Обобщение опыта по теме "Сохранение и укрепление зддоровья школьников"
Обобщение опыта по теме "Сохранение и укрепление зддоровья школьников"
Работая в школе, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу учителя, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии, красоте и здоровью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме "Сохранение и укрепление зддоровья школьников"»
Обобщение опыта по теме: «Сохранение и укрепление здоровья школьников»
Тема опыта: «Сохранение и укрепление здоровья школьников».
Работая в школе, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В задачу учителя, я считаю, входит пробудить скрытые в каждом ребёнке продуктивные силы, тягу к гармонии , красоте и здоровью.
На протяжении нескольких лет для самообразования я выбирала темы, связанные с изучением личности ребёнка. Пыталась разобраться в психологических причинах плохого поведения и разном уровне обученности детей в одном классе. И пришла к выводу: если у ребёнка проблемы со здоровьем, он не может быть хорошим учеником. Но рассматривать здоровье в этой ситуации нужно не только как физическое состояние и самочувствие, а гораздо шире - и как эмоциональное, душевное и психологическое благополучие человека.
Мне очень понравилось высказывание, что здоровье – это не просто отсутствие болезней….
Здоровье – это состояние полного психического ,физического, социального и духовного благополучия человека.
Когда я познакомилась со своим очередным классом оказалось что в классе очень много детей из неполных семей, три семьи из которых неблагополучные, двоим детям поставлен диагноз ЗПР и одному мальчику рекомендовано обучение в СКУ 8типа. Тогда мною было принято решение составить из всей прочитанной литературы индивидуальный для моего класса план работы. Который бы включал в себя всевозможные здоровьесберегающие технологии и учитывал психологический аспект.
Образовательное учреждение - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей. Для себя я выделила факторы образовательной среды особо значимые для сохранения здоровья детей.
Среди них:
организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерывов);
психический фон занятий (доброжелательность);
санитарно-гигиенические условия (проветривание помещений, чистота, цветовое оформление, озеленение классной комнаты.)
двигательный режим детей.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей раннего возраста ,снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонение в социальном поведении. В силу этих причин проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особо остро - в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путём совершенствования служб здравоохранения, не принесла ощутимых результатов. Если педагог хочет воспитать здоровую личность, он должен направлять свою внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Ребёнок способен сосредоточиться лишь на том, что ему нравиться, а не на том что «надо» учителю. Опытный педагог умеет приёмами преодолеть усталость, уныние и неудовлетворённость обучающихся. У детей развита интуитивная способность «улавливать» эмоциональное состояние взрослых потому, что они не придают такого значения словам, как взрослые. (Дети читают по глазам и жестам). Очень важно, чтобы взрослый не выдавал свою неприязнь, если она зародилась, чтобы доброта излучалась постоянно. Именно через опыт совместного переживания у ребёнка может развиться эмпатия, (умение сопереживать) как полярность эгоизму.
В массовой практике часто встречаются случаи жестокого наказания детей. Взрослые должны понимать, что ребёнку нужно давать право на ошибку. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах я объясняю родителям, что каждый способен совершить ошибку, а дети тем более. Но дети должны твёрдо знать, что определённые шибки нельзя совершать никогда. Однако если уж ошибка совершена, дети должны уметь извиниться перед тем, кто пострадал. Если взрослые постоянно укоряют ребёнка его ошибками, не принимают извинения, не дают их забыть, то у ребёнка может развиться комплекс неполноценности, как излом характера на всю жизнь. А отсюда и появляются трудные дети. Но этих психологических проблем можно избежать, если проводить с родителями регулярные беседы. Поэтому проблема укрепления именно психологического здоровья подрастающего поколения очень актуальна в наше непростое время. Знакомство с литературой тоже показало, что проблема психологического здоровья привлекала и ранее внимание многих исследователей из самых различных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, социологов.
Термин «психологическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения. В докладе Комитета экспертов « Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей»(1979 год) сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными социальными условиями. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к потребностям ребёнка. Особое внимание эксперты Всемирной организации здравоохранения обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. Подтверждением этому могут служить результаты исследования многих детских психологов. Например, Н.М.Неупокоева обнаружила тесную связь между особенностями общения младших школьников с очень значимым для них человеком - учителем и развитием у них мотивов учения. Каждый ребёнок для своего здорового развития нуждается, в первую очередь, в теплоте чувств и любви.
На основе многих научных идей по проблеме сохранения и укрепления здоровья школьников я разработала: комплекс мероприятий, направленных на профилактику простудных заболеваний; систему уроков здоровья, обучающих гигиеническим навыкам и способам управления своими чувствами; правила поведения для достижения максимального комфорта в классе.
Считаю, что важно не только научить детей грамоте, но и воспитать порядочного человека, адекватно оценивающего свою личность и способного принести пользу обществу. Таким человеком может стать не только физически здоровый ребёнок, но и испытывающий душевный комфорт в коллективе, осознающий целостность своей личности.
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от учёбы и работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости и красоты. Целостность, гармония человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая сознательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такого человека мы должны « создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. И для этого в настоящее время есть различные пути и возможности.
Технология опыта:
Я поставила перед собой цель: научить детей быть здоровыми душой и телом. Стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи: формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; обеспечение физического и психического саморазвития.
Считаю, что обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства,- актуальная задача современного образования. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибётся тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.
Чтобы достичь, поставленную перед собой, цель я решила проводить уроки здоровья. Включила их в план своей воспитательной работы. Для того чтобы уроки здоровья стали эффективным средством развития и воспитания детей, нужно выполнять определённые условия: ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных знаний в поведении. Нужно учитывать, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность. Моя методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком. Делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Считаю, что мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров. Уроки здоровья о пище провожу в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание пищи, разумное отношение к приёму жидкости). Уроки здоровья по другим темам провожу либо в классе, либо на свежем воздухе в дендрарии школы.
На уроках здоровья отметки не ставлю. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, не реагирую отрицательно на ответы. Считаю, что необходимо доброжелательно выслушивать все ответы детей и не показывать своё неприятие позиции ребёнка даже мимикой, взглядом. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, как чувствует и видит. Нужно иметь терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Невозможно воспитать ребёнка словами, без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре, добрых поступках, словах и в то же время быть сердитым, раздражённым, позволять себе резкие высказывания в общении с детьми. Надеюсь, что каждое моё занятие приносит детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждает желание прийти снова.
Помимо внеклассных занятий на обычных уроках я использую различные методы здоровьесберегающих технологий. В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяют две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. На своих уроках я использую такие методы обучения как: рассказ, беседа, демонстрация, упражнения, практический метод, ситуационный, игровой метод, соревновательный метод. В структуре метода выделяют приёмы, как составную часть, отдельный шаг в реализации метода. Приёмы можно классифицировать следующим образом: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения); компенсаторно-нейтрализующие (физминутки, оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, тренинги);стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приёмы психотерапии, фитотерапии);информационно-обучающие (письма, памятки, адресованные родителям и обучающимся). Использование методов и приёмов зависит от многих условий: от личной заинтересованности педагога, от уровня населённого пункта, школы, класса. Я в своей работе пытаюсь объединить в единое целое все отдельные приёмы. Остановлюсь на компенсаторно - нейтрализующем приёме. Ежедневно до 1 урока дежурные проводят утреннюю разминку.
На каждом уроке отвожу время для физминуток: после комплекса разминочных упражнений начинаю проводить лечебную гимнастику в игровой форме. В процессе этих упражнений дети могут смеяться, гримасничать, свободно выражать свои эмоции; они полностью раскрепощаются и не думают о терапевтическом эффекте, который дают эти упражнения. Например упражнение «Буратино»: сидя на стуле лепим красивый нос для Буратино (дети поглаживают себя по носу как бы вылепливая его). Буратино «рисует» носом солнышко, морковку, домик в воздухе. При этом у детей появляется радостное ощущение от медленных и плавных движений шеи. Это упражнение даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника. Упражнение « Моем ручки»: сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, фалангами пальцев одной руки трём по ногтям другой. Это упражнение оказывает воздействие на внутренние органы, создаёт ощущение лёгкости и радости внутри организма. Упражнение «Лебединая шея»: поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку. Вытягиваем шею, похлопывая по подбородку. Поглаживаем область грудной клетки со словами «Я милая, чудесная, прекрасная» (воспитываем бережное отношение к своему телу, учим любить себя).
«Птица перед полётом»: это упражнение учит детей напрягать и расслаблять мышцы спины (описано в приложении).
К компенсаторно – нейтрализующему приему относится также, проводимая мною, психогимнастика , дыхательная и звуковая гимнастика в игровой форме. Например «Остров плакс»: путешественник попал на волшебный остров, где живут одни плаксы. Он старается утешить то одного, то друго, но дети-плаксы продолжают реветь (учитель выполняет роль путешественника, а дети плакс). У плакс головы должны быть подняты, брови сведены ,уголки губ опушены , делают всхлипывания вдох без выдоха три минуты. Благодаря этому упражнению происходит насыщение крови кислородом.
«Холодно - жарко»: подул холодный северный ветер( дети съёжились в комочки), выглянуло летнее солнышко, можно загорать (дети откинулись расслабленно на спинку стула). Происходит напряжение и расслабление мышц туловища. Примеры других упражнений приведены в приложении.
Цель дыхательной гимнастики - научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Например : сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри по очереди, закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем. Энергично произносить звуки «п - б», произношение этих звуков укрепляет мышцы губ. Энергично произносить «т - д», укрепление мышц языка. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-лёгочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Многие упражнения звуковой гимнастики я выполняю с детьми на свежем воздухе, вне класса. «Покорители космоса», «Гудок парохода» - они описаны в приложении.
Детям очень нравятся упражнения методики «Гимнастика мозга». Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствия упражнения. Они помогают учащимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле.
Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию. Дети не любят писать, читать ,а любят целыми днями смотреть телевизор? С помощью гимнастики мозга у них появится энергия к учёбе. Движения. пересекающие среднюю линию тела, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше. Движение «Перекрёсток»: прыгайте так, чтобы в такт движениям правой ноги двигалась левая рука. «Ленивые восьмёрки»: начертить карандашом в воздухе знак бесконечности поочерёдно каждой рукой, а потом правой и левой одновременно. Таких движений очень много и они, несомненно, благоприятно влияют на наш мозг.
В полном объёме использую информационно - обучающий приём: на родительских собраниях провожу лекции, раздаю памятки, рекомендации родителям. Приглашаю психолога и медицинских работников для просвещения родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. На педагогических советах, посвящённых теме укрепления здоровья обучающихся, выступаю с докладами и презентациями о своей работе.
Считаю, что залог хорошего самочувствия детей на уроке – свежий воздух в классной комнате. Поэтому в обязанности дежурных входит регулярное проветривание помещения в любое время года. У нас в классе очень много комнатных цветов, за которыми дети ухаживают самостоятельно. Ребята знают, что все цветы поглощают вредный здоровью углекислый газ и выделяют кислород. Но есть особо полезные цветы, так называемые растения- санитары воздуха, которые убивают все вредные вещества в воздухе в радиусе нескольких метров от себя. Например, хлорофитум. К этому растению дети относятся с особой заботой: протирают его листочки, опрыскивают….
Здоровье ребёнка зависит от многих, перечисленных выше факторов. Но особое внимание я уделяю такому фактору, как психологический комфорт. В наше непростое время дети часто предоставлены сами себе. После уроков они могут самостоятельно смотреть кровавые боевики, подрывающие психику, зарубежные мультфильмы с раздражающей слух музыкой. Противостоять этому учитель не в силах, но компенсировать получение положительных и правильных эмоций можно. Я нашла выход в релаксационной музыке. Эту спокойную, приятную музыку я ставлю на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. Она совсем не похожа на ту, которую дети слышат с экранов телевизора. Музыка со звуками природы также благоприятно влияет на поведение, психику ребёнка и восприятие им окружающего мира. Недопустим, я считаю, авторитарный стиль. При авторитарном, репрессивном стиле воспитания со стороны учителя дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. Фрустрация этих потребностей, приводящая к психологическому дискомфорту, серьезно сказывается на психическом и физическом здоровье ребёнка. Дети, испытывающие на себе подобный стиль воспитания, как правило, в дальнейшем относятся к окружающему миру как к источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, отказываются от контакта с незнакомыми им людьми, в ситуации школьного обучения не отвечают на вопросы.
Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающих. Непрерывные стрессовые перегрузки вызывают истощение ещё не вполне окрепшей нервной системы ребёнка, что приводит к различным заболеваниям. В основе школьных неврозов, часто проявляющихся в виде таких заболеваний как: бронхиальная астма, приступы рвоты, головная боль, как правило, лежит фрустрация одной или нескольких детских потребностей. Так, замечено, что очень часто приступы бронхиальной астмы впервые возникают у детей, когда они начинают посещать детский сад или школу. При этом детям явно не нравится то заведение, куда его определили. Причины могут быть самые разные: злая, «крикливая» воспитательница или учительница, обижающие дети-драчуны, постоянно испытываемый неуспех в школе. Все эти причины приводят к психологическому дискомфорту, следствием которого могут быть заболевания. Итак, мы выяснили, что благоприятный психологический климат в классе и хорошее здоровье тесно связаны. И поэтому в основе профилактики упомянутых выше заболеваний должна лежать забота о психологическом комфорте ребёнка, который может быть достигнут следующими средствами: спокойное, уравновешенное состояние учителя, подготовка ребёнка к школьному обучению, проведение тематических классных часов, во избежание конфликтов между детьми.
Одним из методов здоровьесберегающей педагогики, которым я пользуюсь, является ведение дневников здоровья и тетрадей развития ребёнка. Дневник здоровья находится у детей, они, самостоятельно заполняя его, учатся следить за своим самочувствием. Иногда учитель, заглянув в дневник, может понять причины того или иного состояния ребёнка.
При заполнении дневника соблюдается время наблюдений. Их следует проводить в одно и то же время: утром и вечером. При характеристике данных самонаблюдения учитываются следующие показатели: самочувствие, боль, настроение, сон, аппетит.
В графе «самочувствие» дети записывают хорошее (ощущение бодрости, жизнерадостности), плохое (слабость, вялость, головокружение). В графе «боль» отмечают в какой области тела болит. В графе «настроение» отмечается внутреннее душевное состояние и причина. В графе «сон» отмечается время отхода ко сну. Это вырабатывает привычку быстро и крепко засыпать в одно и то же время. Если учитель видит в дневнике разное время отхода ко сну, то есть повод встретиться с родителями, так как сокращение продолжительности сна резко отрицательно сказывается на состоянии организма школьника: снижается работоспособность, наступает утомление, возникает переутомление. По свидетельству французских исследователей установлено, если в начальных классах дети спят меньше 8 часов, то из каждых 100 таких школьников 61 не успевает в учёбе. И это не должны сбрасывать со счёта ни родители, ни учителя. Таким образом, изучив динамику результатов наблюдений за состоянием здоровья учащихся, педагог вместе с родителями может подвести итоги работы по здоровьесбережению у учащихся. Почти такую же функцию выполняют и тетради развития. Они находятся у учителя или у психолога. По тестам, проведённым в тетради, можно отслеживать по годам или месяцам, например развитие познавательных процессов, уровень школьной мотивации и другое. По наблюдениям, записываемым в тетради, можно сделать мониторинг самооценки учащихся.
В диапазон опыта входит: система внеклассной работы, использование здоровьесберегающих технологий на уроках.
Результативность опыта. Каждый год при помощи психолога проводится мониторинг самооценки обучающихся, выявляется уровень школьной мотивации, под наблюдением находится развитие познавательных процессов учащихся. На приложенных диаграммах видно, что прилагаемые усилия учителя по укреплению здоровья школьников, положительно отразились и на результатах познавательных процессов. Видна положительная динамика в развитии памяти, мышления, речи, количество допускаемых ошибок уменьшилось. Уроки психологического здоровья принесли свои плоды. Дети стали уверены в своих силах, не боялись допустить ошибку у доски, увереннее общались со сверстниками и взрослыми. Мониторинг самооценки учащихся показал, что детей с адекватной самооценкой к концу четвёртого класса стало намного больше. Когда дети перешли в пятый класс, учителя - предметники отмечали высокий уровень воспитанности учеников. Дети отличались хорошей дисциплиной и трудолюбием. Необходимо отметить и высокий уровень развития личности учеников. Дети быстро адаптировались к новым условиям, переход на следующую ступень обучения не был для них столь болезненным как для остальных учеников. Высокий результат достигнут, я считаю, за счёт личной заинтересованности учителя и тесного контакта с родителями учащихся. Насколько стабильны эти результаты, можно судить, по мнению учителей старших классов и опять же по наблюдениям психолога. Я очень довольна, что вовремя смогла рассмотреть проблемы данного класса и принять необходимые меры. Можно просто давать детям знания и с чувством выполненного долга идти домой, а можно учить, отдавая частичку своей души, доброжелательно относится к детям, быть внимательным к их проблемам. Тогда результат обязательно превзойдет все ожидания.
Важно не развить у ребёнка комплекс неполноценности, а наоборот помочь поверить в свои силы. Под комплексом неполноценности понимают особенности поведения, вызванные устойчивым представлением о физической, психической или моральной ущербности. У детей впечатлительных и физически ослабленных может сформироваться комплекс неудачника. К таким печальным последствиям приводят психогенные факторы. Это такие условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмирующие душу. К сожалению, нередко в семьях процветают эти психогенные факторы. И учитель в школе обязан с особой заботой относится к таким детям.
Здоровье ребёнка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Ребёнок, находящийся в спокойном состоянии, меньше болеет, легче переносит случившееся заболевание, быстрее выздоравливает. Дети, возвращаясь в школу после болезни, в процессе лечения не успели восстановиться, у них повышена утомляемость, неустойчивое внимание, прочее выздоровление может продолжаться долго.
Педагоги должны «щадящее» относиться к таким детям. Педагог должен знать диагноз каждого переболевшего ребёнка, рекомендации врача. Если ребёнок здоров. Он обязан посещать школу.
Это необходимо объяснить самим детям, помимо родителей, потому что родители склонны побаловать его по какому-либо поводу. В то время, когда ребёнок пребывает дома, он лишается педагогического воздействия, его «вооружённость» знаниями уменьшается, а волевые привычки расслабляются. Обязанности школы и семьи совпадают. Обе стороны обязаны: обеспечить безопасность детей, сохранить здоровье, помогать детям учиться.
Библиографический список:
В.В. Ветрова «Уроки психологического здоровья». Москва 2001 год. Руководство для психологов, педагогов и родителей по развитию личности ребёнка младшего школьного возраста.
В.И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Принципы, средства и методы. Программа здорового образа жизни. Физкультминутки от А до Я. Москва «ВАКО» 2004 год.
Н.Ф.Дик. «Начальная школа от А до Я». Практическое руководство для учителя. Ростов-на-Дону «Феникс» 2006 год.
Я.Л.Коломинский. «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений». Минск «Народная асвета» 1984 год.
Т.М.Жирова. «Твоя жизнь - твой выбор». Развитие ценностей здорового образа жизни школьников. Психолого - педагогические рекомендации для преподавателей и родителей. Москва «Глобус» 2007 год.
Приложение к опыту.
Тематическое планирование уроков здоровья 1 класс.
Тема 1. Дружи с водой.
Урок 1. Советы доктора Воды.
Урок 2. Друзья Вода и Мыло.
Тема 2. Забота о глазах.
Урок 3. Глаза-главные помощники человека.
Тема3. Уход за ушами.
Урок 4. Чтобы уши слышали.
Тема 4.Уход за зубами.
Урок 5. Почему болят зубы.
Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.
Урок 7.Как сохранить улыбку красивой.
Тема 5. Уход за руками и ногами.
Урок 8. «Рабочие инструменты человека».
Тема 6. Забота о коже.
Урок 9.Зачем человеку кожа.
Урок 10. Надёжная защита организма.
Урок 11. Если кожа повреждена.
Тема 7.Как следует питаться.
Урок 12. Питание-необходимое условие для жизни человека.
Урок 13. Здоровая пища для всей семьи.
Тема 8. Как сделать сон полезным.
Урок 14. Сон-лучшее лекарство.
Тема 9. Настроение в школе.
Урок 15. Как настроение?
Тема 10.Настроение после школы.
Урок 16. Я пришёл из школы.
Тема 11. Поведение в школе.
Урок 17-18. Я - ученик.
Тема 12. Вредные привычки.
Урок 19-20.Вредные привычки.
Тема 13.Мышцы, кости и суставы.
Урок 21.Скулет-наша опора.
Урок 22. Осанка- стройная спина!
Тема 14. Как закаляться. Обтирание и обливание.
Урок 23.Если хочешь быть здоров.
Тема 15.Как правильно вести себя на воде.
Урок 24. Правила безопасности на воде.
Тема 16. Игры и упражнения на воде.
Урок 25-29. Обучение поведению на водоёме.
Тема 17. Народные игры.
Урок 30. Русская игра « Городки».
Тема 18. Подвижные игры.
Урок 31.Подвижные игры.
Урок.32-33.Обобщающие советы.
Тематическое планирование уроков здоровья 2 класс.
Тема 1. Почему мы болеем.
Урок 1. Причина болезни.
Урок 2.Признаки болезни.
Урок 3. Как здоровье?
Тема2. Кто и как предохраняет нас от болезней.
Урок 4. Как организм помогает сам себе.
Урок 5. Здоровый образ жизни.
Тема 3. Кто нас лечит.
Урок 6. Какие врачи нас лечат.
Тема 4.Прививки от болезней.
Урок 7. Инфекционные болезни.
Урок 8. Прививки от болезней.
Тема. 5. Что нужно знать о лекарствах.
Урок 9. Какие лекарства мы выбираем.
Урок 10. Домашняя аптечка.
Тема 6. Как избежать отравлений.
Урок 11. Отравление лекарствами.
Урок 12. Пищевые отравления.
Тема 7. Безопасность при любой погоде.
Урок 13. Если солнечно и жарко.
Урок 14. Если на улице дождь и гроза.
Тема 8. Правила безопасного поведения в доме , на улице, в транспорте.
Урок 15. Опасность в нашем доме.
Урок 16. Как вести себя на улице.
Тема 9. Правила безопасного поведения на воде.
Урок 17. Вода- наш друг.
Тема 10. Правила обращения с огнём.
Урок 18.Чтобы огонь не причинил вреда.
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током.
Урок 19. Чем опасен электрический ток.
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.
Урок 20. Травмы.
Тема 13. Как защититься от насекомых.
Урок 21. Укусы насекомых.
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными.
Урок 22. Что мы знаем про собак и кошек.
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.
Урок 23. Отравление ядовитыми веществами.
Урок 24. Отравление угарным газом.
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.
Урок 25. Как помочь себе при тепловом ударе.
Урок 26. Как уберечься от мороза.
Тема 17. Первая помощь при травмах.
Урок 27.Растяжение связок и вывих костей.
Урок 28-29 Если ты ушибся или порезался.
Тема 18.Первая помощь при попадании в глаза инородных тел в глаза, ухо, нос.
Урок 30.Как помочь себе?
Тема 19-20. Наше самочувствие.
Урок 31-34 Как себя вести при стрессовых состояниях.?