Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся,
развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отчёт по самообразованию Плеховой Н. П. »
Отчёт по самообразованию
Плеховой Н. П.
учителя 2-а класса ТЛ имени Н.К. Георгиу г. Кишинёва
по теме:
« Применение метода проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста».
« Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия.» В. Гузеев
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Её решение особенно актуально для начального звена школьного обучения, поскольку с позиции отечественных психологов, физиологов (Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В. В. Рубцова и др.) учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей 6-10 лет, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью, способностью решать нестандартные задачи.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, внедряется проектная деятельность. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Работая много лет над проблемой повышения качества знаний учащихся,
развитием их познавательных и творческих способностей, я убедились, что особое внимание надо направлять на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя учащимся.
Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение их на основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.
На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
В 2013-2014 учебном году в 1 классе мною была начата работа по самообразованию по теме: «Применение метода проекта для развития и реализации творческих способностей учащихся младшего школьного возраста», а в 2024-2015 учебном году продолжена. В течении 1 семестра ребята учились самостоятельно добывать знания по определённым предметам, таким как познание мира, который у них появился в этом учебном году, ИКТРН, ДНВ. Сначала это были индивидуальные творческие проекты, которые оформлялись в
виде постеров, докладов и других творческих работах. Темы были разнообразные, это « Времена года» по познанию мира или « Лекарственные растения» по «Истории, культуре, традиции русского народа», о друге и дружбе по « Духовно – нравственному воспитанию».
Вторым этапом была коллективная работа по созданию постеров по познанию мира при изучении темы « Планеты Солнечной Системы». Класс был поделен на несколько команд, которые отвечали за свою определенную планету.
Во 2 семестре ребятам было предложено делать презентации по определённым темам выше перечисленных учебных дисциплин. Очень активными были Берзан Георгий, Ботнару Илья, Максименко Яков, Борисовская Ксения, затем подключились Соколовский Егор, Гришкина Арина, Кхан Раян, Ротарь Никита,
По литературному чтению в течении всего года ребятами было написано 4 творческие работы - сказки на разные темы. При изучении сказки А. С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», ребятам было предложено написать свою сказку « О чём бы я попросил ( а) золотую рыбку», сказку « Почему нельзя рвать раннецветущие цветы», « О чём нам рассказала бы ручка» и свою сказку «О дружбе».
А также, изучая темы « Семья » и « Дружба» по духовно – нравственному воспитанию, ребята свои творческие работы посвятили маме и своим друзьям, где очень хорошо освятили данные темы, описали словесный портрет мамы, посвятили ей стихи. Несколько уроков было посвящено дружбе между сверстниками, говорили о дружбе между детьми и взрослыми, о дружбе между людьми и животными. Результатом данных уроков были , как презентации, так и сочинения ребят.
В мае месяце был проведён групповой проект « Профессии моих родителей». Работу по развитию творческих способностей детей через проектную деятельность продолжу и в дальнейшем.