«Организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ в ГПД»
«Организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ в ГПД»
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время - это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ в ГПД» »
Тема: «Организация учебно-воспитательной работы по формированию ЗОЖ и укреплению здоровья учащихся в рамках ГПД»
(Из опыта работы)
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж. Руссо
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание здорового подрастающего поколения. Эта многоплановая проблема. Воспитатель группы продленного дня должен эффективно использовать средства, методы и приемы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся в учебно-воспитательном процессе и активно вовлекать учащихся в систему работы. Обучение и воспитание строится с учетом биологического возраста детей, их базовых потребностей, ведущей деятельности, психологических новообразований, индивидуальности каждого ребенка. От того, как организована жизнь и деятельность ребенка в группе продленного дня, насколько правильно произведен отбор содержания, видов деятельности, ее форм и их сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной работы в целом.
Здоровье является фактором личностно – ценного образования, поэтому главными задачами современной школы являются следующие:
воспитание здоровой личности; личности, ориентированной на здоровый образ жизни (ЗОЖ);
организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребёнка;
использование доступных каждой школе средств охраны здоровья и развития школьника.
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня и в нашей школе, поэтому мы, педагоги, поставили перед собой следующую цель:
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач:
1. Профилактика вредных привычек.
2. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
3. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Задача педагога группы продленного дня состоит в том, чтобы не только занять ребенка игрой, заполнить его свободное время, но и организовать такие мероприятия, которые стали бы интересны и полезны школьнику соответствующего возраста, способствовали его интеллектуальному и физическому развитию, обогащали его эмоционально.
В конечном итоге мы должны придти к следующему результату:воспитать нравственно, физически и психически здорового ученика, адекватно оценивающего своё место и предназначение в жизни.
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный. В качестве приоритетных направлений в воспитании мы рассматриваем физическое и нравственное здоровье детей; интеллектуальное развитие; формирование культуры личности и духовных ценностей; гражданское и патриотическое воспитание; эстетическое и трудовое воспитание.
В последние годы в нашем обществе все очевиднее ухудшение здоровья учащихся.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Организация учебно-воспитательной работы по укреплению ЗОЖ и укреплению здоровья в ГПД включает в себя следующие компоненты:
Соблюдение режима дня;
Рациональное питание;
Оптимальная двигательная активность;
Предупреждение вредных привычек;
Повышение психоэмоциональной устойчивости;
Разъяснительная работа с родителями;
1.Соблюдение режима дня
В нашей школе организованы 2 группы продленного дня по 15 человек. Возраст не ограничен, группу посещают дети со 2 – 11 класс. Первоклассники могут посещать группу со второго полугодия. Для занятий оборудованы два класса. В каждой группе четко спланирован режим дня. Ведь режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека. От того, как строится день ребёнка, как сочетается его работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли он завтракает, обедает и ужинает, зависит не только дееспособность, но и его самочувствие, работоспособность, настроение и здоровье.
Раз в неделю мы проводим беседы о здоровом образе жизни. «Азбука поведения», «Законы закаливания», «Болезни, связанные с неправильным питании», «Разговор о правильном питании», «Твои поступки и привычки» и т.д..
На занятиях используются различные формы работы: беседы по теме, проведение опытов, наблюдений, оздоровительных минуток, праздников, КВН, игр-путешествий, соревнований, диспутов, практикумов, «уроков»-здоровья и т.д
2.Рациональное питание.
В обязанности педагога входит организация своевременного питания учащихся, обучение их культурно – гигиеническим правилам приема пищи.
Поэтому с раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом здоровья. У детей начальных классов повышенная потребность в двигательной активности. А пища служит основным источником энергии и строительным материалом для роста и развития организма ребенка.
3.Оптимальная двигательная активность.
Движение как форма физиологической активности, присуща практически всему живомуи играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности. Ежедневно в нашей школе организуются прогулки на свежем воздухе. Виды этих прогулок разнообразны. Можно выделит следующие:
Прогулка наблюдение – дети, например, могут наблюдать за сезонными изменениями;
Прогулка-задание, цель которой может быть - поздравить товарищей или взрослых с праздником;
Прогулка-задача направлена на решение какой-нибудь практической задачи;
Прогулка-поиск – во время такой прогулки могут получить задание отыскать, к примеру, лекарственные растения;
Прогулка-поход на скорость, выносливость, дисциплину, внимание и т.д;
Прогулка-фантазия должна предоставлять возможность творческого развития (изготовить поделку, сочинить стихотворение, придумать сказку;
Прогулка-показ, ставит перед воспитателем задачи познакомить и показать;
Прогулка-практикум, предусматривает закрепление ЗУН учащихся по ПДД, культуре поведения и т.д.
Комбинированная прогулка проводиться в сочетании с играми, спортивными занятиями, экскурсионной работой.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Во время прогулки воспитатель решает сразу две задачи: обеспечивает интересное проведение времени и содействует укреплению коллектива.
А также игровая деятельность занимает одно из главных мест в развитии ребенка. Жизнь ему проще познавать в игре. Игра как своеобразная форма обучения в начальных классах, опираясь на дощкольный опыт детей, обеспечивая активность познания, выступает одним из эффективных средств организации учебного процесса в начальных классах, в полной мере отвечая возрастным особенностям младших школьников и естественным механизмам развития их психики.
Основная формаработы - спортивные соревнования, эстафеты, подвижные, малоподвижные и пальчиковые игры, упражнения на релаксацию,зрительную гимнастику, строевые и физические упражнения, упражнения для формирования осанки.
4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) и формирование полезных привычек.
Полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются тогда, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля.
Мы ведем систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения в группе продленного дня, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой. Мы считаем своей задачей помочь ребенку в овладении культурой поведения. В группе продленного дня, как нигде, отражается воспитанность наших учеников.
5. Повышение психоэмоциональной устойчивости.
По материалам многочисленных исследований, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные – отчаянье, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому, одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Школьника важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. Обучение только тогда может быть эффективным, когда ученик испытывает радость не только от процесса обучения в целом, но и от каждого положительного результата, даже самой маленькой победы.
Поэтому в нашей школе обязательно проводятся занятия по психологии. Проводят их как школьный психолог, так и учителя и педагоги группы продленного дня. Основная цель этих занятий - психологическое здоровье, т.е помочь школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни. Занятия проводятся индивидуально или в группах:
Тренинговые занятия- групповое занятие, целью которого является создание условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
Волшебный стул – цель данного группового дела – развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.
6. Разъяснительная работа с родителями:
В работе с родителями используются тематические родительские собрания о соблюдении режима дня школьников, о ПДД; правилах просмотра ТВ, правила работы за компьютером; о необходимости посещения каждым ребёнком какого-либо кружка или спортивной секции. Наряду с родительскими собраниями в практику школы вошло один раз в год проводить день открытых дверей для родителей. Где родители могут посетить или провести сами любой мастер-класс.
Эффективность работы группы продленного дня во многом зависит от отношения ребёнка к школе, от его желания посещать группу. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Помните, здоровье детей – в наших с вами руках! Благодарю всех за внимание.