Опыт воспитательной работы по теме "Социализация и развитие учащихся в условиях образовательной среды "Класс продленного дня"
Опыт воспитательной работы по теме "Социализация и развитие учащихся в условиях образовательной среды "Класс продленного дня"
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако в современной школе значимость классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет различные взаимосвязанные функции. Статья направлена на представление педагогического опыта по классному руководству.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Опыт воспитательной работы по теме "Социализация и развитие учащихся в условиях образовательной среды "Класс продленного дня"»
Социализация и развитие учащихся в условиях
образовательной среды «Класс продленного дня».
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Становятся иными требования к школе, ученикам и педагогам. Однако в современной школе значимость классного руководителя не снижается. Сегодня он выполняет различные взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность в классе; заботится о развитии каждого ребенка; помогает детям в решении возникающих проблем. В отличие от школы 70-80 годов, когда воспитание главным образом связывалось с воздействием извне, в настоящее время позиция классных руководителей меняется. Большинство понимают ВОСПИТАНИЕ как создание условий для социализации и развития внутреннего потенциала ребенка. Отсюда следует и изменение системы работы классного руководителя. Что же такое воспитание? В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания; приведу одно –
ВОСПИТАНИЕ – это процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят. Я думаю, школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, муки и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою необходимость для других. И школа – это то место, где ребенка больше всего воспитывают. Я думаю, это о нашей школе. Сегодня школа имеет все возможности так организовать образовательный процесс, чтобы чередовать учебу, отдых, развивающую деятельность учащихся с учетом их возраста и возможностей школы. Школа работает в одну смену в условиях пятидневной учебной недели с шестым (суббота) развивающим днем. Во второй половине дня организованы дополнительные занятия по предметам, работа с одаренными детьми, работа спортивных секций, кружков и т. д. В настоящее время школа перешла в режим «Школы продленного дня». И каждый класс это составляющая часть модели ШПД.
КЛАСС ПРОДЛЕННОГО ДНЯ – это необычный класс. Это класс с единой системой учебно-воспитательной работы, системой интеграции основного и дополнительного образования.
Такой класс нужен родителям. Они получают большую помощь от педагогического коллектива в деле воспитания и развития детей. Педагогическому коллективу предоставляется возможность слить воедино учебно–воспитательный процесс, вести в системе всю воспитательную работу, более глубоко изучать индивидуальные особенности каждого школьника.
Гимназический класс продленного дня, с которым я первый год переживаю все трудности и радости формирования дружного, сплоченного коллектива. Во всем и всегда я стараюсь идти по жизни со своими учениками. Работая первый год, я сегодня часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путем САМОразвитияи САМОреализации.
Для того чтобы к этому прийти, я определила основные направления воспитательной работы:
I. УЧЁБА
«Ученье – свет, а неученье – тьма».
Важное место в своей работе я отвожу регулярным контактам с учителями-предметниками, ежедневно отслеживая оценки своих учеников. По ситуации провожу индивидуальные беседы. Все учебные результаты стараюсь еженедельно и ежемесячно отражать в дневниках в виде «Карты успеха». Каждую четверть составляю подробный отчет об успеваемости каждого ребенка, в сравнении с прошлыми результатами. Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость, и каковы причины этого. После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач.
II. СЕМЬЯ
«В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей».
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообществ – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Я поняла, что родители моих учеников – это первые помощники, члены классного коллектива. Работу с родителями веду по двум направлениям – повышение психолого-педагогических знаний и вовлечение их в учебно-воспитательный процесс. В рамках этого направления провожу родительские собрания, совместные творческие дела, особенно удачно проходят собрания в виде деловой игры-беседы «Я помогаю вам, вы помогаете мне» или диспута. Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Интересно проходят творческие дела (походы, экскурсии, дни здоровья). Пятница – день открытых дверей. Повышение уровня психолого-педагогических знаний реализуется через индивидуальные и тематические консультации, открытые уроки и внеклассные мероприятия, общешкольные родительские собрания.
Ш. Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ «Ты тоже родился в России».
Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, города, историей своей семьи, области, региона. Проводятся Уроки мужества (встречи с ветеранами Великой Отечественной войны), диспут «Патриотизм: знак вопроса». Также ребята участвуют в операции «Милосердие».
IV. ЗДОРОВЬЕ В здоровом теле – здоровый дух.
Основная цель этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса, формирование стремления к здоровому образу жизни. Ребята участвуют во всех спортивных мероприятиях школы (100% посещаемость осеннего кросса, легкой атлетики, силового троеборья и др.). С этой целью проведены мероприятия: познавательная ролевая игра «Суд над сигаретой», беседа «Здоровые привычки – здоровый образ жизни» и др.
Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны. Например, работая по направлению «Досуг», мы не забываем о родителях. Так, совместно с родителями проведены экскурсионные поездки в Абалак, в Тюмень, в Екатеринбург.
Работая по направлению «Я – гражданин России», мы не забываем о направлении «Учеба», так как знания необходимы для молодого поколения страны. Вся воспитательная работа идет в сотрудничестве со школьной детской организацией «Республика Даль», со школьной и городской детскими библиотеками, домом творчества, краеведческим музеем, театром и другими учреждениями дополнительного образования.
Исходя из целей и задач воспитательной работы, следует отметить удачи вработе:
- формирование и деятельность органов самоуправления;
- многообразие форм работы;
- развитие познавательных интересов учащихся;
- большая совместная работа детей и их родителей, педагогов.
Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, социализации и развития. В заключение хотелось бы привести слова великого Авиценны: «Учитель – это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Уверена, что я и мои ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который приведет нас к новым высотам. А пока пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, свою школу, стремится ко всему новому и интересному и уважает в себе и в других человека, а образовательная среда «Класс продленного дня» ему в этом поможет.