Обобщение опыта по теме "Гражданско-правовое воспитание младших школьников"
Обобщение опыта по теме "Гражданско-правовое воспитание младших школьников"
Важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся - это гражданско-правовое воспитание и формированиие человеческой личности. В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры у учащихся должны решаться следующие задачи: - формирование умения разрешить конфликты ненасильственным путем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Важнейшей задачей воспитания является воспитание умного, доброго, честного и сильного человека, наделенного правами и обязанностями. И именно такая задача сегодня как никогда остро стоит перед школой. Современные школьники должны обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Поэтому одно из направлений воспитания учащихся – это гражданско-правовое воспитание и формирование человеческой личности. В процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры у учащихся должны решаться следующие задачи:
-формирование патриотических чувств и сознания учащихся, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину, развитие познавательных интересов, потребностей в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, других народов.
-формирование экологической культуры как залог сохранения окружающего мира.
-формирование активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении и воспитание уважения к своему народу, к труду, толерантность;
-формирование уважительного отношения к жизни, осознание права каждого человека на жизнь.
Поступив в школу, дети знакомятся с «Правилами для учащихся» и учатся их выполнять, соблюдать распорядок жизни школы; у них формируется отношение к людям, труду, природе; они приучаются к охране окружающей среды, заботе о здоровье, приобретаются навыки ориентировки в окружающей жизни, у них воспитывается дисциплина труда. Все эти полезные знания, умения и навыки являются положительной основой для формирования правовых знаний в старших классах. Проблема знакомства самих детей с их правами — довольно сложная работа, и сложность её заключается в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку трудно осознать. Формирование правосознания у юных служит не только знание общих положений о праве, законе, но и понимание того, что речь идет о правовом регулировании таких отношений, каждый участник которых имеет свои интересы.
В своей деятельности использую следующие формы работы:
1.Коррекционные занятия.Тема «Основа социализации и общения» разбита на пять основных блоков.
1. «Мы ученики» Здесь учащиеся знакомились с правилами поведения: в классе, в столовой, на спортплощадке, на общешкольных мероприятиях, при поездках.
2. «Я и моя семья». На занятиях у учащихся формировались представления о ФИО и их значении, о месте жительства, родственных связях и своей роли в семье.
3. «Край, в котором я живу». Здесь учащиеся знакомились с государственными символами, столицей России, с государственными праздниками, но начиналось знакомство с нашей страной с родного края (стенд, рисование, наблюдения).
4. Календарь.
5. Так как человек должен жить в согласии с окружающей природой, на занятиях серии «Мой дом, моя земля» учащиеся изучали правила поведения в природе.
Гражданское воспитание школьников направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности. Основные цели гражданского воспитания в школе:
- повышение чувства ответственности за свои поступки, действия.
- формирование устойчивой активной жизненной позиции гражданина – патриота своей Родины.
- социализация личности.
Основной целью гражданского и правового воспитания школьников является формирование правосознания и правовой культуры учащихся, воспитание школьников в духе гражданственности, патриотизма. Вопрос о гражданском воспитании учащихся в современном обществе актуален всегда. Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, что каждый ученик достойно нёс высокое звание гражданина своей Родины? Гражданско-правовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания учащихся.
В начальной школе закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Эффективными формами воспитания младших школьников могут быть беседы, короткие рассказы, воспоминания родителей, рассматривание семейных фотографий, посещение музеев, выставок, памятников героев; чтение стихов и произведений на военно-патриотическую тему; посещение спектаклей.
В «концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьника» сказано о том, что на сегодняшний день национальный воспитательный идеал нравственное представление о человеке на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В школе ребенок осваивает законы взрослого мира, примеряет на себя различные роли, самоутверждается. Социализация личности – процесс непрерывный, в котором школа, как и семья, играет одну из ключевых ролей. Одним из важнейших факторов социализации личности школьника является гражданско-правовое воспитание и обучение.
Актуальность гражданско-правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Семья и школа являются институтами первоначальной социализации личности. Они учат уважать чужое достоинство и отстаивать собственное. Проблема осознания своих прав детьми актуальна. Ведь речь идет не просто об образовании, а о воспитании личности, характера ребенка. Недостаточно сказать ребенку, что он обязан уважать права человека. Необходимо закрепить эти принципы в его сознании, чтобы в дальнейшем он мог использовать их независимо от своего образования и социального положения. Без правовых знаний человек беспомощен. В правовых коллизиях без них не разобраться. Но одних знаний и даже умений ими пользоваться для покорения вершин правовой культуры явно недостаточно. Без формирования и развития правовой культуры невозможно построить правовое государство. Только тот, кто обладает правовой культурой, осознает свою роль полноправного и активного гражданина страны, неравнодушного к ее проблемам и трудностям. Формирование высокой правовой культуры личности возможно только в условиях целенаправленного гражданско-правового образования и воспитания.
Целью является подготовка гуманистически ориентированной личности, обладающей чувством собственного достоинства, с твердой жизненной позицией, признающей высокую ценность свободы и демократии, уважающей закон, обладающей юридическими знаниями, необходимыми для успешной самореализации в социуме. Систематическая работа с учащимися укрепляет их гражданскую позицию. Все учащиеся принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых в школе:
уроки мужества
классные часы «Ты и твое право», «Ты и твоя ответственность», «Права ребенка», «Преступление против чести и достоинства», «Корни моей семьи», «Традиции семьи», «Здоровый образ жизни» «Я - маленький гражданин России»
экскурсии в музеи и на предприятия города
благотворительные акции «Посылка солдату» и «Радость детям»
внеклассные мероприятия – спектакли для младших школьников, концерты для учителей, ветеранов ВОВ на 9 мая, участие в митингах и шествиях
конкурсы и выставки школьных рисунков и газет
Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Через уроки и на внеклассных мероприятиях стараемся прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.
В. А. Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался...». Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного, и до последнего дыхания остается с нами. Через различные формы работы я стараюсь прививать детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.