мы счастливы, спокойны, веселы.
Все вы учитесь в одном классе вот уже 5-й год и, надеюсь, хорошо друг друга знаете. Давайте проверим. Возьмите один из листков бумаги с ладошкой и напишите крупно и красиво свое имя. Молодцы!
- А теперь посмотрите друг на друга и скажите: Чем вы друг на друга похожи? Но только так, чтобы ваши ответы не повторялись. (мы мальчики, одноклассники, и т.д.)
Хорошо! Следующее испытание:
Возьмите салфетки и оторвите правый уголок, затем противоположный, сверните салфетку дважды так, чтобы оторванные уголки совпали и оторвите серединку.
- Молодцы! Теперь разворачиваем салфетку. Посмотрите, есть ли у нас одинаковые?
- Правильно, их нет. Салфетки наши получились разные. Когда вы смотрели друг на друга, вы правильно отметили, что мы все люди: мальчики, девочки, одноклассники. Но мы все с вами разные: с разными увлечениями, интересами, вкусами. Мы все разные и наши салфетки разные. Несмотря на это, мы должны уметь слушать друг друга, уважать, считаться с чужим мнением, только тогда мы будем жить в мире и согласии. Согласны со мной?
А сейчас посмотрите на слайд 2: (репка, лебедь, рак и щука).
- Вы узнали героев на этих картинках?
- А как вы думаете, почему именно эти эпизоды я вам показываю?
- Чему учат басня и сказка?
- Молодцы! Когда мы все вместе, единой командой, мы можем и умеем договориться. Поэтому наша задача научиться договариваться и стать сплоченным классом, единой командой, работать вместе.
Любой коллектив похож на мозаику, мы - как кусочки мозаики вместе создаем рисунок.
Если хоть одного кусочка не будет, рисунок будет не красивым. Верно?
-Давайте поговорим о том, какими качествами должна обладать команда, чтобы каждый в ней чувствовал себя хорошо.
Слайд 3: (круг, разделенный на 12 частей. На каждом радиусе с внешней стороны круга подписаны качества: равенство, доброта, взаимопомощь, вежливость, дружба, умение слушать, уважение, доброжелательность, юмор, свобода высказывания, тактичность, сплоченность. Каждый радиус окружности внутри делится на 5 баллов. Это шкала, где откладывается количество баллов, которыми оценивается каждая черта. Дети получают листы с качествами команды, на которых выставляют свои оценки и рисуют паутинку)
- А вот теперь вместе, сообща, оцените по 5бальной шкале, насколько важны все эти качества для единого сплоченного коллектива. Рисуйте точки крупнее. У вас на парте есть лист с этим заданием.
- А теперь соедините маркером, цвета вашей команды, все точки, и у вас получится паутинка.
- Давайте посмотрим, какая паутинка у вас получились.
- Если она ближе к центру, то команде трудно. А чем ближе паутинка к краям, тем сплоченнее команда и тем комфортнее каждому в нем.
- Ребята, скажите, а каких качеств не хватает команде, чтобы окружность была идеальной? Какие качества не дотянули до 5?
Итог: Да, ребята, мы не должны забывать, когда мы все вместе, единой командой и каждый думает о результате общего дела, мы справимся с любыми трудностями.
Слайд 4. А теперь вперед к трудностям. Представим, что мы плыли на корабле, но он потерпел крушение, есть спасательные шлюпки, в которых нужно будет продержаться на волнах до прилета самолета со спасателями.
( команда получает по газете (это шлюпка, на которой надо спастись), участники должны договориться и как-то уместиться в своих “шлюпках” (ноги участников не должны касаться пола) и продержаться в течение минуты.)
- Уже темнеет и для того, что бы вам не потеряться в темноте, необходимо соединить “шлюпки” (с помощью рук, ног, одежды) и продержаться в связке минуту.
- И вдруг море разбушевалось, и шлюпки начинают тонуть. Надо переместиться всей команде на две оставшиеся шлюпки, уместиться на них и продержаться там еще минуту.
- Молодцы! И вот волной нас выбросило на необитаемый остров. Сходим со шлюпок. (Рассаживаются)
- Скажите, ребята, что помогло нам спастись? Не потеряться в море?
- Верно, потому что мы – вместе!
Итак, на необитаемом острове, на который мы попали, есть все условия для жизни (животные, пресная вода, деревья), но с собой у нас нет абсолютно ничего, кроме одежды, в которой мы находимся. Исследуя остров, мы нашли в скале пещеру, и от случайно произнесенных слов, которых никто не запомнил, она неожиданно открылась. В ней есть любые предметы, но каждый можем взять себе лишь 5 предметов, при этом советоваться друг с другом нельзя. Поделиться или обменяться предметами друг с другом, потом тоже будет нельзя. Возьмите листочки и напишите, каждый, какие 5 предметов вы возьмете с собой.
(Слайд 5со списком предметов. Каждый участник на отдельном листке бумаги записывает 5 предметов, которые он возьмет с собой.)После выполнения всеми этой части упражнения:
- Ребята, хоть у каждого из вас и есть по 5 предметов, но ситуация такова, что всей команде можно унести из пещеры только 5 предметов.
(После этого все совещаются и составляют один общий список.)
- Ребята, но вот на горизонте появился корабль, чтобы он успел нас заметить, мы должны бегом бежать на берег, но каждая из команд может вынести из пещеры только по одному предмету.
- Итак (обращаясь к командам), что вы с собой возьмете? Решение вы должны принять вместе. (слова с их ответами вывешиваю на доску)
- Я очень рада, что мы спаслись. Как вы думаете, получилось ли у нас договориться? Что помогло этому?
- И в конце нашего знакомства мне хотелось бы узнать:
- Что полезного вы возьмете с собой с урока?
- Считаете ли вы, что сегодня наш коллектив стал немножечко сплоченнее?
- В начале занятия мы сказали, что все мы разные, а что помогло нам быть вместе?
- Верно. (Cлайд 6)
- А теперь встанем все в круг, возьмемся за руки, поднимем их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству, потому что МЫ - ВМЕСТЕ! (хором). (Слайд 7) Спасибо за общение.
Возьмите карточку № 1 Ответьте на мои вопросы, поставив – или + .
КАРТОЧКА № 1
Фамилия________________________
Имя_____________________________
Класс_________
Можешь ли ты первым заговорить с незнакомым мальчиком или девочкой?
Можешь ли ты самостоятельно познакомиться с кем-нибудь?
Любишь ли ты играть с ребятами?
Можешь ли ты поменяться игрушками или игрой с другими ребятами?
можешь ли ты попросить, чтобы тебя приняли в игру?
Любишь ли ты играть в игры по правилам?
Можешь ли ты уступить, чтобы игра продолжалась?
Нравится ли тебе ходить в гости?
Любишь ли ты получать подарки?
Любишь ли ты дарить подарки?
Подведение итогов. Делается вывод о том, сколько в классе общительных детей. Почему?
Карина (Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш город. Наша школа. Мир – это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг другаКак, по - вашему, толерантность помогает им жить в мире и согласии? ) Каждый из нас не похож на другого. Чем же мы отличаемся друг от друга?
Мы все очень разные, но всех нас объединяет одно. Как вы думаете – что?
3. Психологические приёмы : Упражнение “КАМУШЕК В БОТИНКЕ”
К доске выходят мальчик и девочка по желанию. Учитель предлагает им положить в обувь «камешек» (можно использовать ластик). Учащиеся пытаются, взявшись за руки пройти перед классом. ( Не получается)
- Скажите, а что вам мешает красиво пройти. ( Камешек)
Найдите в себе то, что мешает жить в мире с самим собой и с окружающими людьми. ( гнев, страх, робость, злость, трусость, болтливость, лень, грусть,) Запишите в карточке № 3.
Теперь сверните листок и выбросите в серую коробку. Учитель выставляет коробку за дверь. Теперь нам ничего не будет мешать общаться с другими людьми.
Упражнение “ЖЕМЧУЖИНА В РАКОВИНЕ”
Отыщите в себе то, что является достоинством и помогает жить в мире с окружающими людьми. (радость, понимание, терпение, уступчивость, умение прощать, умение дружить, отзывчивость, честность, правдивость.) Запишите в карточке № 4. Сверните и положите в коробочку красного цвета в виде сердечка.
5. Письмо будущему 6-ку.
У вас в конверте с заданиями осталась карточка под № 5 . Она называется письмо будущему шестикласснику. Заполните её. Возьмите в руки конверт и напишите кому будет адресовано это письмо. КАРТОЧКА № 5
Письмо будущему 6- класснику.
Мне надо научиться быть_________________________________.
Для общения мне не хватает_____________________ _____.
6. Заключительное задание “Дерево толерантности”
Возьмите каждый шаблон-лист дерева и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.
(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева – толерантности без листьев)
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения.
Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизн
Я хочу, чтобы у вас всегда было доброе и понимающее сердце, на память о сегодняшнем классном часе вы получаете частичку моего сердца ( сувенир-сердечко). Вы навсегда останетесь в нём.
Учитель открывает красную коробку в виде сердечка в которую учащиеся положили карточку №4. Вот видите добро возвращается . В эту коробочку вы положили свою «жемчужину», она превратилась в сердце .
В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.
Ученик:
Я твой друг и ты мой друг, Пусть будет шире Дружбы круг. В кругу стоят друзья твои. Ты им свою улыбку подари.
Ученица:Слева друг и справа друг, А вместе это Дружбы круг, Другу справа руку ты пожми, Передай ему тепло твоей руки
Уч-ся вместе с учителем встают вкруг, держась за руки и поют песню “Дорогою добра”,сл.Ю.Энтина,муз.М.Минкова)
Песня “Дорога добра”
Слова Ю.Энтина Музыка М.Минкова
Спроси у жизни строгой, Какой идти дорогой, Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!
Забудь свои заботы, Падения и взлёты, Не хнычь, когда судьба ведёт Себя не как сестра. Но если с другом худо, Не уповай на чудо… Спеши к нему, всегда иди Дорогою Добра!
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов, Не забывай, что эта жизнь- Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный; Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!