Просмотр содержимого документа
«Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на учете в общеобразовательной организации: этапы, ресурсы, критерии результативности.»
Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на учете в общеобразовательной организации: этапы, ресурсы, критерии результативности.
Воспитательная работа в образовательной организации не должна складываться стихийно, интуитивно. Как целенаправленный процесс, воспитательная работа должна быть организована, поскольку управление всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов . Особенное место в организации воспитательной работы школы уделяется воспитанию обучающихся, которые состоят на учете в образовательной организации, так как эти обучающиеся наиболее поддаются негативному влиянию внешних факторов.
Образовательная организация, как институт воспитания, обязана нести ответственность за своих обучающихся, поэтому организация воспитательной работы с отдельными категориями обучающихся, должна занимать ведущее место в воспитательной системе школы, так как школьники – это будущее нашего общества и государства. И от того, какими станут эти дети, зависит жизнь страны. Само понятие организации является многозначным. В теории управления под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий ради решения стоящих перед ними проблем и достижения общей цели. Термин организация, рассматривается с разных аспектов. Так, организацию можно рассмотреть, как объект, процесс, а также как функцию в образовательной организации.
Рассмотрим организацию, как объект. Организация, как объект, представляет собой сознательно координируемое социальное образование, то есть искусственное объединение людей, с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе и преследует свои конкретные цели. Как объект, организация неизменно является элементом общественной структуры со своими функциями и методами. В следствие этого, любая организация способна оказывать некоторое влияние не только на своих членов, но и в целом на окружающий мир.
Организация, как процесс, существует в виде системы, работающей для достижения поставленной цели в определенных условиях, в рамках установленных сроков, причем обязательным становится использование специально разработанных методов, направленных на оптимизацию расходования ресурсов. Организация, как процесс предполагает распределение и закрепление работ по этапам, регламентирование и нормирование их последовательности и сроков, введение обязательных требований осуществления процесса управления в организации. Организация, как функция направлена на создание необходимых условий для достижения поставленных целей.
Организация, как функция должна обеспечивать соответствие существующей системы новым целям, установленным в плановых заданиях. Если такого соответствия нет, то при помощи функции организации создаются новые системы или реорганизуются старые в целях придания им качеств, необходимых для достижения поставленных целей. Рассмотрев понятие организации с разных аспектов, в нашем исследовании наиболее целесообразно будет выделить организацию, как процесс. Организация воспитательной работы - непрерывный процесс распределения и закрепления деятельности по этапам в определенных условиях, направленный на достижении конкретной цели.
Организация воспитательной работы есть процесс, содержащий множество границ, положительных и отрицательных обратных связей. Манипулирование ими является содержанием «среднего», компромиссного пути организации, основой которого служит представление о воспитательной работе и воспитательной системе в целом как об совокупности составляющих ее компонентов: цели, деятельности, субъекта, отношений, освоенной среды.
В соответствии с таким представлением организация воспитательной работы должно осуществляться: во-первых, системой как целым; во-вторых, каждым компонентом системы по отдельности с учетом его своеобразия и с оглядкой на систему как целостность, его включающую; в-третьих, как управление взаимодействием компонентов, обеспечивающим личностное развитие школьников.
Организация воспитательной работы школы, как целостной системой происходит как на внешнем уровне, так и на внутреннем. Организация воспитательной работы на внешнем уровне представляет собой управление со стороны органов министерства образования. Его целью является создание условий для благоприятного развития и усовершенствования воспитательной системы школы. Организация воспитательной работы внутри образовательной организации – это деятельность администрации и педагогического коллектива школы, целью которой является создание условий для формирования и развития личности обучающегося.
Организация воспитательной работы внутри образовательной организации осуществляется на трех уровнях:
3. Внешние специалисты (инспектора КПДНИЗП, органы опеки и попечительства).
Самое важное в организации воспитательной работы – это согласованность действий всех специалистов. Только в этом случае возможно достичь положительного результата. Организация воспитательной работы в образовательной организации осуществляется и через структурные компоненты школы: школьные классы, кружки, спортивные секции, трудовые объединения. В практике получили широкое признание такие формы организации воспитательной работы, как коллективные творческие дела, воспитательные центры, воспитывающие ситуации, коллективные и индивидуальные поручения, соревнования, конкурсы и смотры, площадки свободной творческой инициативы.
Далее мы перейдем к изучению организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете. Нормативно-правовое обеспечение организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на учете в школе, представлено как на уровне Законодательства РФ, так и на уровне образовательной организации. На уровне Законодательства Российской Федерации, организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, осуществляется в соответствии с:
1) Конституцией РФ, Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
2) Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской федерации";
3) ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации";
4) Федеральные государственные образовательные стандарты;
5) Семейным кодексом РФ.
Локальными нормативно-правовыми актами образовательной организации, регламентирующими организацию воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, являются:
1) Устав образовательной организации;
2) Положение о Совете профилактики правонарушений;
3) Положение о постановке обучающихся на внутришкольный учет.
Этапы организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете:
1.Подготовительный этап.
Целью данного этапа является нормативно – правовое, научно – методическое и информационное обеспечение воспитательной работы с обучающимися. На данном этапе разрабатываются основные нормативные документы (план работы Совета Профилактики на учебный год, план организации воспитательного процесса учебный год), осуществляется определение целей, задач, планирование воспитательной работы.
На данном этапе деятельность осуществляют: администрация школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по правовому регулированию.
2. Деятельностный этап.
Целью данного этапа является организация деятельности по реализации индивидуальной профилактической работы с обучающимся. На данном этапе осуществляется:
1. Постановка обучающегося на внутришкольный учет;
2. Проведение воспитательной работы с несовершеннолетними согласно составленному плану индивидуальной профилактической работы;
3. Проведение диагностики;
4. Снятие обучающихся с внутришкольного учета.
Осуществляется такая организация главным образом через включение всех учеников в КТД, направленные на пользу школы и окружающей ее среды, через моделирование воспитывающих ситуаций, охватывающих тех школьников, отношения которых вызывают тревогу, с целью коррекции их познавательного, эмоционально-мотивационного и поведенческого компонентов. На данном этапе основную деятельность осуществляют Совет профилактики, классные руководители, педагог – психолог и социальный педагог.
От успешности работы классного руководителя во многом зависит результативность решения задач в формировании, развитии и становлении личности ребенка. Функциями классного руководителя выступают системно-организующая, диагностирующая, коммуникативная, воспитательная, проектирующая, организационно-деятельностная, методическая, стимулирующая, оценивающая, охранно-защитная, корректирующая.
В должностной инструкции классного руководителя перечислены критерии результативности, которые отражают уровень обучающихся в социальном развитии, среди них выделяют:
а) уровень воспитанности обучающихся;
б) уровень сформированности классного коллектива;
в) уровень социальной активности (портфолио учащегося).
Также имеется перечень критериев деятельности классного руководителя, которые отражают реализацию управленческих функций:
а) организация воспитательной работы с обучающимися;
б) эффективность использования форм и методов в воспитательной деятельности;
в) взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе;
г) взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся.
Большая ответственность за проведение воспитательной работы с обучающимися, состоящими на учете в образовательной организации, возлагается на педагога – психолога. Работа педагога-психолога с обозначенными категориями обучающихся заключается в психолого-педагогическом сопровождении школьников и их семей, состоящих на различных формах профилактического учёта. В должностной инструкции педагога – психолога обозначены основные функции и направления работы специалиста:
а) защита прав и свобод несовершеннолетних обучающихся;
б) психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения;
в) консультативная помощь всем участникам учебно-воспитательного процесса;
г) психодиагностика;
д) психопрофилактика;
е) психологическое консультирование;
ё) психокоррекция и развитие.
При необходимости к работе с данными категориями обучающихся привлекаются специалисты других учреждений района и города, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Заключительный этап.
Целью данного этапа является анализ результатов деятельности по организации воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете. На данном этапе оценивается результативность плана индивидуальной профилактической работы, проводится статистическая обработка данных, в необходимых случаях проводится коррекция плана. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на заместителя директора по правовому регулированию. Постановка и снятие с внутришкольного учета осуществляется по решению Совета профилактики правонарушений. Постановка и снятие с учета осуществляется в присутствии самого обучающегося и его родителей или законных представителей.
Срок нахождения, обучающегося на внутришкольном учете может составлять от 3 месяцев до 1 года. Организация воспитательной работы с обучающимися, находящихся на внутришкольном учете, проводится в форме индивидуальной профилактической работы. Согласно, ст.1 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Цель индивидуальной профилактической работы заключается в профилактике нездорового образа жизни, корректирования отклоняющегося поведения и изменения их воспитательной среды в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних. Методическое обеспечение организации воспитательной работы с выделенными категориями обучающихся должно отличаться разнообразием, разрабатываться для всех видов воспитательной деятельности школьников отличаться комплексностью.
Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида материала, но общим должен быть комплексный подход. Образовательная организация в праве самостоятельно выбирать методическое обеспечение для осуществления своей деятельности. В.М. Лизинский выделил критерии успешности организации воспитательной работы в школе:
1. Включенность в воспитательную работу всего педагогического коллектива ОО.
2. Координирующая роль директора и участие администрации в организации воспитательной работы в школе.
3. Включение родителей в воспитательную работу.
4. Удовлетворенность уровнем и характером профессионального повышения квалификации и организации воспитательной работы его участниками.
Таким образом, организация воспитательной работы – непрерывный процесс распределения и закрепления деятельности по этапам в определенных условиях, направленный на достижении конкретной цели. Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, регламентируется рядом нормативно-правовых документов, как на уровне Законодательства РФ, так и локальными НПА. Организация воспитательной работы школы, как целостной системой происходит как на внешнем уровне, так и на внутреннем. На внешнем уровне организацию осуществляют органы управления образованием, на внутреннем организация воспитательной работы представлена на трех уровнях (администрацией школы, педагогическим коллективом и внешними специалистами).
Организация воспитательной работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете проходит в три этапа:
1. Подготовительный этап – разработка нормативно – правовой базы, определение целей, задач, планирование воспитательной работы. Ответственными за данный этап являются администрация школы.
2. Деятельностный этап – постановка и снятие обучающихся с внутришкольного учета, проведение индивидуальной- профилактической работы, диагностика несовершеннолетних). Работу на данном этапе проводят классные руководители, педагог- психолог и социальный педагог, Совет Профилактики.
3. Заключительный этап – анализ результатов деятельности, обработка статистических данных, оценка результативность плана индивидуальной профилактической работы. Контроль за качеством исполнения проводимой работы возлагается на заместителя директора по правовому регулированию.
Список использованной литературы:
Антонова О.Н. Критерии оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя // Вестник ТГУ. 2013. №11 (127).
Балабанова Л.М. Судебная патопсихология: вопросы определения нормы и отклонений: монография. Донецк: Сталкер. 2013. 429 с.
Мураткина Д.Е. Характеристика категории «Дети группы риска» в психолого-педагогической науке // Вестник Костромского государственного университета. 2014. №7. С. 58-64.
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 120 от 24.06.1999 (с изм. и доп. от 7 июня 2017). Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 52».
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.