kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работа с одаренными детьми в условиях модернизации российской системы образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работа с одаренными детьми в условиях модернизации российской системы образования.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работа с одаренными детьми в условиях модернизации российской системы образования.»

Особенности работа с одаренными детьми в условиях модернизации российской системы образования.


Модернизация российской системы образования, сопровождающаяся переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. Стали появляться образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации, целью которых стало выявление, обучение и развитие одаренных детей. В связи с этими изменениями, в общественном сознании стало формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала страны.

Современная общеобразовательная школа имеет в наличии огромный диапазон интеллектуальных и других способностей школьников. В любой современной общеобразовательной школе встречаются дети с повышенной готовностью к обучению и с пониженной готовностью к обучению (вплоть до детей с задержкой психического развития и с ограничениями возможностей).

А между ними находится основная масса детей со своими индивидуальными особенностями, которые также требуют к себе специального внимания. При работе с одаренными детьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, большая часть которых связана с разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством теоретических подходов и методов выявления одаренности и обучения детей, вариативностью современного образования.

С теоретической точки зрения сложность проблемы обучения и развития одаренных детей обусловлена разнообразием подходов к проблеме одаренности и ее развитию у детей с явными и скрытыми признаками одаренности. Одаренность проявляется через своё соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Для динамики одаренности существенное значение имеет оптимальность уровня требований, выдвигаемых в ходе деятельности человека, например требований, которые ставит ученику учебная программа. Чтобы стимулировать развитие, эти требования должны быть достаточно высокими [1, с.136].

Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности. Понимание одаренности существенно зависит от того, какой вес предоставляется тем или иным видам деятельности и что понимают под успешным выполнением каждой конкретной деятельности [2].

Одаренность и способности отличаются не количественно, а качественно. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одаренный в одной сфере, другой – в другой, но и в уровне сформированности одаренности. Ведущие специалисты по одаренности сходятся во мнении, что выражения «одаренные ученики», «выдающиеся дети» – весьма условные. Этими терминами (применительно к умственной сфере школьников) чаще обозначают учеников с достаточно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью тех или иных специальных умственных способностей, с признаками благоприятных предпосылок развития их научного таланта и поисковой деятельности. Но поскольку речь идет о детях, все эти характеристики имеют значение чего-то предварительного: проявившиеся способности могут остаться нереализованными, могут не получить ожидаемого развития, либо в силу других увлечений ребенка быть «закрытыми» для их дальнейшего развития.

Вместе с тем, подлинные способности других детей могут находиться как бы в скрытом состоянии и обнаружиться лишь впоследствии, что является опровержением отрицательного прогноза, если он был сделан [3, с.143]. При этом Н.С. Лейтес подчеркивает, что указанные признаки одаренности могут быть проявлением и так называемой возрастной одаренности. Существенно, что по своей природе одаренность имеет системный, динамический и индивидуальный характер. Следует также отметить, что медлительность и плохая успешность в школьном обучении не являются признаками того, что данный ученик не может быть одаренным. Одаренность в этом случае может иметь латентный, потенциальный характер. Индивидуальная одаренность школьника может рассматриваться как определенный природный дар, к которому подстраивается, пытается сохранить и развить, и в определенном смысле, «эксплуатирует» учитель, организуя учебный процесс.

Необходимым условием реализации этого подхода являются более ранее выявление и отбор одаренных детей, организация для них специальных учебных занятий, учебных программ и т.д. Критерии подобного отбора зависят чаще всего от вида образовательного учреждения (программы) и от психолого-педагогических предпочтений педагога и психолога, проводящих этот отбор. Учебный процесс здесь ориентирован на достижение успеха по тем учебным предметам, которые соответствуют данному виду одаренности, независимо от того, насколько действительно развивающими и здоровьесберегающими являются используемые при этом образовательные технологии. Развитие этих детей ориентировано на формирование личности, реализующей данную одаренность, со всеми как положительными, так и отрицательными последствиями.

Таким образом, учебные программы и учебный процесс в данном случае ориентированы на формирование высокоподготовленного специалиста в области соответствующей одаренности ученика: математике, физике, музыке, филологии, естествознании и т.д. Подобный подход достаточно приемлем, если проблему свести только к удовлетворению повышенной познавательной потребности таких детей. Также он хорош, если на первый план поставить вопрос о сохранении и умножении интеллектуального потенциала страны, о ее обеспечении высокопрофессиональными специалистами в конкретной области знаний. Но рассматривая данный подход с другой стороны, мы наблюдаем, как образовательные технологии, узко ориентированные на развитие только одного вида одаренности, зачастую сужают возможности для общего, личностного развития ребенка: физического, эмоционального, интеллектуального, социального и духовного.

Часто, преуспевая в учебе, большая часть этих детей имеет достаточно серьезные психологические проблемы, игнорирование которых может иметь не только личностные, но и весьма значимые социальные последствия. Одна из особенностей развития одаренных детей состоит в осознании ими своей исключительности по сравнению с другими детьми. Вследствие этого у некоторых из них формируется чувство, что им позволено больше, чем другим. Но, как известно, чем больше имеет возможностей человек, тем более развитым у него должно быть чувство ответственности за свои действия. Отсюда следует, что обучение, ориентированное на развитие природной одаренности детей, обязательно должно уравновешиваться особенным развитием у них духовно-нравственной сферы их сознания, чувства ответственности за себя и задругих, толерантности и т.д. Это означает, что обучение одаренных детей обязательно должно включать психологическую основу для их личностного развития.

Второй подход индивидуализации обучения по проблеме одаренных детей отличает построение учебных программ и организация учебного процесса, которые должны соответствовать природно-возрастным возможностям гармоничного развития детей в разных условиях. Здесь для ребенка создаются условия для развития его тела, эмоциональной и интеллектуальной, а также социальной и духовно-нравственной сфер его познания [4, с. 125].

В этом случае изначально ставится задача расширения сознания ребенка, развитие его способности ощущать себя неотъемлемой частью окружающего мира, думающего не только «за себя», но и «за всю Планету». Одним из способов развития такого чувства ответственности является развитие у детей «планетарного (глобального)» или «космического» мышления. Рассматривая проблему с этой точки зрения, учебные программы и образовательная среда в целом должны создавать возможность учащемуся по-разному проявить себя, ощутить и познать свою способность быть разным, причем как в одной и той же ситуации, так и в разных ситуациях. Образовательная среда в данном случае должна обеспечивать возможность каждому учащемуся найти свою нишу для своего развития, а тем самым иметь возможность для обретения и проявления своей собственной индивидуальности. При этом следует помнить, что одаренность как психологическое явление будет и проявляться по-разному.

Есть одаренность явная и стабильная, которая постоянно проявляет себя на протяжении всей жизни школьника, иногда одновременно в разных видах деятельности. В этом случае часто говорят, что «если человек талантлив, то он талантлив во всем». Таких случаев одаренности, которая проявляется рано и на всю жизнь, очень мало. Значительно чаще учителя и иные специалисты имеют дело с одаренностью возрастной (временной), когда, ярко проявляясь в одном возрасте, она вдруг исчезает (или внезапно возникает) в другом возрасте. В этом сензитивном возрастном периоде ребенок попадает в категорию одаренных, а через какое-то время его одаренность как бы растворяется.

Менее изучена и трудно поддается определению скрытая одаренность. Нужны особые условия, или, особый вид деятельности, при выполнении которой возможно обнаружить, что данный ребенок действительно одарен. Когда речь идет об одаренности в явной форме, мы имеем дело с одаренностью как явлением не только психологическим, но и социальным, ведь одаренность проявляет себя через те виды деятельности, которые предоставляет ребенку социальная среда. Когда речь идет о скрытой одаренности, то она выступает больше как явление природно-психологическое, что в свою очередь означает, что любой ребенок по своей природе обладает способностью к творческому саморазвитию. Чтобы дать возможность проявиться одаренности и способности, и индивидуальности вообще, образовательная среда изначально должна быть разноориентированна и построена таким образом, чтобы не навредить естественному развитию психических и физических задатков школьников [4, с. 127].

Образовательная среда как условие обучения и развития учащихся, с одной стороны, должна включать в себя возможность интеллектуальной, эмоциональной и физической не только нагрузки, но и разгрузки учащихся. С другой же стороны она должна выступать не только как объект проектирования и моделирования, но и как объект психолого-педагогической экспертизы с целью установления ее соответствия образовательным целям и задачам, а также соответствия природе физического и психического развития учащихся.

Работа с одаренными детьми должна предполагать и коррекцию их развития. Так, например, интеллектуально одаренный ребенок совсем необязательно будет также и физически одаренным. Более того, наличие одаренности у ребенка еще не означает наличия у него готовности к обучению в общеобразовательной школе. Часто интенсивное развитие интеллектуальной сферы у одаренных детей может сопровождаться отставанием в способности к произвольной регуляции своих движений, эмоционального состояния, социального поведения. Есть дети, которые «от природы» или по стечению определенных обстоятельств имеют ограниченные возможности для своего физического и познавательного развития, в связи с чем необходимо создание специальных условий и усилий для их развития. Способствует развитию творческой природы одаренного ребенка, в первую очередь учитель, являющийся ключевой фигурой в создании образовательной среды.

Это предъявляет особые требования к его профессиональной и личностной подготовке. Здесь уже недостаточно высокой предметной подготовки, потому что обучение при таком подходе начинает приобретать развивающий характер. На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, приходят развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности как процесса развития в целом: и телесного, и эмоционального, и интеллектуального, и личностного, и духовно-нравственного. Учитывая психологические, физиологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания.

А именно изменение сложившихся ранее у данного педагога стереотипов восприятия (ученика, учебного процесса и самого себя), общения и поведения и, в итоге, методов обучения и воспитания. Одним из основных психологических принципов работы с одаренными детьми является принцип «принятия другого». Согласно этому принципу учитель должен изначально принимать ученика как индивидуальность, имеющую право быть личностью со своими уже сложившимися особенностями. Это означает, что отношение «ученик – учитель» уже не может строиться на принципе объект-субъектного взаимодействия, потому что ученик и учитель выступают по отношению друг к другу в роли равноправных партнеров, то есть субъектов по совместной деятельности в образовательном, учебно-воспитательном процессе. Этот же принцип является базовым для педагогики сотрудничества, для гуманистической психологии и для парадигмы развивающего образования в целом. Именно благодаря ему происходит превращение знаний-умений-навыков из цели образовательного процесса в средство развития познавательных, личностных и духовно-нравственных способностей учащегося.

Необходимым условием для практической реализации принципа «принятия другого» является принятие самого себя, образа своего «Я». В психологии существует такое понятие, как образ «Я», который складывается из трех компонентов: «Я-идеальное», «Я-социальное» и «Я-зеркальное», означающие в свою очередь Я – такой, каким бы я хотел быть, Я – такой, каким меня воспринимают и видят другие, и Я – такой, какой есть на самом деле. Профессиональная (преподавательская, учебная, административная и т.п.) деятельность и индивидуальный жизненный опыт формируют у каждого человека определенным образом воспроизводимые способы поведения в стандартных ситуациях. Это относится как к взрослым, так и к детям, а к одаренным особенно. Такие стереотипы неосознанно накладывают отпечаток на наше восприятие, мышление, поведение и общение.

С одной стороны, это позволяет, традиционными и уже наработанными методами быстро и без особых усилий решать проблемы, возникающие в стандартных ситуациях, в том числе и при обучении. С другой стороны, в нестандартной ситуации указанные стереотипы не позволяют увидеть всю ее проблемность и огромный диапазон возможностей для ее разрешения. Одаренные дети очень часто представляют собой или своим поведением именно такие нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее стереотипы не только бесполезны, но и даже вредны, опасны и для ребенка, и для самого учителя. Один из наиболее распространенных стереотипов традиционного учительского сознания в том и заключается, что ученик изначально рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Учителю и любому другому наставнику одаренного ребенка следует помнить, что широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и сохранять последовательность действий, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Важно, увидев талант ребенка, не пускать процесс развития его способностей на самотек, не надеяться на то, что ребенок сам найдет дорогу. Нужно обеспечить максимальное развитие. Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, и для любого другого специалиста своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи – отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность продвижения на пути профессионального и личностного становления. Применяя большое разнообразие методов и форм работы по выявлению одаренности учащихся и непосредственной работы с ними, наша гимназия достаточно преуспела в данном направлении. В школе создана комплексная программа по работе с одаренными детьми, которая, успешно реализуясь поэтапно, дает свои положительные результаты. При этом результативность реализации программы на всех ее этапах можно оценить достаточно высоко.

Используя дополнительную литературу, а также Интернет ресурсы, учащиеся готовят презентации, видеоролики к уроку, где они представляют цели, задачи, делают выводы. Среди множества способов повышения эффективности урока, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее – за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня многие учителя-предметники могут решать множество дидактических, организационных и методических проблем. Именно компьютерные технологии выходят сегодня на первое место при решении проблемы по организации работы с одаренными детьми, по самообразованию ученика. Компьютерные технологии способствуют индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, используя информационные технологии, возможно развивать способности и навыки обучения и самообучения. Значительно место в образовательном процессе гимназии, и в частности, в работе с одаренными детьми, занимает тема проекта, которая, как правило, не ограничивается рамками одного стандартного урока, она гораздо шире и глубже.

Это богатейшие межпредметные связи. Что еще важно – так это возможность создания групп по интересам, воспитание взаимоподдержки и взаимовыручки. И, наконец, возможность использования не только учебного материала, но и расширение информационного пространства за его рамки (развитие навыков поиска необходимой информации) и умение преподносить плоды собственной деятельности (презентация) с последующим выходом на участие в научно-практических в конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся. В результате смены в стране образовательной парадигмы от знаниевой к компетентностной, неизбежно меняется система работы в современной школе, и с одаренными учащимися в особенности. Это влечет за собой динамичные изменения в системе работы учителей, психолога, администрации образовательного учреждения.

Однако высоких результатов в деле работы с одаренными учащимися в современной школе возможно добиться лишь при выработке единой концепции работы в данном направлении всеми участниками образовательного процесса.  

Литература:

1.    Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. – М.: Смысл Питер Питер-Принт, 2004. – 412 с.

2.    Щебланова, Е. И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности /Е.И. Щебланова // Школа здоровья. – 1999. – № 3. – С. 41-55.

3.    Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды /Н.С. Лейтес. – М.: МПСИ, 2003. – 412 с.

4.    Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика /В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352с. 5.    Лейтес, Н. С. Ранние проявления одаренности /Н. С. Лейтес // Вопросы психологии. – 1998. – № 4. – С. 98-107.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Чечуков Андрей Владимирович

Дата: 05.04.2019

Номер свидетельства: 506139

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства