Организация духовно-нравственного воспитания учащихся начальной школы в рамках образовательного учреждения.
«Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выпрямить легко, сухую ветвь один огонь исправит». Саади Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от культуры, национальных корней и традиций. И стоит ли удивляться, что в наши дни, большинство школьников ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у значительной части учащихся ценностные ориентации вообще не сформированы. В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития учащихся. Так как материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности. В связи с этим возникла необходимость в приобщении младших школьников к духовно – нравственному развитию и воспитанию личности и гражданина России. Роль школы и нас, классных руководителей, в этом направлении очень важна. В моём понимании духовно – нравственное воспитание способствует формированию активного отношения современных детей к тому, что окружает и воздействует на них, на основе согласования собственных стремлений с объективными закономерностями развития природных и социальных систем. Такая активность может иметь различные проявления. В отношении к людям – это доброта, отзывчивость, забота, чуткость. В отношении к обществу: бережное отношение ко всем элементам общественной среды, чувство ответственности. В отношении к труду: трудолюбие, дисциплинированность. В отношении к самому себе: требовательность, самокритичность, простота, скромность, стремление вести здоровый образ жизни. В отношении к Родине: патриотизм, бережное отношение к природе. Ребёнок приходит в школу, имея определённые, как положительные, так и отрицательные духовно – нравственные качества. Воспитание протекает в повседневной жизни ребёнка, где бы он не находился и что бы он не делал. В школе реализовать выполнение поставленных целей и задач мне помогает и процесс воспитания и процесс обучения, осуществляемые в урочной и внеурочной деятельности. 1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия. 2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. Многое из того, что мы уже делается в нашей школе, ведёт нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинного патриота и гражданина. Вот только некоторые направления и формы воспитательной деятельности: Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта духовно – нравственных взаимоотношений. Здесь дети учатся работать самостоятельно, соотносить свои усилия с усилиями других, слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями других, отстаивать своё мнение, помогать и принимать помощь. Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Использование произведений художественной литературы в процессе нравственного воспитании помогает выработке у детей способности сопереживания с другими, формирует их положительные нравственные эмоции. Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются и на уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле. Добрый, говорят дети, - это тот, кто проявляет заботу об окружающих людях, друзьях, близких, родных, оказывая бескорыстную помощь. При работе с пословицами, поговорками, объясняю нравственный смысл пословиц и поговорок, путём подбора интересных примеров. Приступая к изучению рассказа «Наше Отечество» К.Д. Ушинского, первым делом знакомлю детей с понятиями слов Россия, Родина, Отечество. Во 2 классе я проводила интегрированный урок (окружающий мир и технология) на тему «Путешествие в космос». Чтобы урок не стал формально проведённым, а затронул душу ребёнка, мы с классом посетили планетарий города Курска. Цель этого мероприятия – обогащать нравственный опыт ребёнка: развивать любознательность, любить свою Родину. Более полно наполнены краеведческим материалом уроки окружающего мира. Так, урок «Береги природу» был проведен с целью воспитания бережного отношения к природе родного края, охраны животных. Для более полного закрепления мы посетили краеведческий музей города Курска. Мой опыт классного руководителя показал, что по каждому направлению есть свои формы работы с детьми, позволяющие достичь наилучшего результата. В работе с детьми уделяю большое внимание внеурочным мероприятиям, направленным на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Так же использую психологические тренинги. Например, такой как «Расскажи мне обо мне» позволяет взглянуть на свои поступки со стороны. Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям. На конкретных примерах хочется показать некоторые методы работы по формированию одной из базовых нравственных ценностей: доброго отношения к людям. Беседа «О жадности». Цели: Способствовать формированию представлений о положительных и отрицательных чертах характера. Содействовать развитию взаимоотношений в коллективе, укреплению нравственной самооценки. Воспитывать негативное отношение к жадности. Методы: 1. Расшифровка кругограммы «Жадность». 2. Анализ произведений В. Осеевой «Синие листья», «До первого дождя». 3. Рассуждение «жадность = бережливость?» 4. Упражнение «Нарисуй жадность». 5. Игра «Подарок». Игра «Где живёт доброта» Цели: Создать условия для формирования представлений о добре и доброжелательности. Способствовать формированию умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других. Воспитывать умение делать нравственный выбор. Методы: 1. Определение значений слов «добро», «добрый». 2. Анализ притчи «Каин и Авель». 3. Инсценировка сказки Л. Толстого «Белка и волк». 4. Выведение правил поведения доброго человека. 5. Моделирование ситуаций (работа в группах). 6.Закончи пословицу. Данные виды деятельности способствуют не только осмыслению и принятию для себя данной нравственной ценности, но и применению ее в жизни. Таким образом, обеспечивается появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания личности. Моя задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка. Путь реализации данной задачи, конечно очень долог и кропотлив. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками. Дети каждый день общаются в одном коллективе. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли. Именно направить, ведь для нравственного формирования личности важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя, он учится, прежде всего, послушанию. Я стараюсь не давать детям готовые решения, так как это влечёт за собой неумение найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому строю воспитательный процесс таким образом, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Я учу ребят правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта. В моём классе дети, как и все, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов и быстрых решений. Я помогаю ребёнку осознать ошибки его безнравственного поступка; разумеется, помогаю ему не только пережить, но и исправить поведение. На классных часах даю детям возможность показать свою индивидуальность и творчество. Им интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению прислушиваются другие и чувствовать себя увереннее. Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания. Доброжелательные взаимоотношения в моём классе строятся в совместной деятельности: подготовить материал к внеклассному мероприятию: ролевую сценку, танец, доклад и т.д. Многое из того, что мы уже делается в нашей школе, ведёт нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинного патриота и гражданина. Вот только некоторые направления и формы воспитательной деятельности: Уроки России; Классные часы по теме «Государственные символы Российской Федерации»; Уроки нравственности; Уроки толерантности; Классные часы, посвящённые памятным и героическим событиям истории России, села, подвигам людей; Уроки Мужества; Библиотечные уроки; Встречи с интересными людьми; Походы в музеи. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества, ответственности, сплочение ребят в дружной коллективной деятельности. Большой опыт работы помог мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. Также формирование дружеских нравственных взаимоотношений происходит и в группе продлённого дня: на самоподготовке «помощник-консультант» видит свою роль - в помощи другому. Такая работа способствует воспитанию у них отзывчивости, взаимопомощи. Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителем и детьми, детских взаимоотношений. Полноправным членом коллектива ученик ощутит себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Я считаю очень важным помочь детям почувствовать коллектив, как целое, научить их дорожить его интересами. Забота о личности - первая заповедь нашего коллектива. Дети должны чувствовать себя защищёнными от несправедливости и обиды, видеть, что они небезразличны для других (например, откликнулись на несчастный случай с пятиклассником, который в ходе игры получил травму глаза). Я стараюсь создать условия, способствующие хорошему самочувствию ребёнка, удовлетворению его интересов и развитию способностей. А ещё я учу детей не только «брать» что-то для себя, но и уметь «давать» хорошее другим, учу быть ответственными за общее дело. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Считаю, что личный пример учителя, его отношение к детям имеет определяющее значение в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Если для отношений между учителем и учениками характерны заботливость и отзывчивость, такими же будут и отношения учеников между собой. Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Очень важным моментом духовно-нравственного воспитания, по моему мнению, является работа над Правилами поведения учащихся в школе. Кропотливая работа в этом направлении ведётся 4 года и приносит результат. Правила поведения входят в привычку ребят (если отмечать не только их выполнение, но и не пропускать нарушение), постоянно требовать их соблюдения, и я это делаю не только сама, но и учу ребят напоминать друг другу о правилах и добиваться их неукоснительного выполнения. Правила товарищества, правила дружной работы, правила честной игры, правила вежливости я разработала для ребят своего класса и мы работаем над ними. Конечно, никакому образовательному учреждению не под силу изменить всё современное общество. Однако школа может стать культурным центром определённой микросреды. В связи с этим значительное место в деятельности педагогов, заинтересованных в правильном воспитании детей, должна занимать просветительская работа с родителями. В нашей школе проходят родительские собрания, лектории, «круглые столы». Среди рассматриваемых тем можно перечислить следующие: «Духовные истоки воспитания в семье»; «Роль матери, отца в воспитании ребёнка»; «Любовь и дружба – основа семейного воспитания»; «Место и роль труда в жизни семьи»; «Как сделать ребёнка счастливым»; «Воспитание Словом, Делом и Высоким примером»; «Роль традиций в семейном воспитании ребёнка». Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Как научить родителей видеть важность в воспитании нравственных качеств у детей?! Ведь за нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике. Поведение родителей определяет формирование духовно-нравственных качеств ребёнка, поэтому часто приходится беседовать с родителями, как это делают все классные руководители, проводить индивидуальную работу (по необходимости). Я стараюсь приглашать родителей на классные мероприятия и КТД, обращаюсь, если нужно за помощью, помогаю им. Большим интересом дети участвуют в творческих конкурсах и фестивалях: Фестиваль военно-патриотической песни «Катюша»; Сетевой проект «Двунадесятые праздники»; Военно-спортивных соревнованиях и игры «Зарница», «А ну-ка, парни!»; В экологическом конкурсе «Природа – твой дом. Береги его!» и т.д., Главным, на мой взгляд, является то, что наша работа помогает ребёнку задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что есть хорошо или плохо, как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное дело в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности. Смотреть, как растёт маленький человек, - всё равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветёт, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребёнок. |